Меню

Защитите свой бизнес вовремя!

  Сергей Колясников директор сети магазинов «Старый солдат» Первое марта в нашем магазине был обычным спокойным днем, покупателей было немного, а мы с заместителем планово объезжали наши точки. Вдр

Чтобы не пасть под ударом конкурентов (государственных органов), заранее позаботьтесь о безопасности предприятия.
 

Сергей Колясников
директор сети магазинов «Старый солдат»

Первое марта в нашем магазине был обычным спокойным днем, покупателей было немного, а мы с заместителем планово объезжали наши точки. Вдруг начались звонки из различных информационных агентств с вопросами о том, что я думаю по поводу обысков в нашей сети и изъятия предметов с нацистской символикой. Я честно отвечал, что ничего такого нет. А уже через 15 минут на всех точках разом появились следователи из прокуратуры, и началась свистопляска, которая отчасти продолжается до сих пор.

Если нависла угроза
 
Судя по всему, мы оказались удобной мишенью, чтобы откатать на нас новые законы, а заодно громко прокричать, как активно в стране борются с фашизмом, экстремизмом и терроризмом. Дело было безусловным заказом, ведь, если магазин действительно чем-то не устраивает власти, достаточно телефонного звонка в администрацию торгового центра. В их распоряжении есть все инструменты, чтобы решить дело за 5 минут. Но видимо, надо было устроить публичный скандал.

После появления следователей (одновременно с представителями СМИ) события развивались стремительно. Пока мы пытались объясниться, у нас изъяли сервер из центрального офиса (сделав невозможным нормальное снабжение сети товаром), компьютер из одного из филиалов, парализовав тем самым его работу (фискальный регистратор работает через компьютер), изъяли даже вырезки из журналов. Какое отношение имели компьютеры к нацистской символике, мне неведомо. Если бы наш бизнес был сильнее завязан на информацию о контр­агентах, клиентах и т. д., возможно, мы бы вообще вынуждены были его свернуть. А так удалось выкрутиться. К тому времени, как нам все вернули (произошло это очень «быстро» — понадобилось «всего» две недели и два юриста), бизнес уже заработал снова. Но на этом история не закончилась — нам пришлось вступить в длительную судебную борьбу, пережить кучу проверок различных структур (из-за этого нашествия все магазины сети даже закрывались на три дня).

Что я для себя из этого вынес? Как известно, все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Любой бизнес должен быть хотя бы минимально защищен от нападок, которые осуществляются с помощью властей и административных органов. Сейчас ситуация такова, что можно написать на любой бумажке любую чушь, отнести ее куда следует и нанести ущерб любому бизнесу. Там может быть сказано, что вы злостно нарушаете авторское право и используете пиратский софт, или что ваше предприятие наносит ущерб экологии, или что у вас все сотрудники гастарбайтеры-нелегалы (или вы печатаете листовки — в этом случае изымают оргтехнику). Не важно. Проведут любую экспертизу, которая докажет что угодно (или, как в нашем случае, ограничится расплывчатыми формулировками «возможно», «может быть»), и ваш бизнес встанет. Этого можно избежать. Защитить бизнес — в общем-то не очень дорого и хлопотно.
Что сделать в первую очередь?
 
Главное — сохранить управляемость компанией. Например, вынести сервер с критически важной информацией за пределы офиса. Пусть он стоит у провайдера или просто за стеной, но должен работать при любых условиях. Лучше создать несколько почтовых ящиков на бесплатных сайтах типа mail.ru — они обеспечат вам связь, даже если вся ваша ИТ-инфраструктура будет нарушена.

Необходимо быть готовым к самым большим неприятностям со стороны нашей судебной системы. В нашем случае вообще весь судебный процесс со всеми действиями, включая экспертизы, хотели уложить в один день. Такое нарушение прав, свобод и процессуальных правил даже в голове не укладывается. Нас обвиняли в том, что мы ведем пропаганду нацистской символики, хотя на тот момент торговать ею не запрещалось, а продаваемые нами предметы в равной степени представляли обе стороны — и СССР, и Германию. К слову, через некоторое время после процесса закон изменили, теперь запрещена именно продажа вещей с нацистской символикой — т. е. даже игрушечных солдатиков с точки зрения закона продавать нельзя.

Главное — чтобы вас не застали врасплох. Например, желательно, чтобы у руководителя не совпадал адрес прописки и фактического проживания. Тогда у вас больше шансов, что будете разговаривать со следователями в присутствии адвокатов, а не кутаясь в одеяло, плюс будет необходимое время для организации работы в ваше отсутствие.

Не забывайте сотрудничать со СМИ. Важно, чтобы они отражали и вашу точку зрения, в противном случае ущерб деловой репутации может быть большим. СМИ влияют на власть. Когда известно, что тот или иной факт так просто не замолчать, отношение уже другое.

Если ввязались в борьбу с системой, знайте, что законы здесь действуют весьма ограниченно, а презумпция невиновности — пустой звук. Экспертизы проводились незаконно — это прямое нарушение законодательства, что делает невозможным использование их результатов в качестве доказательств (в принципе это сто­процентная победа в суде, но — только в теории). В нашем случае не стали даже повторные экспертизы делать, для приговора хватило этих, а попытку указать на нарушения конституционных прав обозвали «уклонением от ответственности». Отсутствие предметов с символикой в пяти магазинах из семи обозначено как «успели спрятать». Но если считаете, что вы правы, защищайтесь. Нам еще только предстоит стать полноценно правовым государством, и если мы будем сидеть дома у телевизора, то ничего не изменится и никто за нас наши права не защитит. Я ведь отстаиваю не свое право продавать символику, а честь и деловую репутацию. У нас большинство продавцов — бывшие воины-интернационалисты. И обвинения подобного толка нас сильно задевают. Уверен, что активная защита в конце концов окажется успешной.

МНЕНИЕ ЗА

Александр Плотников
помощник коммерческого директора Уральского завода гражданской авиации:
— Мы на собственном опыте столкнулись с угрозой потерять предприятие, так что обеспечение безопасности бизнеса для нас не пустой звук. В 2005 г. рейдеры пытались захватить завод. Все началось с черного пиара в местной и федеральной прессе, потом пошло множество проверок со стороны надзорных инстанций, включая транспортную прокуратуру: были споры, обвинения в нарушениях закона при консолидации акций и т. д. «Благодаря» таким меро­приятиям компания лишилась многомиллионных контрактов. Из разгоревшегося конфликта мы вынесли те же самые уроки, что и Сергей Колясников. Разве что хотелось бы добавить про необходимость юридического ликбеза не только для руководства компании, но и для многих сотрудников. Тогда действия силовиков, проведенные в ненадлежащей форме, просто теряют юридическую силу. Кроме того, важно иметь на подхвате подготовленных и знающих юристов. Естественно, контакты с адвокатами у Уральского завода гражданской авиации были и до рейдерской атаки, но в основном по хозяйственным вопросам. А когда началось возбуждение уголовных дел, их опыта не хватило. Руководитель должен быть уверен, что он не останется один на один с опасностью.
Практика показывает: не получив личного негативного опыта, мы крайне редко задумываемся о безопасности. Только после реального столкновения с такими проблемами срабатывают инстинкты самосохранения — компания начинает уделять внимание этим вопросам. Хорошее начинание — растолковать людям, что бизнес надо уметь защищать, но, боюсь, эти призывы услышат немногие. Пока жареный петух не клюнет...
 
МНЕНИЕ ПРОТИВ
Евгений Шестаков
гендиректор группы правовых компаний «Интеллект-С»:
— Понять оратора и разделить его негодование по-человечески просто: бизнесмен рискнул, вложился, а в итоге — убытки и неприятности. Ладно бы он ошибся и не заработал, поскольку не угадал спрос (кто не ошибается?), но ведь он привлек к себе внимание правоохранительных органов, потратился на адвокатов и теперь вынужден оправдываться перед общественностью.

Спешу напомнить: предпринимательство — деятельность на свой страх и риск. Так написано в Гражданском кодексе. Однако ведение бизнеса с нарушением закона — это не гражданский поступок, а отступление от установленных государством и обществом норм и правил, преступление. Почему-то бизнесмены категорически не хотят понимать элементарных истин, они сознательно идут на конфликт с законом ради большей прибыли, забывая, что делают полученный доход преступным.

Это касается не только рассматриваемого случая, а вообще всей традиции современного российского бизнеса.
Бизнесмены — серьезные, казалось бы, люди — ведут себя по-детски. Их типичные аргументы: «Все так делают!», «Я всю жизнь так работал, и мне сходило с рук!», «Пупкины попадаются потому, что у них слабый папа (читай крыша)».

Особенно поражает их недоумение и возмущение, когда нечестную игру раскрывают. Начинаются разговоры о чьем-то заказе, об избирательном характере правосудия (если все так делают, почему меня назначили крайним?), о том, что они — случайные жертвы слепой и несправедливой государственной машины.

На мой взгляд, выступление Сергея Колясникова напоминает памятку преступнику-рецидивисту о том, как прятать доказательства и препятствовать органам следствия в раскрытии преступлений. Почему он не дает советов, как работать, не привлекая внимания государства, призванного защищать наши частные и свои публичные интересы? Ведь от такого отношения растут ноги всеобщего пренебрежения к законам, которые почетно не исполнять, и к государству, которое прибыльно обманывать. Я считаю, наконец пришло время учиться вести свои дела законно. Для этого — добровольно или под страхом неотвратимого наказания — надо оплачивать в виде налогов услуги государства, уважать своих коллег по бизнесу, исполняя перед ними все свои обязательства.

Господа, пожалуйста, прекращайте жить по понятиям! Государство и законы — основной и более стабильный регулятор экономики, гарантия вашей личной безопасности и получения прибыли.