Банки и страховые компании обяжут содержать аппарат финансового омбудсмена, который будет разбирать споры между гражданами и финансовыми организациями. Такой законопроект появится уже в мае.
В марте президент Дмитрий Медведев поручил правительству и ЦБ проработать юридическую базу для работы финансового омбудсмена. Как стало известно РБК daily, соответствующий законопроект, регулирующий деятельность нового «защитника от финансов», будет готов уже в мае.
Согласно концепции закона, финансовый омбудсмен будет регулировать отношения потребителей и организаций финансовой сферы: банков, страховых компаний и рынка ценных бумаг. К финансовому омбудсмену сможет обратиться любой гражданин при соблюдении трех условий: сумма его претензий не должна превышать 100 тыс. руб., жалоба должна быть подана не позднее года после совершения события, пострадавший, до того как просить помощи у омбудсмена, уже пытался решить ситуацию напрямую с организацией. Последний пункт позволит «существенно снизить нагрузку на омбудсменов на первом этапе и стимулировать банки для самостоятельной работы», поясняет вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. Решения омбудсмена будут носить юридический характер, поэтому оспорить их можно будет только в суде.
Работа финомбудсмена для потребителя в России будет бесплатна, а содержать штат «защитника» планируют за счет участников рынка. Концепция предполагает два вида платежей: ежегодный взнос и плату за каждую поданную жалобу.
Институт финансового омбудсмена заработал в России в 2010 году, уже рассмотрено около 4 тыс. жалоб на 117 финансовых институтов, большинство из которых — банки. Для банков, присоединившихся к соглашению с финансовым омбудсменом, его решения носят обязательный характер. Споры на рассмотрение примирителю передаются только по инициативе физического лица. Пост финансового омбудсмена может занимать гражданин России, имеющий общественный авторитет и более чем три года не работающий в финансовой организации.