Руководители промышленных предприятий собрались в директорском зале Уралмашзавода. Планировали всем миром накидать список мер, которые помогут им работать сообща. Но разговор быстро ушел в другое р
Руководители промышленных предприятий собрались в директорском зале Уралмашзавода. Планировали всем миром накидать список мер, которые помогут им работать сообща. Но разговор быстро ушел в другое русло. Обсуждали не как наладить кооперацию, а почему ее нет и быть не может.
Круглый стол открыл АНДРЕЙ КУЗНЕЦОВ, начальник по производству Уралмашзавода: «Наше предприятие накопило огромный опыт взаимодействия с другими заводами. И я готов им поделиться со всеми желающими». «А заказами поделиться готовы?» — поинтересовался АЛЕКСАНДР МАКАРОВ, начальник отдела промышленности и ОПК Министерства промышленности и науки Свердловской области. «Тут пока сложнее», — лаконично отреагировал начальник по производству Уралмашзавода.
Этот короткий диалог обозначил ключевую проблему кооперации. Обмениваться заказами и повышать таким образом объемы в нынешней ситуации хотят все. Но общего языка друг с другом найти не получается. И на то есть целый ряд причин.
Главную из них обозначил АЛЕКСЕЙ БЕГУНОВ, генеральный директор Свердловского завода трансформаторов тока. Многие предприятия просто не нуждаются в помощи братьев по цеху. Делать все самому проще и выгоднее, пояснил г-н Бегунов, а в качестве примера привел собственный опыт: «У меня технологическая цепочка отлажена таким образом, что завод все делает сам. Для меня отдать часть задач на сторону — значит лишить работы и зарплаты своих сотрудников. Мне это зачем? У меня в штате 1,1 тыс. человек. И всех их нужно кормить».
Предприятия все делают сами не потому, что не хотят делиться частью прибыли, а потому, что между собой они критично несовместимы, считает НИКОЛАЙ ЛОТОВ, генеральный директор Невьянского машиностроительного завода: «В области 52 сталелитейных производства. И ни одно из них ни разу не смогло изготовить годное для моего завода изделие. Потому что у каждого свои марки стали, свои резьбы и т. д. Каждый работает по своим стандартам. А в итоге получается изделие, никому, кроме выпустившего его предприятия, ненужное».
Найти адекватного контрагента в границах региона действительно невозможно, согласился АЛЕКСЕЙ КИШКО, генеральный директор «Росэнерготранса» (производит трансформаторы): «Нам для работы нужна трансформаторная сталь, обмоточный провод, алюминий, медь и еще много чего. Все это в области производить могут. Но подстраиваться под наши потребности никто не хочет. Все выпускают традиционную для себя номенклатуру. Объемы падают. Продажи стоят. Но о том, чтобы подкорректировать технологический процесс под желания покупателя, все равно никто не думает». В итоге «Росэнерготранс» вынужден закупать ресурсы за пределами Свердловской области или вообще за границей, резюмировал г-н Кишко.
Тема импорта зацепила г-на Лотова. Несмотря на все проблемы несовместимости областных предприятий, обращение к зарубежным производителям не выход — уверен он. Но загранице местные производственники почему-то доверяют больше, чем свердловским поставщикам, посетовал Николай Лотов: «Уралвагонзаводу, например, нужны гидромолоты. Наше предприятие их выпускает. Но у нас эту продукцию Уралвагонзавод не берет! Берет в Турции! Хотя и по качеству, и по цене наши молоты лучше. Чего не хватает? Что еще нужно, чтобы на нас они внимание обратили?!» «Деньгами нужно делиться», — недвусмысленно намекнул на всеобщую практику откатов БОРИС ГОЛЕМЕНЦЕВ, заместитель генерального директора ОКБ «Новатор». Присутствовавший в зале представитель Уралвагонзавода предпочел промолчать.
Соседям по области промышленники часто не доверяют заказы из-за опасности срыва сроков, продолжил тему АНДРЕЙ БЕСЕДИН, генеральный директор ТПО «Уралпромоборудование». За сроки не отвечает никто, заявил он и привел пример: «Вот пока мы здесь с вами заседаем, мне позвонили уже трижды. Просят подключиться к решению проблемы с Уралхиммашем. Полчаса назад они сняли со станка наше изделие. Сняли потому, что нашли другой, более срочный и, видимо, денежный заказ. И вот такое отношение — повсюду».
Рассуждать о кооперации бессмысленно, почти подводя итог всему заседанию, заявил г-н Големенцев. Отдавать или не отдавать заказ соседу — личное дело каждого. И такие решения принимаются на основе простых экономических подсчетов, добавил он: «Есть понятия «выгодно» и «невыгодно». Вот мне, например, требуется лазерная резка листа. Я могу купить технику, которая будет эту сталь резать. Загрузка — по три смены в месяц. Выгодно? Нет. Вот поэтому я отдал резку Сухову (Анатолий Сухов, генеральный директор Регионального центра листообработки. — Прим. ред.). И все довольны!» Г-н Сухов согласно покачал головой. Все равно, вне зависимости от общих программ и методик, каждый будет сам считать свои выгоды и сам решать — идти на кооперацию или нет, продолжил Борис Големенцев. Сообща можно сделать только одно — создать единую информационную площадку, чтобы предприятия обменивались заказами. «А сейчас мы где о сотрудничестве договариваемся? На презентациях, юбилеях и пьянках», — посетовал он.
Матерые заводчане пытались договориться о кооперации, но за 4 часа общего языка не нашли.