Меню

Здоровые амбиции

Нестандартная контора Советская наука о гигиене труда разработала целый свод правил для работников умственной сферы. Проблеме сохранения здоровья людей, много времени проводящих за столом, посвящал

Человека, проводящего много времени в офисе, узнать нетрудно - бледный вид, тяжелая походка, сгорбленная спина, учащенное дыхание. Центральное место в букете типичных "офисных болезней" занимают гиподинамия и остеохондроз. Другие спутники "сидячей" жизни - варикоз, геморрой, сердечно-сосудистые заболевания и т. д. С ними можно и нужно бороться. Можно делать это в индивидуальном порядке. Но некоторые руководители поняли: оздоровление целого коллектива - путь более эффективный.

Нестандартная контора

Советская наука о гигиене труда разработала целый свод правил для работников умственной сферы. Проблеме сохранения здоровья людей, много времени проводящих за столом, посвящались конференции и докторские диссертации, вырабатывались рекомендации. Наиболее фундаментален документ "Общие эргономические требования к выполнению работ сидя", принятый в 1996 г. как госстандарт. В нем расписаны требования к окружающему человека пространству - по зонам досягаемости, наклонам поверхностей, микроклимату, освещенности, шуму, вибрации и пр. Однако документ имеет общий характер и специфику современного офиса не учитывает. Например, по этим стандартам, на одного человека должно приходиться не менее 4 кв. м. Если же рабочее место оснащено ПК, то, по нормативам, на первую машину полагается 12 кв. м плюс еще 6 на каждую последующую. Понятно, что эти требования устарели. По мнению санитарных врачей, целесообразно было бы разработать новые, но этим никто не занимается. Даже за имеющимися следить особенно некогда и некому. Олег Калетник, руководитель отдела гигиены труда ОблЦГСЭН: Мы вынуждены работать по приоритетным направлениям - в промышленности сейчас полный развал, и поэтому наше внимание направлено в основном туда. Возможности бегать по офисам у нас пока нет.

Действительно, органы санитарно-эпидемиологического надзора проверяют соответствие офиса требованиям только на стадии сдачи помещения в эксплуатацию. Они оценивают состояние будущей конторы и рабочих мест по множеству параметров. Практически ни один объект сразу не сдается. Основное отклонение - отсутствие необходимой технической документации на планировку. Скажем, в проекте значится 5 рабочих мест, а реально там предполагается разместить 15 человек. Разумеется, сотрудники обречены сидеть на головах друг у друга. Специалисты сетуют, что переуплотненность - главный бич офисов. Отсюда и основные нарушения. Нередко офисы расположены в подвальных и полуподвальных помещениях, лишенных естественного освещения или со скудным доступом дневного света.

Улучшить ситуацию могла бы система медицины труда, подобная принятой на Западе. Там на каждом крупном предприятии или при группе объединившихся фирм работает свой гигиенист-консультант. У нас такое есть пока только в крупных холдингах типа УГМК. Олег Калетник: Большие предприятия видят экономику вопроса очень хорошо. А вот остальные этого пока не понимают.

В небольших компаниях надзор за соблюдением правил гигиены труда мог бы лечь на плечи офис-менеджеров. Но у нас, во-первых, до сих пор не ясен круг обязанностей этого специалиста. Во-вторых, учебные центры по подготовке офис-менеджеров не дают знаний, необходимых для мониторинга санитарно-гигиенических норм. Хорошо, если в курсе обучения рассказывают о нормах освещенности, но и это происходит не всегда. Галина Дунаева, офис-менеджер ИД "АБАК-ПРЕСС": Нет необходимости в полновесном медицинском образовании, но основы гигиены, безусловно, нужны.

Впрочем, как бы жестко ни соблюдались требования гигиены труда, гиподинамия и сопутствующие заболевания все равно будут преследовать человека, проводящего много времени за письменным столом. Многие руководители компаний считают, что проблемы со здоровьем - это личные проблемы сотрудника и решать их он должен сам. Другие уверены, что ежедневного подъема к офису по лестнице вполне достаточно для сохранения здоровья и неработающий лифт пойдет всем только на пользу. Некоторые же находят, что здоровый работник приносит больше пользы, чем больной. А значит, проблему "офисных болезней" надо решать всеми доступными способами.

 

Спортивные метания

Кардинально оздоровить сотрудников можно, сняв для них спортзал или оборудовав свой.

Корпоративный тренинг-зал - удел избранных. Скажем, в банке "Северная казна" спортивный зал был создан для собственной службы безопасности, но пользоваться тренажерами могут все сотрудники. Подобных примеров в Екатеринбурге единицы. По информации Торгового дома "Спорт", одного из крупнейших поставщиков профессионального спортивного инвентаря в городе, в год фирма продает лишь 2-3 комплекта оборудования для офисных "тренажерок". Обычно берут несколько тренажеров на сумму не менее $15-20 тыс. Минимизировать расходы практически невозможно. В корпоративный зал не имеет смысла ставить тренажеры, предназначенные для дома и рассчитанные на 2-3 персоны в день. Хотя соблазн есть - домашние тренажеры Kettler стоят от $500. Однако гарантия на них только полгода, а если в магазине узнают, что оборудование используется вне дома, то лишат и этого. Стоимость профессиональных тренажеров выше на порядок. Зато и гарантия дается на 10 лет.

Специалисты считают, что для небольшого зала площадью 30 кв. м требуется не более 4 тренажеров. Офисным работникам лучше всего подойдет кросс-тренажер, имитирующий ходьбу по эллиптической траектории. Он дает нагрузку для сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также элементы силовой тренировки для основных групп мышц. При этом исключает вредное воздействие на суставы. Дополнить комплект можно беговой дорожкой, универсальным силовым тренажером и скамьей для работы со штангой. Такой набор как раз тянет примерно на $15 тыс.

Не всем фирмам такая сумма по плечу, поэтому наибольшей популярностью в наших компаниях пользуется стол для настольного тенниса за $200.

Некоторые видят оптимальный выход в аренде тренажерного зала. У фитнес-центров сегодня гибкая ценовая политика, предусматривающая скидки для корпоративных клиентов. Средняя стоимость абонемента в хороший зал составляет примерно 1500 руб. в мес. на человека в зависимости от продолжительности, количества занятий и наличия инструктора. Бассейн обойдется даже дешевле. Такие затраты пугают не всех. Дмитрий Чухарев, управляющий Центра информационных услуг "Лидер" (служба "Что? Где? Почем?"): Директор видит, как накапливается усталость в сотрудниках, и считает тренажерный зал идеальным вариантом. Кроме того, мы работаем с залом по взаимозачету - нам это удобно.

И все-таки преимущества занятий в спортзале - вопрос для многих спорный. Тренажерный зал подходит не каждому. Если женщины с удовольствием занимаются фитнесом, то мужчинам зачастую скучно: после работы хочется пообщаться, а не пыхтеть под штангой. Фитнес-центры сетуют, что фирмы, заключив договор, вскоре прекращают сотрудничество. "ВУЗ-Банк", например, вынужден был отказаться от аренды, так как сотрудники практически не посещали зал. И таких примеров немало.

Все большую популярность среди компаний завоевывают командные виды спорта. Кроме благотворного воздействия на здоровье, коллективная игра дает возможность сплотить сотрудников и укрепить корпоративный дух. Игорь Ефимов, президент группы компаний "Скайнет": У нас два направления оздоровления - мы арендуем спорткомплекс с бассейном и сауной и, одновременно с этим, занимаемся футболом. Сотрудники становятся ближе к руководителям и наоборот. Стираются границы - это очень сильно помогает. Оценив все преимущества коллективной игры, думаю, мы не остановимся только на футболе. Исполнительный директор сети кинотеатров "Премьер-Зал" Александр Прохоров: Вначале мы хотели купить тренажеры, но потом решили, что это скучно. Сейчас корпоративно ходим играть в баскетбол. На следующий день после игры понимание в офисе возрастает в несколько раз - информация между сотрудниками передается одним взглядом. Кстати, и обходится такое удовольствие куда дешевле - арендовать школьный спортзал совсем просто. Это может позволить себе любая фирма.

Заметим, что с развитием корпоративного спорта некоторые компании начали формировать почти профессиональные команды и даже приглашают в них игроков со стороны. Во что это выльется, пока не ясно, но очевидно, что такие игры ведутся уже не ради здоровья или удовольствия, а ради престижа.

Если же сотрудникам лень бегать за мячом или поднимать железо, можно пригласить массажиста. Некоторые компании так и поступают. Час работы квалифицированного специалиста сегодня обходится примерно в 150-200 руб. Однако массаж - скорее лечебная процедура. Поэтому подходить к этому надо осторожно, с учетом индивидуального состояния здоровья работника. Для начала желательно проконсультироваться у врача.

 

Мебель по фигуре

Умный руководитель знает, как решить проблему, мудрый - как не допустить ее возникновения.

Одно из средств профилактики "офисных болезней" - эргономичная мебель. Эргономичный (от греч. "ergon" - работа и "nomos" - закон) применительно к мебели означает - снижающий физические нагрузки. Эргономичная мебель не только предотвращает болезни. Она помогает экономить время, повышает эффективность труда, способствует созданию благоприятного климата в коллективе. Между тем в офисах Екатеринбурга такая мебель встречается нечасто.

Непрофессионалу трудно оценить преимущества той или иной модели, поэтому эргономичную мебель специалисты относят к товарам так называемой "группы доверия". Точно так же витамины мы покупаем по совету врача, веря, что они нам действительно нужны. А положительный эффект от их приема ощущаем только со временем.

Впрочем, сказать, что руководители совсем не знают, что такое современная эргономичная мебель, - означало бы слукавить. Когда речь заходит о покупке кресла для босса, чаще всего выбирают мебель "по последнему слову эргономики". Нередко такие "человеколюбивые" кресла приобретаются и для ведущих менеджеров. Расул Юсупов, дизайнер "Студии мебели МХМ": Оборудовать новый офис мебелью высокого класса - дорого. В Екатеринбурге, по моим подсчетам, таких фирм единицы. Руководители для себя покупают массивные кабинеты из дорогих сортов африканских деревьев. Hi-tech пользуется меньшим спросом. Для директора - лучше купить новый BMW, чем современный офис. Эргономичная мебель, как предмет класса "престиж", приобретается только для тех отделов компании, которые непосредственно общаются с клиентами. Принято считать, что офис - рабочий цех и сотрудники обойдутся малым.

И все-таки спрос на эргономичную мебель потихоньку начинает расти.

По данным операторов, крупный магазин офисной мебели реализует в среднем 150 комплектов в месяц. Татьяна Пономарева, продавец-консультант магазина "Офис-комплект": Иногда сразу берут 70 комплектов для одной фирмы. Если было бы дешевле, покупали бы больше. Например, комплект эргономичной мебели производства Украины, а это средняя ценовая категория, стоит 30-40 тыс. руб. Добавим, что стоимость одного эргономичного рабочего места может колебаться от 5 тыс. руб. до $5 тыс. в зависимости от производителя.

Для сохранения здоровья сотрудника не менее важны и другие факторы комфорта. Например, необходимыми характеристиками рабочего места считаются "закрытая" спина и возможность свободного обзора комнаты. Комфортность повышается, если стол расположен у окна. Чтобы сотрудники могли достичь максимальной концентрации внимания, желательно изолировать рабочие места перегородками высотой 1,2-1,5 м. Хорошо, если в офисе есть "зона общения", максимально удаленная от рабочих мест: стол для переговоров, диван и пара кресел для кофейных пауз. Освещение, по госстандартам, должно складываться из естественного и искусственного. Оптимальным считается сочетание "прямого света" от рабочей лампы и рассеянного света (в этом случае монитор ПК не будет бликовать). Следует учитывать, что при чтении интенсивная освещенность - положительный фактор, а при работе на компьютере - отрицательный. Расстояние от окна до рабочего места не должно превышать 4 м. Напрямую отражается на состоянии обитателей офиса и цветовое решение интерьера. Красный цвет повышает производительность при кратковременной работе. Фиолетовый и синий вызывают депрессию, резко увеличивают утомляемость. Концентрацию внимания и работоспособность повышает зеленая гамма. Кроме того, зеленый цвет благотворно влияет на зрение.

 

Все на должном уровне

Зная правила эргономики, вы можете сохранить свое здоровье, даже если сидите за компьютером целый день.

Чтобы определить наиболее подходящую высоту стула, сядьте на него и положите руки на клавиатуру ПК: ступни должны полностью касаться пола, бедра - находиться немного выше колен, а прямая спина - чувствовать упор.

Монитор следует размещать не сбоку, а прямо перед собой, примерно на расстоянии вытянутой руки, так, чтобы его верхняя граница находилась на уровне глаз или ниже, но не более чем на 15 см. Клавиатура должна располагаться в 10-15 см от края стола.

Правильное положение рук при работе с клавиатурой и мышью: предплечья располагаются параллельно поверхности стола и под прямым углом к плечу. Запястья не должны быть согнутыми, иначе возможно их повреждение, например хроническое растяжение. Желательно, чтобы во время работы за компьютером запястья на что-нибудь опирались. Конструкция современных клавиатур, мышей и даже ковриков для мыши предусматривает для них опору.

Но и правильная осанка, и хорошая мебель не помогут, если весь день сидеть в одной позе. Длительная неподвижность неизбежно приводит к мышечной усталости. Так что если вам приходится проводить за рабочим столом целый день, врачи рекомендуют время от времени вставать либо слегка изменять высоту кресла или крышки стола. Согласно требованиям, разработанным ЦГСЭН, суммарное время работы на ПК не должно превышать шести часов в смену. За монитором не рекомендуется проводить единовременно более 45-60 минут. Следует устраивать перерывы продолжительностью 10-20 минут. В это время медики советуют заняться физзарядкой.

Подготовила Елена Коптелова.

 

Точка опоры

Эргономичная мебель, как уже упоминалось, товар, который сложно оценить по внешним признакам. Потребителю непросто выбрать оптимальный вариант еще и потому, что местный рынок изобилует предложением. У нас широко представлена мебель и отечественных, и зарубежных производителей. Однако у специалистов определенный рейтинг сложился. О нем мы и расскажем вкратце - на примере одного из самых важных элементов в комплекте офисной мебели.

Наиболее эргономичными считаются стулья немецкого производства - в них используются самые сложные механизмы. На счету германских конструкторов множество усовершенствований. Именно они первыми внедрили регулируемую поясничную поддержку, аналогичную той, которая используется в сиденьях некоторых автомобилей высокого класса. Немецкие стулья считаются и наиболее безопасными. По принятому в Германии стандарту, на все колесики кресел и стульев установлены тормозные механизмы.

В отличие от лаконичных немцев итальянцы постоянно меняют дизайн своей продукции: в год они представляют несколько новых коллекций. Хотя по сложности конструкций их стулья немного уступают немецким, Италия держит первое место в мире по объемам продаж. Это не удивительно, ведь цена итальянских кресел, как минимум, на треть ниже.

Качество польской мебели дифференцируется в зависимости от ценового сегмента, чего не скажешь о немецкой и итальянской продукции - здесь качество остается стабильным. В целом же польские стулья дешевле еще и потому, что коллекции отстают от моды на пару лет.

В последнее время на российский рынок устремился поток мебели из Восточной Азии. Сингапурские и тайваньские кресла дешевы, но по качеству оставляют желать лучшего.