Меню

Защитники правового поля

Если заглянуть в раздел «юридические, правовые консультации, адвокаты» сайта «Уралфирм», можно обнаружить, что по меньшей мере 370 фирм в одном только Екатеринбурге готовы оказать различные виды юр

За последние несколько лет количество юридических агентств, работающих на рынке Екатеринбурга, увеличилось с нескольких десятков до нескольких сотен. Однако столь бурный рост вряд ли приведет к перенасыщению рынка: подавляющее большинство новичков занимается стандартными услугами вроде регистрации и ликвидации предприятий, а юристам со стажем постоянные изменения в законодательстве открывают для заработка все новые области права.

Если заглянуть в раздел «юридические, правовые консультации, адвокаты» сайта «Уралфирм», можно обнаружить, что по меньшей мере 370 фирм в одном только Екатеринбурге готовы оказать различные виды юридических услуг: зарегистрировать или ликвидировать предприятие, защитить интересы компании в суде, заняться исполнительным производством. Специализация у каждого агентства своя — как и взаимоотношения с клиентами. Учитывая эти различия, можно разделить юрфирмы Екатеринбурга на три категории. Олег Ярушин, партнер адвокатской конторы «Михайлович и партнеры»: Первый тип фирм ориентирован на массовые услуги. Они предлагают помощь при регистрации предприятия, ликвидации компании, лицензировании. Сюда же можно отнести юридические агентства, предлагающие клиентам правовое обслуживание. С другой стороны, есть фирмы, подобные нашей, которые оказывают юридическую помощь крупным компаниям в критических ситуациях. Услуги таких фирм носят уникальный характер. Остальные юридические агентства, по словам г-на Ярушина, занимают промежуточное положение между этими двумя типами.

Лейб-гвардия

Оказать клиентам помощь в критической ситуации могут около 20 екатеринбургских юридических агентств. В их числе уже названное агентство «Михайлович и партнеры», адвокатское бюро «Оферта», возглавляемое Владимиром Ширяевым, коллегию адвокатов «Частное право» под руководством Максима Колесникова. Критичность ситуации характеризуется угрозой, которую она несет дальнейшему существованию компании-клиента. На практике такие ситуации чаще всего принимают форму имущественных или корпоративных споров. Иногда рассмотрение основного спора сопровождается параллельными разбирательствами в других областях юриспруденции, где принимают участие те же стороны. Следовательно, юридические агентства должны быть готовы оказать квалифицированную помощь в самых разных правовых ситуациях: например, досконально знать не только законодательство о ценных бумагах, но также корпоративное и уголовное право. Олег Ярушин: Крупные корпоративные споры то и дело провоцируют возникновение уголовных дел. В этом случае юрист, занимающийся спором в арбитражном суде волей-неволей привлекается клиентом для защиты по уголовному делу. А такой допуск к защите может иметь только человек, имеющий статус адвоката.

Юридические агентства этого типа чаще всего создаются в виде так называемого адвокатского образования. Юристы, изначально работающие в коммерческом предприятии, становятся адвокатами, вступают в адвокатскую палату, и потом, уже имея удостоверения адвоката, получают доступ к адвокатской практике. К примеру, именно таким образом организовал свою фирму Максим Колесников.

Поскольку разрешение критических ситуаций связано с исходом рассмотрения спора в арбитражном и/или уголовном суде, услуги, оказываемые юридическими компаниями данного типа, достаточно дорогие. В месяц представитель лейб-гвардии выручает в среднем до 500 тыс. руб. Однако, несмотря на высокие расценки, клиент, однажды получивший квалифицированную помощь высококлассного юридического агентства, в следующий раз опять обратится туда же. Объясняется это тем, что между юристами-«лейб-гвардейцами» и их клиентами возникают тесные отношения, которые еще больше укрепляются в том случае, если юрфирма ведет несколько дел одного и того же клиента. Считается, что передача всех сложных дел в одни руки выгодна как клиентам, так и самой юрфирме.

Конкуренция среди «лейб-гвардейцев» невелика. У каждого есть свой круг клиентов, своя ниша, компании уживаются, не заходя на смежную территорию. Их деятельность не требует рекламы: ни один серьезный заказчик не откликнется на рекламное объявление, в котором будет предлагаться помощь в решении корпоративных споров или конфликтов между собственниками. Можно предположить, что в дальнейшем число этих фирм на рынке не увеличится, поскольку все крупные и перспективные клиенты уже распределены, а число поводов для обращения в агентства с течением времени остается прежним.

Ландскнехты

Вторая категория юридических агентств — «ландскнехты». Они, в отличие от «лейб-гвардии», действующей только в критических ситуациях, предоставляют клиентам услуги, необходимые им для нормального ведения бизнеса — скажем, услуги, связанные с предотвращением возможности возникновения спора (консультации по правильному соблюдению закона) и защите прав клиента в досудебном порядке (составление претензий, исков) или услуги по регистрации и ликвидации юридических лиц, лицензированию различных видов деятельности. Обычно компаниям выгоднее решить эти вопросы при помощи юридических агентств, чем заниматься ими самостоятельно. К тому же потребность в подобных услугах вполне может носить периодический характер.

Компании-ландскнехты не отличаются той широкой специализацией, которая требуется от юридической гвардии, они занимаются в основном налоговым, договорным, таможенным и земельным правом. Каждая компания уже наработала определенный опыт и репутацию в своей области. Так, на предоставлении юридических услуг, связанных с защитой интеллектуальных прав и регистрацией торговых знаков, специализируется одновременно агентство юридической информации «Интеллект-С» и филиал московской компании «Городисский и Партнеры». Юридическая фирма «Правовая защита» и ООО «Уником Партнер» оказывают услуги в области корпоративного права (регистрация первичной и дополнительной эмиссии, помощь в проведении собраний акционеров и др.), а ЗАО «Центр «Налоги и финансовое право» — на проблемах клиентов, связанных с налогообложением.

Кроме того, компании-«ландскнехты» с большой охотой берутся за абонентское обслуживание клиентов — сопровождают сделки, дают правовые консультации, представляют интересы в судах. Евгений Шестаков, директор агентства юридической безопасности «Интеллект-С»: Мы занимаемся не только защитой интеллектуальной собственности. Некоторые клиенты обращались к нам и по другим вопросам, поэтому мы вплотную занялись правовым аутсорсингом. Нас можно назвать юридическим отделом нескольких десятков фирм Екатеринбурга. Кроме того, мы работаем и по другим перспективным направлениям права — землей и недвижимостью.

Такой подход — специализироваться в одной области, не отказываясь при этом от заработка в смежной — исповедуют и многие другие компании, оперирующие на «массовом» юридическом рынке. Наталия Шептаева, генеральный директор юридической фирмы «Правовая защита», говорит, что в общей доле услуг, оказываемых компанией, услуги, связанные с корпоративным законодательством, не превышают 30%, хотя основная деятельность компании сосредоточена именно там. Все остальные доходы «Правовая защита» получает от предоставления клиентам других видов юридических услуг.

Крупные компании-«ландскнехты» нередко выходят за рамки собственно юридических услуг. Например, компании «Налоги и финансовое право» и ООО «Левъ-аудит» предоставляют аудиторские услуги, а «Уником Партнер» более известен как крупный игрок на фондовом рынке, нежели эксперт в области корпоративного права.

К «ландскнехтам» часто обращаются потому, что никто, кроме них, не способен оказать необходимую услугу в соответствующей области права на высоком профессиональном уровне. Евгений Шестаков: Многие фирмы занимаются интеллектуальной собственностью, но их предложения главным образом касаются регистраторских действий: регистрация товарного знака, патентование изобретений. Мы же изначально рассматриваем возможность судебного разрешения конфликта. Даже если мы занимаемся регистрацией интеллектуальных прав, мы заранее предусматриваем, каким образом это право будет защищено.

Так как усл уги, предлагаемые «ландскнехтами», ориентированы на массового потребителя, отношения между юридическим агентством и клиентом оказываются менее тесными, чем у юридической лейб-гвардии. Если со «своим» клиентом адвокатская фирма всегда согласовывает цены индивидуально, то при работе с массами необходимы более четкие ориентиры в ценообразовании. Стоимость комплексного обслуживания компании в юридической фирме — от 10 тыс. руб. в месяц. Пару лет назад эта цифра была в два раза меньше, следовательно, рост цен на массовом рынке юридических услуг составляет около 25% в год.

Некоторые юридические агентства предлагают особый способ оплаты их услуг. Скажем, в «Центре юридических экспертиз» клиенту предоставляется скидка на услуги компании в 25% или 50% в зависимости от размера ежемесячной абонентской платы
(1 тыс. руб. или 3 тыс. руб. в месяц). Причем абонентская плата включается в стоимость этих услуг.

Узкая специализация и стандартизация не обязывает иметь столь основательную подготовку сотрудников юридического агентства в различных областях права, как в адвокатских образованиях. От каждого сотрудника юридического агентства не требуется готовности вести любое дело самостоятельно. Большую роль здесь играет разделение труда внутри компании, дабы агентство смогло предложить свои услуги как можно большему числу клиентов, снизив тем самым себестоимость одной стандартной услуги.

В 2004 г. число компаний-«ландскнехтов» по сравнению с прошлым годом значительно возросло: с 15-20 до 55-60. Наиболее остро конкурируют юридические агентства, предоставляющие наиболее популярные услуги. Это приводит к тому, что компании начинают диверсифицировать свой бизнес, осваивая перспективные направления. Евгений Шестаков: Мы очень активно изучаем Интернет как новое правовое поле: споры, связанные с доменными именами, провайдерами, с IT-технологиями, с программами и т. д. Еще один способ удержаться на рынке — углублять специализацию.

Вольные стрелки

Серединное положение между лейб-гвардией и ландскнехтами занимают агентства, которые имеют широкую специализацию в различных отраслях права, но при этом у них нет такой репутации, как у элитных юридических компаний. Впрочем, «вольные стрелки» могут специализироваться и на конкретной области права, обслуживая гораздо меньшее число клиентов, чем юридические агентства—«ландскнехты». «Вольные стрелки» могут быть как адвокатским образованием, так и коммерческой организацией.

«Вольные» юрфирмы могут играть для небольших компаний ту же роль, что и «лейб-гвардейцы» для крупных предприятий. Они способны оказывать клиенту услуги, относящиеся к различным областям права. Клиенты «вольных стрелков» — малые и средние компании. Держать в своем штате постоянного юриста они не могут, однако время от времени у них возникает потребность в юруслугах. Отношения между «вольными стрелками» и их клиентами, как правило, достаточно устойчивые. Конечно, они не столь доверительные, как у компаний—«лейб-гвардейцев» и их потребителями, но все же более тесные, чем у клиентов и юридических агентств-ландскнехтов.

Наступление по всем фронтам

По мнению руководителей ведущих юридических фирм Екатеринбурга, на рынке можно найти немало относительно свободных сегментов. Так, Юлия Иванова, заместитель генерального директора юридической фирмы «Правовая защита», видит неплохие перспективы, открывающиеся перед юридическими фирмами, которые оказывают услуги в области корпоративного законодательства. Юлия Иванова: До российских компаний наконец-то доходит, что несоблюдение корпоративного законодательства чревато большими неудобствами: ни один банк не даст кредита фирме с малым уставным капиталом или той, что не соблюдает регистрационные процедуры. Будет затруднен и выход таких фирм на фондовый рынок. По данным г-жи Ивановой, в Екатеринбурге около 200 компаний ежегодно прибегают к услугам юридических фирм при проведении первичной или дополнительной эмиссии. В дальнейшем, по мере развития российского фондового рынка, это число будет только увеличиваться.

Не менее оптимистично оценивают свои перспективы компании, специализирующиеся на защите интеллектуальной собственности. Как отмечает Евгений Шестаков, нарушения в области интеллектуальных прав будут приобретать все новые формы, соответственно, виды защиты тоже будут меняться. Скоро исполнится десять лет, как введен в действие закон «Об интеллектуальной собственности». Специалисты прогнозируют, что после юбилея истечет срок действия многих брендов, зарегистрированных в начале 90-х. Количество споров, связанных с торговыми марками, резко возрастет, и компании все чаще будут прибегать к помощи юристов. В «Интеллект-С» говорят, что в 2004 г. году юристы фирмы уже участвовали примерно в 30 таких дел, что вдвое превышает прошлогодние показатели.

По словам Олега Ярушина, стажировавшегося в США, американские юристы завидуют российским специалистам в области налогового права. За океаном Налоговый кодекс приняли более ста лет назад, и на сегодня все неопределенные ситуации уже рассмотрены. Тот юрист, которому удастся создать прецедент, будет обеспечен заказами на много лет вперед.

Екатеринбургские юристы также отмечают, что с развитием российской экономики станут привлекательны такие области права, как медицинское и экологическое. Распространение частной медицины обязательно приведет к тому, что потребность в юридических услугах возникнет как у лечебных учреждений, так и у пациентов, оставшихся недовольным качеством лечения. Поэтому можно ожидать, что уже в ближайшее время в Екатеринбурге появятся юрагентства, специализирующиеся на медицинском праве.