Меню

Заморозки на почве бизнеса

а покупатель не идет Во многих рекламных роликах производителей мороженого присутствует такой сказочный персонаж – добрый дедушка Мороз: пыхтя и отдуваясь, он везет жарким летом морозную сл

В Екатеринбурге этим летом было, как в той деревне Гадюкино, – мокро и холодно. С той лишь разницей, что для миллионного мегаполиса холодное лето – это не только недород картошки на грядках, но и вполне ощутимые убытки целых отраслей некогда народного хозяйства. Корреспондент «ДК» отправился к представителям самых «теплолюбивых» видов бизнеса с предложением подвести итоги лета.

...а покупатель не идет
Во многих рекламных роликах производителей мороженого присутствует такой сказочный персонаж – добрый дедушка Мороз: пыхтя и отдуваясь, он везет жарким летом морозную сладость ребятне. Этим летом на Урале дед Мороз от жары, наверное, почти не страдал.
Владимир Никулин, заместитель генерального директора ОАО «Хладокомбинат «Норд»: Погода, конечно, повлияла на нашу работу. В прошлом году мы работали практически с колес. Даже не могли ассортимент держать. Этим летом все 55 наименований мороженого в наличии – бери не хочу. А покупатель не идет.
Цифры говорят сами за себя: если в июне 2000 г. «Норд» продал 553 т мороженого, то этом же месяце 2001-го – 398; в июле – 525 и 407 т соответственно. В августе на бывшем хладокомбинате №1 надеялись хотя бы приблизиться к прошлогоднему показателю в 422 т. Однако, похоже, что надеждам мороженщиков не суждено сбыться – последние десять дней августа выдались холодными и дождливыми.
А планы у предпринимателей были огромные. В начале года, объединившись в Союз мороженщиков (учредителем которого, кстати, выступил екатеринбургский «Хладокомбинат «Норд»), производители услады жарких дней объявили о подготовке грандиозной рекламной кампании. Решено было вскладчину пиарить мороженое как таковое. Благо пример был перед глазами – совместная акция пивоваров и производителей алюминия по раскрутке баночного пива приносила организаторам вполне ощутимую отдачу.
Мороженщики договорились отчислять в общий рекламный бюджет по $1 с каждой тонны. Подсчитали, что всего удастся набрать около $200 тыс., нашли агентство, и... собрали немногим более $20 тыс. Уральские производители мороженого, поддержавшие поначалу инициативу Союза, в итоге не перечислили в общий рекламный котел ни цента – погода внесла свои коррективы.
Сезон закончился, но мороженщики не унывают. Спрос на мороженое традиционно повышается в сентябре – папам и мамам хочется побаловать своих чад, вернувшихся из пионерских лагерей и с дач. Следующий взлет спроса происходит в январе, когда в преддверии новогодних праздников екатеринбуржцы начнут покупать крупнофасованные изделия, торты-мороженое и т.д. А вот потом будет спад. До самого мая.

Некондиция
По сравнению с мороженщиками, дела у производителей и продавцов систем кондиционирования идут, на первый взгляд, просто замечательно. Спада объемов продаж нет, производство тоже не стоит. Однако впечатление обманчиво. Рынок систем кондиционирования в России переживает самый настоящий бум. На Урале, по разным оценкам, год от года он увеличивается на 20-30%, и продолжит расти такими темпами еще около трех лет. А потому и эффект холодного лета несколько «смазан».
Андриан Масленников, начальник отдела климатических систем компании «ДатаКрат»: Никакой катастрофы не случилось. Просто нет того роста, который был запланирован. Мы рассчитывали вырасти на 40%.
Труднее всего, конечно же, пришлось фирмам, основные продажи которых ориентированы на частных лиц. Такова психология частника – пока жара не грянет, покупатель за кондиционером не пойдет. Галина Кузнецова, руководитель компании «Даичи-Урал»: Частные лица составляют лишь 20% наших клиентов, поэтому они не делают для нас погоды. Несмотря на холодное лето 2001 г., когда поток «частников» практически сошел на нет, мы за полгода уже превысили объем продаж всего 2000 г.
Коль скоро рынок систем кондиционирования в Екатеринбурге растет такими темпами, это автоматически означает агрессивную маркетинговую и рекламную политику.
Показательно, что этим летом многие компании отказались от рекламы. Марина Фелихова, директор компании «Арт-климат»: В этом году мы не светились в СМИ. Когда наступала весна, у нас были планы дать массированную рекламу. Однако мы сдержались. Как оказалось потом, и правильно сделали.

Побег из холодного лета
Большие любители пива – немцы, известны своей практичностью. А потому пьют они свой национальный напиток в любую погоду. Если жарко – пьют холодное пиво, если холодно... Все равно пьют. Но уже подогретое. У нас в России, к сожалению, это не принято. И страдает наш отечественный производитель в холодную погоду по полной программе.
В нынешнем году ни один из екатеринбургских производителей пива особыми успехами похвастать не может. На «Исетском пивзаводе» за шесть месяцев продукции выпущено в полтора раза меньше, чем в прошлом году. Убытки предприятия составили более 3 млн руб. «Патра» по итогам полугодия «упала» на 18%, сумев, правда, за лето сократить разрыв с показателями прошлого года до 13%.
Сергей Салыгин, руководитель пресс-центра «Патры»: Пиво – продукт сезонный, и понятно, что сложности со сбытом у нас были. По итогам года мы, скорее всего, выйдем на прошлогодние показатели. Хотя планировали существенно прибавить.
Основные надежды на «Патре» связаны с новой маркетинговой политикой предприятия. И в частности, с планами выхода на федеральный рынок. Как бы мы ни относились к рекламе «пива с пробкой», результаты тем не менее положительные. Если в прошлом году, по информации пресс-центра, екатеринбургские пивовары отправляли свою продукцию в 20 регионов России, то летом 2001 г. их число увеличилось до 30. Всего же продажи «Патры» за пределами Свердловской области выросли с 31% в апреле до 42% в конце августа. Сергей Салыгин: Я думаю, что решение уходить на федеральный уровень было правильным и своевременным. Если бы мы этого не сделали, «Патра» бы в полной мере почувствовала на себе холодное лето. А так последний летний месяц стал самым результативным по объемам продаж с начала года – 10 млн литров.
Пивовары не единственные, кто в полной мере ощутил на себе прелести уральского лета. Еще одну «группу риска» составляют продавцы и производители безалкогольных напитков – газировки, как ее называют в народе. Большинство коммерсантов предпочли не говорить об итогах работы отрасли, узнав о теме публикации. Те же, что согласились побеседовать с корреспондентом «ДК», с удовольствием вспоминали прошлый жаркий год и сетовали на погоду в нынешнем. По словам Константина Ганеева, начальника торгового отдела компании «Бэст», в наиболее холодные дни этого года объем реализации, по сравнению с прошлым, падал в два раза: Прошлое лето было у нас удачным. Спрос был просто ажиотажным. В этом году мы, конечно, ощутили разницу.
Тем не менее предприниматели предпочитают во всем находить хорошие стороны: В очень жаркую погоду мы не можем удовлетворить все потребности Екатеринбурга, и рынок открывается для производителей из других регионов. В лето, подобное нынешнему, большинство местных компаний работают ровно и на полную мощность.

НеЛетние кафе
Наверное, хуже всего пришлось этим летом уличному общепиту. Доля постоянных (читай: несокращаемых) расходов в этом бизнесе чрезвычайно велика. Если, скажем, продавцы  кондиционеров с наступлением холодного лета просто урезали свои рекламные бюджеты,то владельцы летних кафе при всем желании не могли сократить размер платы за аренду земли или стоимость обслуживания химических туалетов.
В среднем содержание уличного кафе в подобающем виде обходится в 20-40 тыс. руб. в месяц. Сюда входит аренда и обслуживание химического туалета (от 6 тыс. руб.), аренда земли (2,5-6 тыс. руб.), расходы на охрану (3-5 тыс. руб.), выплаты Российскому авторскому обществу за транслирование музыки (от 3 тыс. руб.). В то же время, по словам самих предпринимателей, в особо холодные дни выручка составляла 200-300 руб.
Оценить размеры потерь «летнего общепита» в денежном выражении сложно. Далеко не все предприниматели согласятся показать свои реальные доходы. Некоторые выводы напрашиваются из следующих данных: из 180 предпринимателей, согласовавших проекты своих кафе в городском комитете по товарному рынку в апреле (а надо заметить, что дело это не из легких), на открытие заведений решились 150. Холодные май с июнем сделали свое дело.
Косвенно пострадали опять-таки производители пива и безалкогольных напитков, открывшие для себя с недавних пор новый способ увеличения объемов сбыта и рекламы своей продукции («ДК» писал об этом в № 26 с.г.) – предоставление оборудования для кафе в аренду. Развертывание сети этих заведений обходится нынче в $80000-200000. Стоимость комплекта оборудования для одного кафе составляет около $8000, куда входят малые зонты ($30 за штуку), большие зонты ($350), шатры (около $3000 за каждый) плюс холодильное оборудование.
Особой прибыли от работы летних кафе производители, похоже, также не дождались. Кроме того, ряды владельцев летних кафе начали редеть уже в августе. По словам Сергея Салыгина, в этом году из 26 палаток, закупленных «Патрой», к середине августа семь было уже снято. В прошлом году большинство палаток торговали и в сентябре.

Нам погода не указ?
Казалось бы, раз есть проигравшие от погоды, значит, должны быть и выигравшие. Однако ни продавцы демисезонной одежды, ни владельцы соляриев нынешним летом не озолотились. Исключение составили лишь владельцы саун и туристических фирм. Но и здесь, как выяснилось, холодное лето ни при чем. Если в первом случае всему виной оказалось месячное отключение горячей воды по всему городу, то во втором – объективный рост реальных доходов населения. Так, к примеру, в турфирме «Гринэкс» нам заявили, что в нынешнем году продажи по Турции превзошли прошлогодние в четыре раза! Однако, как справедливо заметил глава фирмы Константин Хмелев, если нынешним летом люди выехали на отдых за границу, это вовсе не означает, что в жаркое лето они останутся копаться на дачных грядках. Зато выяснилась другая любопытная деталь: практически никто из тех бизнесменов, что пострадали от холодного лета, не пытались получить долгосрочный прогноз на сезон и, соответственно, не делали попыток учесть погодный фактор в своих планах. Сергей Салыгин: О том, что лето будет холодным, мы узнали из сообщений СМИ. Беда только в том, что информация об этом  появилась в начале лета, а не весной, когда наши специалисты составляли бизнес-план.
 На комбинате «Норд» нам заявили, что синоптикам «не доверяют» и работают по проверенной социалистической схеме: строят план производства исходя из данных предыдущего года, а потом «на месте» корректируют. В компании «Бэст» пользуются среднесрочными прогнозами из Интернета. Константин Ганеев: А вообще, мы стараемся над этим не задумываться и предпочитаем лучше работать над сбытом.
В компании «ДатаКрат» также пока не прибегали к услугам синоптиков: Мы спрашивали московские компании. Там такие обращения были. Здесь мы пока не знаем никого, кто угадал бы температуру с достаточной точностью на срок больше, чем две недели. Мы решили в эти авантюры не пускаться.
Совершенно очевидно, что нынешнее лето оказалось своеобразным холодным душем для целого ряда предприятий. Будут ли извлечены из этого уроки, покажет следующее лето. Особенно, если оно будет таким же. Обычным уральским.