Меню

Жестокий налог под жестким контролем

Татьяна Басманова генеральный директор аудиторской группы «Капитал» Повышение социальных взносов обсуждается уже больше года. И не было ни одного выступления, где бы не говорилось о тяжелых после

Татьяна Басманова генеральный директор аудиторской группы «Капитал»
Повышение социальных взносов обсуждается уже больше года. И не было ни одного выступления, где бы не говорилось о тяжелых последствиях этой реформы для бизнеса. Но чем ближе новый год, тем очевиднее, что власти не отступят от своего решения. Итак, с 2011 г. нагрузка на ФОТ для работодателя увеличится на 8%, а для малого бизнеса, применяющего УСНО и ЕНВД, — на 20%.
Можно долго рассуждать о несвоевременности и несправедливости такого шага, ведь за время кризиса предприятия максимально исчерпали все внутренние резервы, оптимизировали бюджеты — источников для увеличения затрат просто нет. Но давайте попробуем спрогнозировать ближайшие последствия этой реформы.
До 2005 г. страховые отчисления составляли 35,6%. Это было время серых схем и зарплат в конвертах. В 2005 г. приняли популярное решение о снижении взносов, что повысило их собираемость. Легализация зарплат стала делом чести и предметом гордости предпринимателей. Немалую роль в повышении собираемости ЕСН сыграло ужесточение налогового контроля. За последние годы инспекторы научились отличать трудовые отношения от всевозможных вариантов их прикрытия, прошли громкие процессы о выводе персонала на аутсорсинг, а опросы работников на тему реальных зарплат уже давно стали обычным делом проверяющих. Более того, появились подробные инструкции «для служебного пользования» инспекций — как и где выявлять факты занижения ФОТ.
Логично предположить, что повышение ставки взносов в 2011 г. приведет к снижению их собираемости. И мы видим, что многие предприниматели всерьез обсуждают схемы сокращения налоговой базы, а кое-кто уже в 2010 г. принял для этого меры. Бизнес привычно двинулся в тень, но что ждет его там? Никогда еще за все время существования российской налоговой системы ставки взносов не повышались на фоне такого жесткого администрирования. Если предположить, что серые схемы возродятся, причем в большом объеме, то как на это отреагирует власть? Всех ведь «не перевешают». И на что рассчитывает бизнес, перед которым не стоит вопрос — платить или не платить, а выбор невелик — уйти в тень или закрыться?
Предприниматель, который все-таки решится продолжать бизнес, но перейдет на зарплаты в конвертах, оценит повышение налоговых рисков и постарается обезопасить свое имущество (заработать-то уже успели!): что-то переведет за рубеж, где-то перейдет на работу с офшорными компаниями. А поскольку платить налоги «наполовину» — дело совсем нелогичное (и от тюрьмы не спасет, и карман опустошит), кто-то задумается о занижении и других налогов. Высокие налоговые риски никак не стимулируют инвестиции, а, наоборот, подталкивают к выводу активов и сокращению объемов вложений.
Проверяющие структуры территориальных фондов (именно на них возложен с 2010 г. контроль за уплатой страховых взносов) — это новые подразделения, которые были в свое время расформированы в связи с передачей ревизионных функций налоговым инспекциям. Для организации контроля за их деятельностью понадобится время, т. е. можно предвидеть серьезный рост коррупции в этом секторе.
Сокращение официального дохода снизит не только кредитоспособность, но и потребительскую активность граждан, а это негативный фактор для экономики.
Сегодня доля малого бизнеса в России составляет 17%. На инвестиционном форуме «Сочи-2010» говорили о необходимости ее увеличения, ведь в развитых странах она существенно больше. При этом наше государство резко и сильно повышает налоговую нагрузку на малые предприятия, что, очевидно, приведет к уменьшению их доли. Большинство малых фирм связаны с трудоемким производством (интеллектуальные услуги, сфера обслуживания). То есть доля зарплаты в их себестоимости существенна, а значит, серьезным будет и увеличение нагрузки на ФОТ.
Лично для меня одно из последствий налоговой реформы уже наступило. Это глубокое разочарование в политике государства, ведь в кризис стремление сохранить рабочие места и социальная ответственность были чуть ли не единственной моей мотивацией для продолжения бизнеса. А теперь за каждого работника я буду платить в казну чуть не втрое больше. Я обращалась к Дмитрию Медведеву через официальный сайт с предложением повременить с повышением налогов. Но ответа пока не получила...
Колонка написана специально для «Делового квартала»