Российский бизнес должен объяснить обществу суть бытия. Александр Перцев декан философского факультета УрГУ В России, где общинность плавно переросла в коллективизм, долгое время бытовала формула «
Российский бизнес должен объяснить обществу суть бытия.
Александр Перцев
декан философского факультета УрГУ
В России, где общинность плавно переросла в коллективизм, долгое время бытовала формула «Что хорошо обществу, хорошо и мне». Бизнесмен из Штатов сказал бы иначе: «Что выгодно моей компании, выгодно и Америке». В этом — принципиальное отличие двух культур. Подход американцев, ставящих частное предпринимательство во главу угла, более конструктивен. Готовы ли мы следовать их примеру?
Первых постсоветских бизнесменов называли новыми русскими. Они представляли собой все что угодно, только не буржуазию. Буржуа на Западе живет экономно, вкладывая прибыль в расширение производства. Шиковать не может из опасений, что на горизонте появится какой-нибудь Лютер или Кальвин и проклянет.
А новый русский был феодалом, тратившим деньги без счета. К психоаналитикам не ходил, но понять его подсознательные стремления было несложно. Обычно, мечтая о счастливой жизни, человек представляет себе дом, где эта жизнь будет проходить. Первым делом он хотел обзавестись землей и построить на ней замок. Особенно забавно выглядел такой «дворец» на трех сотках земли.
Коттеджные поселки из недостроенных замков, которые можно встретить по всей России, наглядно иллюстрируют афоризм великого Леонардо «Тот, кто хочет разбогатеть за день, будет повешен в течение года». Никого, конечно, не вешали, но многие охотники за быстрыми деньгами своих замков до крыши не довели.
В то время, как заметил один топ-менеджер из «ЛУКОЙЛа», действительность была иррациональной — люди, строившие замки, приводили к власти политиков, чьи интересы были далеки от общественных. Ни русская, ни американская заповедь для них не годились.
Сильные словом Сегодня мы видим — формируются три институционально связанные группы: общество, власть и бизнес. Свободное предпринимательство вырастает из хаоса и структурирует общество. У руля бизнеса — совсем другие люди. Они серьезны, деловиты и не склонны к авантюризму. В отсутствие государственной идеологии, провозглашающей великую цель, они сами определяют, куда вести страну, но афишировать конечную точку маршрута не торопятся. Не потому, кстати, что место выбрали неподходящее — просто стесняются. В УПИ, откуда родом большинство предпринимателей, их говорить не учили. После революции 1917 г. вообще считалось: хорошо говорить — это плохо. Речисты только кадеты с эсерами и прочие враги народа. Потом возникла специфическая школа политехнической риторики, которая полагала: сильный руководитель должен выражаться сильно. Иностранцы недоумевали: почему на планерках речь идет исключительно о готовности начальства к немедленному размножению?
Старшее поколение сильных руководителей, доживающее свой век в полуответственных креслах, еще мыслит матом, а потому публично выступать затрудняется. Вместо себя оно выставляет неказистых политконсультантов по связям с общественностью, говорящих чересчур умственно и невнятно.
Плывем — куда ж нам плыть? Руководители среднего поколения, как показывает мой двухлетний опыт ведущего ток-шоу, умеют выступать только в двух жанрах: «ответ на уроке в школе» и «отчет на совещании в верхах». И в том, и в другом случае они боятся перепутать циферки и получить плохую оценку. Зато сразу раскрепощаются, когда их просят поговорить о жизни — без цифр. То есть пофилософствовать. Получается интересно, потому что всякий, кто занят серьезными, масштабными делами, — человек самодостаточный. Все объясняется просто: при масштабности дела постоянно возникают нештатные, непредусмотренные ситуации. Инструкций и правил нет — приходится до всего доходить своим умом и брать на себя ответственность. Только так и развивается самобытная личность.
Везде, где рушился феодально-рыцарский режим, менеджеры вначале утверждались в экономике, затем приходили в политику и, наконец, принимались объяснять всем, что значит жить достойно и осмысленно. Раньше это называлось буржуазной философией, теперь — теорией стратегического менеджмента.
Пора высказываться, господа предприниматели. Ведь интересно же, куда мы идем за вами всей страной. Вот только не надо повторять ошибок и доверять создание философии предпринимательства выдумщикам-философам. На Западе теорию обычно брали из головы люди, реальным бизнесом не занимавшиеся, — Бенджамин Франклин, Адам Смит, Карл Маркс, Макс Вебер. Ничего, кроме губительных иллюзий, из этого не вышло.
Российский бизнес должен сам сказать обществу, какова истинная суть бытия.
Российский бизнес должен сам сказать обществу, какова истинная суть бытия.
МНЕНИЕ ЗА
Анна Клименко
директор группы компаний «Радуга»:
директор группы компаний «Радуга»:
— Цель бизнеса — устранить иррациональность как норму жизни. Обществу, в котором все происходит вопреки здравому смыслу, сложно найти точку опоры. Когда бывшему президенту Владимиру Путину задали вопрос о российской национальной идее, он ответил конкретно: это развитие конкурентоспособности по цепочке «человек — город — страна». Начинать надо с себя.
Тезис понятен, осталось его доказать.
Чтобы люди научились вести себя рационально, им нужно давать знания, выходящие за рамки вузовских программ. Тогда они обретут свободу, позволяющую раскрыть личностный потенциал, обеспечив прогрессивные преобразования и оздоровление общества.
Чтобы сделать компанию конкурентоспособной, нужны люди, готовые трудиться не покладая рук. Основную часть жизни человек проводит на работе, значит, ее надо прожить с максимальной эффективностью. Чем выше работоспособность человека, тем больше у него конкурентных преимуществ, тем выше успехи фирмы в целом.
Если система образования — прерогатива государства, то воспитание кадров — задача отдельно взятой компании. Подобрать хорошего менеджера сегодня — проблема, хотя кандидатур, подходящих по формальным признакам, полным-полно. А того, который нужен, не найти днем с огнем. Мы решили не заниматься долгими поисками, а растить управленцев изнутри.
Если система образования — прерогатива государства, то воспитание кадров — задача отдельно взятой компании. Подобрать хорошего менеджера сегодня — проблема, хотя кандидатур, подходящих по формальным признакам, полным-полно. А того, который нужен, не найти днем с огнем. Мы решили не заниматься долгими поисками, а растить управленцев изнутри.
И мы пока — в начале пути. Хотя за годы существования «Радуги», а я стояла у самых истоков, сформировалась своя корпоративная культура — наши внутренние стандарты и традиции. Еще чуть-чуть, и появится собственная философия. Тогда мы и растолкуем г-ну Перцеву сущность бытия.
МНЕНИЕ ПРОТИВ
Серик Гимранов
директор группы компаний «Прогресс»:
— Удивлен! С какой это стати предприниматели должны объяснять суть бытия? Во-первых, у них на это нет времени. Во-вторых, для изложения столь непростых вопросов нужно обладать некоторой квалификацией, если хотите — культурной нормой. В российском предпринимательстве постсоветской эпохи она только формируется.
А главное, я не вижу, чтобы страна шла за бизнесменами.
А главное, я не вижу, чтобы страна шла за бизнесменами.
Наше общество лишь недавно стало воспринимать всерьез простые истины — учет, контроль, производительность труда. Культура взаимоотношений работника и работодателя пока не сложилась. Бизнесмены едва добрались до весьма спорной формулы «Что выгодно компании — выгодно мне» (платить налоги хочется не всем — казалось бы, где тут выгода?). И в масштабах страны они не мыслят.
Это вовсе не означает, что они не думают о России или у них нет патриотических чувств. Просто для них олицетворение родины — их коллектив и местность, где они работают и живут.
Стремление бизнесменов пофилософствовать — пока лишь потребность высказать свои мировоззренческие позиции. Правда, уже складываются неформальные группы предпринимателей, которых объединяют взгляды на жизнь (если хотите, общая идеология), хотя бизнесы у них совершенно разные. Эти люди не выносят свои обсуждения на публику, ибо разговоры о высоких материях были серьезно дискредитированы еще в лихие 90-е гг.
Боюсь, поиски национальной идеи завершатся не скоро.
Боюсь, поиски национальной идеи завершатся не скоро.