«Оптимизм российских чиновников, носящихся с идеей отключения от мирового Интернета, ужасает. Это будет катастрофой для технологического и торгового бизнеса». Дмитрий Милин — о главных рисках 2019 г.
Экономист Дмитрий Милин описал несколько ключевых экономических рисков следующего года и считает, что опасаться нужно в первую очередь действий самой власти. DK.RU публикует текст с разрешения автора.
— 2019 год, с моей точки зрения, для российской экономики несет излишне много рисков, чтобы можно было рассчитывать на рост ВВП по итогам года. Мне видится шесть основных угроз, которые я расставил по силе негативного влияния на экономику.
1. Борьба государства за контроль и налогообложение самозанятых.
Страстное желание государства выжать еще больше денег из населения любыми способами может привести к непредвиденным для властей последствиям,
в том числе сокращению банковских переводов и потери доверия населения к банкам в целом, с угрозой «набега вкладчиков» на банковскую систему до «долларизации» (или «евровизации», «йенонизации» в зависимости от региона РФ) или появления денежных суррогатов вроде криптовалют, оборот которых не будет контролироваться государством. Подробнее.
2. Изменение «правил игры» на строительном рынке при переходе от долевого строительства к «эскроу-счетам». В 2019-м году наступает момент запрета долевого строительства. Это грозит массовым банкротством малых и средних строительных компаний, особенно в регионах, ростом безработицы, падением производства строительных товаров и объема вводимого жилья. Подробнее.
3. Введение нового пакета санкций со стороны США и их союзников. Не думаю, что в новом пакете санкций будет отключение от SWIFT и запрет для России и российских компаний расчетов в долларах, но вот запрет на покупку нового российского суверенного долга и валютных облигаций российских банков весьма вероятен. Что может привести к очередной девальвации (хотя разве девальвация рубля у нас последние пару лет заканчивалась?) и росту стоимости заимствований. Хотя в этом есть и плюсы для частных инвесторов — процентная ставка суверенных облигаций России и облигаций банков попавших под санкции в других, отличных от доллара валютах вырастет, а государство будет заинтересовано в привлечении в свой долг частных вкладчиков.
4. Падение цен на нефть. Ну эта хтоническая угроза всегда висит над нашей нефтезависимой экономикой. Цена барреля нефти в долларах уже упала с 80+ до 53 долларов. Это падение может продолжиться и дальше. При Горбачеве нефть стоила около 8 долл, а при Ельцине в 1998 году она стоила около 13 долл. С тех времен доллар конечно девальвировался, но «поход» нефти в район 20 долл за баррель произведет неизгладимое впечатление на Россию привыкшую жить во времена сверх дорогой нефти. Хотя даже в этом случае вероятность дефолта РФ по внешним долгам крайне низка. Но стоимость доллара для населения в рублях может стать трехзначной и рубль может выйти на паритет с японской йеной.
5. Повышение НДС приведет примерно к дополнительному изъятию из экономики 400-500 млрд рублей.
- это ударит по и без того не слишком высокой доходности бизнеса в России;
- повысит цены, разогнав инфляцию до 5-7%, что сделает 1000-рублевую прибавку к пенсии просто компенсацией инфляции;
- снизит покупательную способность населения, что окажет давление на бизнес, продажи которого упадут;
- может привести к серии повышений ставки ЦБ РФ для борьбы с ростом инфляции, что увеличит стоимость заемных денег для бизнеса.
6. Отключение от мирового Интернета. Оптимизм российских чиновников, носящихся с этой идеей, ужасает. Они реально думают, что Интернет можно сократить до сайта «Госуслуг» да «одноклассников» с «вконтактике». Это будет катастрофой для технологического и торгового бизнеса, а люди останутся без доступа к дешевым товарам от AliExpress, которые как-то помогали сглаживать падение доходов.