Меню

Заподозрили во взятках и угрозах Роснефти. Задержан министр экономразвития Алексей Улюкаев

Следствие полагает, что министр вымогал $2 млн взятки за положительную оценку, позволившую «Роснефти» приобрести госпакет «Башнефти». Улюкаев был задержан с поличным при передаче денег, говорят в СК.

О возбуждении уголовного дела в отношении Алексея Улюкаева 15 ноября в 2.33 ночи по московскому времени сообщил Следственный комитет. Следствие считает, что речь идет о вымогательстве взятки со стороны Улюкаева, дело возбуждено по ч. 6 ст. 290 УК РФ. Сейчас министр задержан, в ближайшее время планируется предъявить ему обвинение и избрать меру пресечения. 
 
«Обстоятельства преступления связаны с получением занимающим государственную должность Российской Федерации Алексеем Улюкаевыем 14 ноября 2016 года двух миллионов долларов США за выданную Минэкономразвития положительную оценку, позволившую ПАО «НК «Роснефть» осуществить сделку по приобретению государственного пакета акций ПАО АНК «Башнефть» в размере 50%», — говорится в сообщении СК.
 
Речь идет о вымогательстве у представителей «Роснефти», сопряженном с угрозами, пишет РИА Новости со ссылкой на и.о. руководителя управления по взаимодействию со СМИ Следственного комитета Светлана Петренко. По ее словам, министр задержан с поличным при получении денег. По данным источника агентства, Улюкаев находился в разработке ФСБ больше года, его телефон прослушивали несколько месяцев.
 
В Минэкономразвития и «Роснефти» комментировать дело отказались. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подчеркнул тяжесть обвинений, которое требует серьезных доказательств, решить что-то может только суд, отметил он. 
 
«Деньги Улюкаеву были переданы в ходе следственного эксперимента под контролем силовиков», — пишет «Интерфакс» со ссылкой на источник в правоохранительных органах. Кто именно передал деньги, не уточняется.
 
Претензий к руководству «Роснефти» нет, добавил он. 
 
В Центробанке удивлены задержанию Улюкаева. Первый зампред ЦБ Сергей Швецов говорит, что министр — последний человек, которого можно было бы заподозрить во взяточничестве.
 
«Я с большим уважением отношусь к Алексею Валентиновичу. Его в последнюю очередь можно было бы заподозрить в чем-то подобном. То, что написано в прессе, выглядит абсурдно. Сейчас ничего не понятно», — сказал он РИА Новости.
 
Алексей Улюкаев — самый высокопоставленный чиновник, задержанный с 1991 г. При этом СМИ сообщают, что при задержании он «пытался безуспешно дозвониться покровителям».

Как проходила приватизация «Башнефти»

 
«Роснефть» закрыла сделку по приобретению госпакета «Башнефти» 12 октября, она перечислила в бюджет 329,7 млрд руб. Изначально на «Башнефть» было девять претендентов, в частности, «Лукойл», Независимая нефтегазовая компания Эдуарда Худайнатова, «Русснефть», «Татнефть». «Роснефть» многие чиновники правительства и Кремля не хотели допускать к торгам. Против ее участия изначально был и сам Улюкаев. Помощник президента Андрей Белоусов в июле 2016 г., отвечая на вопрос о возможности приватизации «Башнефти» «Роснефтью», говорил:
 
«Я считаю, что это же глупость какая-то, чтобы «Роснефть» участвовала, одна государственная компания, получается, в приватизации другой», — сказал он (цитата по РИА Новости). 
 
Однако формально «Роснефть» не является госкомпанией: ее государственные акции принадлежат «Роснефтегазу», а не Росимуществу. При приватизации нефтяная компания воспользовалась этой лазейкой. 
 
На инвестиционном форуме ВТБ Капитал «Россия зовет!» Путин признался, что сам был удивлён тем, что правительство разрешило «Роснефти» участвовать в приватизации «Башнефти».
 
«Может быть, Вам покажется странным, я сам был немного удивлён такой позиции Правительства, но это действительно позиция Правительства Российской Федерации, прежде всего его финансово-экономического блока», — говорил президент.
 
Допуск «Роснефти» объяснялся тем, что приватизации подлежат также 19,5% акций нефтяной компании, а приватизация «Башнефти» дала бы синергетический эффект и принесла больше всего денег в бюджет.
 
В процессе приватизации было получено два обязывающих предложения о покупке, и лучшее, выше цены оценщика, поступило со стороны «Роснефти», говорил Улюкаев. Приватизационные торги при этом не проводились.