«При запуске серийного производства его себестоимость может увеличиться в два раза, а продавать продукт дороже невозможно». Что мешает запуску высокотехнологичных проектов в России?
По данным Росстата, в 2018 г. доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в экономике России снизилась до 21,3% (в 2016 — 22,3%), а доля технологически инновационных компаний, по данным Boston Consulting Group, составляет менее 1%.
В России высокотехнологичные серийные производства работают в ОПК и госкорпорациях: Росатом и Роскосмос делают уникальные по сложности продукты. А немногочисленные коммерческие производства развиваются в непростых условиях.
Существует ли рынок?
Настоящий высокотехнологичный стартап создает уникальный продукт и часто формирует новый рынок. Как правило, потенциальные клиенты консервативно относятся к новому, и только одна из 100 разработок преодолевает сопротивление, стереотипы и превращается в востребованный продукт. Даже в США, где поддерживается культура потребления инноваций, высокотехнологичным проектам не хватает «запаса прочности» на развитие нового рынка.
Хотя мы были первыми на рынке коммерческих дронов и его перспективность очевидна, мы потратили слишком много денег для продвижения, но рынок зреет слишком медленно. Поэтому мы вынуждены сообщить о закрытии проекта, — таково прощальное сообщение основателя стартапа Airware, который привлек $118 млн инвестиций, но намного опередил свое время.
Важна не только культура и готовность рынка к потреблению высокотехнологичных новинок, ключевое значение имеет его масштаб.
В начале проекта у некоторых членов команды была иллюзия, что можно конкурировать на рынке массового продукта, — делится опытом Алексей Строкин, заместитель гендиректора компании «РУСТ-Энерго», производящей литий-ионные аккумуляторы. — Относительно маленькая ёмкость внутреннего рынка делает подобные потуги нерентабельными.
Отечественный внутренний рынок малоперспективен по сравнению с глобальным — 147 млн против 7,7 млрд покупателей. Отсюда стремление российских разработчиков выйти на мировую арену: 30-33% всей высокотехнологичной продукции в стране отправляется за рубеж. Так хотят сделать и основатели компании EYWA Kitchen, которая разработала и производит в России голосовой смарт-центр, встраиваемый в кухню. Он интегрирован с сервисами заказа еды и продуктов и оснащён датчиками утечки газа и задымления.
По сути, это аналог Google Home Hub, переосмысленный под использование на кухне, — подчеркивает сооснователь проекта Игорь Лутай. — Недавно мы запустили продажи в России, но уже сейчас работаем над стратегией выхода на рынок США. Одна из ключевых функций нашего устройства — голосовой ассистент. Из-за языкового барьера смарт-спикеры и смарт-экраны в РФ всё ещё продукт для гиков, а в Америке это уже массовый продукт с самым быстрорастущим рынком в классе потребительской электроники, — отмечает Лутай.
Легче вывести новый продукт, когда аналоги за рубежом пользуются спросом, а крупные игроки тратят бюджеты на развитие рынка. Но бывают и исключения из правил.
Промышленный робот-манипулятор Aripix A1 был разработан в ответ на запрос Храпуновского инструментального завода — предприятию понадобился «автоукладчик заготовок в станки». В ходе пилотной эксплуатации стало очевидно, что у робота большие перспективы, и разработчик решил сконцентрироваться на его производстве.
Изначально мы ориентировались на глобальный рынок, но обнаружили в РФ огромный локальный спрос. Уже сегодня у нас больше 40 предзаказов на инсталляцию роботов Aripix A1 — цена машины в пределах 1-2 млн руб, что позволяет в течение года окупить расходы и начать получать чистую прибыль от ее эксплуатации — это приемлемые стоимость и сроки окупаемости для российских малых и средних производственных компаний, — рассказывает Андрей Спиридонов, основатель и генеральный директор Aripix Robotics.
Но такие встречи заказчика и разработчика высокотехнологичного продукта — счастливый случай. Большинству приходится методом проб и ошибок искать свою нишу на рынке.
Сейчас мы сместили акцент в сторону рынков, на которых цена не первична для потребителя, — рассказывает об истории становления проекта Алексей Строкин. — Мы производим аккумуляторы, которые работают в тяжелых климатических условиях, и разрабатываем сложные системы автономного электроснабжения на базе аккумуляторов как собственных, так и других производителей.
Формирование спроса и поиск ниши требует немалых ресурсов. Еще больше, чем в маркетинг, необходимо вложить в разработку. Но людей, способных развивать высокотехнологичный продукт, единицы.
Человеческий капитал
По данным Минтруда и социальной защиты России, представителей технических профессий на отечественном рынке труда катастрофически не хватает. Структура занятости в России соответствует уровню сырьевой колонии, констатирует BCG: 35% населения заняты низкоквалифицированным трудом, который относится к категории «умение» (повторяющиеся типовые или механические задачи, базовый физический труд).
Высококвалифицированным трудом, относящимся к категории «знание» (интеллектуальная работа, творческие и нерутинные задачи), заняты лишь 17% населения. Это в 1,5 раза ниже, чем в Японии или США, в 1,7 раза меньше, чем в Германии; вдвое ниже показателя Сингапура и в 2,6 раза - Великобритании.
В России катастрофически не хватает инженеров и руководителей производств топ-уровня. На рынке труда дефицит опытных инженеров-технологов. Уникальны инженеры и техники со знанием мехатроники — специалисты, способные спроектировать размещение, смонтировать и обеспечить техническое обслуживание современного оборудования. Инженеры и техники по АСУП (автоматизированным системам управления предприятием) тоже редкие специалисты на отечественном рынке. Их дефицит связан с тем, что программное обеспечение постоянно эволюционирует и требует постоянного повышения квалификации.
Утрата профессионально-технического образования и нежелание молодого поколения идти на производства — в первой тройке основных рисков производителей, — считает Андрей Васильев, гендиректор российской компании Industrial Cooperation Center (ICC).
По его мнению, при запуске высокотехнологичного производства основная трудность наряду с технологическими проблемами заключается в отсутствии на рынке труда топ-менеджеров с необходимыми ключевыми знаниями и компетенциями.
Слабые управленческие компетенции российских топ-руководителей, их полное неприятие текущих мировых тенденций и передовых практик, неспособность продуманно рисковать и строить компании с нуля приводит к огромным потерям для всей страны. Уровень российского менеджмента настолько отстал от современных мировых стандартов, что компетенции управления высокотехнологичными производствами утеряны. Например, мало кто знает, что такое LEAN, 6 SIGMА, APQP и другие мировые методики, — говорит Васильев.
К тому же этому не учат в технических вузах. Лишь некоторым выпускникам, попавшим на работу в международные компании, удается повысить уровень своей квалификации благодаря стажировке в их учебных центрах (Siemens, GE, Huawei и др).
Основатель Аripix Robotiсs признается, что ему, пришлось схэдхантить нескольких своих сокурсников. Если человек чего-то недопонял при обучении, то в итоге начинает делать брак, который очень дорого обходится компании. Поэтому в компании каждого сотрудника обучает наставник.
Это дороже и затратнее, чем обучать группу, но в конечном счете эффективнее и абсолютно оправдано, ведь от персонала в производстве высокотехнологичных устройств зависит самое важное — стабильное качество, — отмечает Андрей Спиридонов.
Где взять деньги?
Многие технологические компании и стартапы удачно доходят до прототипа и пилотных тестов, но так и не запускают серийное производство из-за ряда проблем. Часто развитию проекта мешают экономические просчеты: процент брака при серийном производстве больше, появляются дополнительные издержки на входной контроль или заложенные на оборудование и оснастку средства оказываются недостаточными. При запуске серийного производства его себестоимость может увеличиться в два раза, а продавать продукт дороже невозможно — так исчезает экономический смысл производства, — комментирует ситуацию Андрей Спиридонов.
«Несмотря на то, что мы успешно реализовали пробные партии, продукт все еще требует доработки, и проекту необходимы значительные вливания капитала, чтобы перейти на полное массовое производство, но у компании нет денег», — написал в своем прощальном письме основатель OSSIC X, 3D-наушников. Проект не смог найти финансирование на американском рынке. Но даже поддержка крупного инвестора не дает стопроцентной гарантии развития серийного производства. Так, в январе 2019 г. финансируемый Amazon стартап Aderо, производивший гаджеты для отслеживания объекта, уволил половину сотрудников и свернул производство, сохранив лишь софтверное подразделение.
«"Входной билет" на рынок массового производства литий-ионных аккумуляторов находится где-то в районе $500-600 млн, — говорит Алексей Строкин. — Такой объем инвестиций сложно поднять даже в США, что уж говорить о российском рынке: ни одного "единорога" в стране и нет даже теоретической возможности выйти на подобный уровень».
По данным CB Insights, даже на благополучном американском рынке ежегодно погибают сотни технологичных стартапов. Российский высокотехнологичный бизнес выживает в условиях дефицита в квадрате: остро не хватает не только дешевых длинных денег, но и человеческого капитала. «Поддержать отечественных производителей высокотехнологичных решений должно государство», — считает Павел Беляков, генеральный директор и владелец Храпуновского Инструментального Завода.
Автор: Елена Абрамова, специально для DK.RU