Меню

Жизнь после карьеры. Как вице-президент РМК оставила работу и занялась собственным делом

Иллюстрация: личный архив Ольги Солодовой

Машина, дети, квартира, хорошая работа, высокий заработок — все эти молодежные цели, как правило, к сорока годам уже достигнуты. И что потом? В этот момент нужно найти для себя новые цели.

Карьера Ольги Солодовой началась с госслужбы. Сначала работала в представительстве Президента РФ в Уральском регионе, позже — руководителем аппарата, заместителем главы Железнодорожного района Екатеринбурга. Несмотря на стабильность в органах власти, вызовом ей казалась работа в реальном бизнесе, действующем производстве, хотелось своими глазами увидеть, что происходит на предприятиях, которые формируют экономику региона и страны. Поэтому, когда в 2015 г. ей предложили стать вице-президентом Русской медной компании по социальной политике, развитию персонала и связям с общественностью, Ольга Солодова с радостью согласилась.

«Во время работы на РМК я смогла увидеть весь производственный процесс: от добычи медной руды на открытых и закрытых рудниках до выплавки меди в медеплавильных цехах. Все, как я мечтала — реальные люди, реальное производство и продукт, который можно «потрогать руками». Самые современные технологии и подходы во всем. Много опыта, коммуникаций, вызовов, результатов и, как водится на большом предприятии, очень много работы. Должность топ-менеджера в крупнейшем производственном холдинге была высшей целью моей карьеры, и она была достигнута. А когда ты достигаешь цели, то сталкиваешься с очевидным вопросом: а что дальше? К какой цели стремиться? Тогда и пришло понимание, что больше я свою карьеру не связываю с переходом, например, в более крупный холдинг или международную компанию, и что мой профессиональный рост будет связан уже с созданием чего-то своего», — рассказывает она.

Сегодня профессиональный сертифицированный коуч (PCC), член ICF, бизнес-тренер, специалист по executive-коучингу, сопровождению руководителей и собственников бизнеса Ольга Солодова признает: сознательно отказаться от карьерных амбиций было непросто, но оно того стоило.

— Я не знала, когда точно ко мне придет решение отказаться от карьеры топ-менеджера, когда будет такое состояние, что «все, достаточно». В ноябре 2016 г. я бежала свой первый марафон  из Ниццы в Канны. А когда бежишь 42 км на протяжении пяти часов, то невольно остаешься один на один со своими мыслями. Очень хорошо помню этот момент, он наступил примерно после 30 км дистанции. Бегу и думаю: «Если не сейчас, то когда? Мы ведь не знаем, когда закончится жизнь. А если я не успею попробовать заняться своим делом? Смогу ли я сказать, что прожила жизнь так, как хотела? Сделала ли я все, что хотела?».

Так перед Новым годом, в декабре 2016-го, я ушла в свободное плавание.

Жизнь после карьеры

Когда я официально уволилась с работы, у меня были смешанные чувства. С одной стороны, я понимала, что больше не буду работать с этими людьми. Не будет таких интересных задач, не будет этой сильной корпоративной культуры. А с другой стороны, передо мной открылась возможность реализовать то, что я хочу.

Что касается страха, то он был не у меня, а, скорее, у моей семьи. Например, дети привыкли, что мама всегда на работе, до самой ночи. И для них был неожиданным мой новый статус «свободного художника», что я теперь больше бываю с ними и даже интересуюсь уроками. Более того, собираюсь ходить на собрания в школу.

Если ты профессионал и на тебя есть спрос, то финансовых страхов у тебя нет. Хотя, конечно, первые месяцы мой доход не был таким, как раньше. Тем не менее, он соответствовал уровню моей «финансовой независимости» и я была готова к нему. Сейчас мой заработок соразмерен тому, что я получала на позиции топ-менеджера.

Кроме дохода еще бывает, что возникает проблема масштаба. Когда ты работаешь в крупной компании, ты чувствуешь себя частью чего-то большого. А когда открываешь маленькую кофейню, например, этот масштаб пропадает. Здесь может случиться некий конфликт, но зато ты работаешь в свое удовольствие.

Неожиданной сложностью для меня стало то, что сразу после ухода из Русской медной компании мне стали поступать предложения о работе: информация о моей свободе быстро распространилась. И это было большой проверкой моего решения «на прочность». Я пыталась объяснить, что ушла, чтобы заниматься своим делом, но меня не понимали. Были руководители предприятий и органов власти, которым я не могла отказать в собеседовании, приходила к ним и вновь объясняла ситуацию. На что мне говорили: «Три месяца отдохнешь и больше не сможешь». Иногда предложения были очень интересные, но я удержалась. 

Работа на себя

Я не уходила в никуда, я точно знала, чем буду заниматься. Когда я была на муниципальной службе, то одновременно преподавала в Институте муниципального развития. Моей специализацией были коучинговые технологии, технологии развития лидерства, навыки эффективности и результативности у служащих. Коучинг был со мной на протяжении всей карьеры, но никогда не был основным средством заработка. У меня было несколько крупных клиентов, еще когда я работала в РМК, но времени на работу с ними было недостаточно.

Изначально я планировала, что буду спокойно просыпаться утром, выпивать чашечку кофе, общаться с семьей и пару часов в день заниматься индивидуальным коучингом. Но клиентов оказалось так много, а мне было так интересно, что я снова вошла в безумный график: подъем в 6 утра, пробежка и работа до позднего вечера. 

В итоге я работала и с командами собственников, и с командами топ-менеджеров, проводила обучение внутренних корпоративных коучей, сопровождала бизнес-переговоры с вылетом в другую страну, проводила стратегические сессии по реализации различных проектов. И даже при моем умении целиком отдаваться любимой работе мне не хватало времени на всех клиентов.

Тогда я поняла, что нужно открывать в Екатеринбурге институт бизнес-коучинга и профессионально обучать и готовить специалистов для работы в данной сфере. Сейчас спрос на профессиональные сертифицированные услуги бизнес-коучинга намного превышает количество предложений на рынке. Институт начал работать с сентября этого года, и мы ведем обучение первой группы.

Сейчас я наконец-то вошла в новый режим жизни и создала для себя идеальное расписание дня. Теперь он максимально сбалансирован. Если вычесть сон, то в среднем у человека есть 16 часов в сутки. Я делю это время на четыре моих главных приоритета: четыре часа посвящаю работе, четыре часа выделяю на спорт, здоровье и хобби, следующие четыре часа — общение с семьей и друзьями, и еще четыре часа я посвящаю духовному развитию.

Я живу, и мне кажется, что это и есть счастье: занимаюсь любимым делом, ставлю цели для духовного развития, есть время для себя, рядом со мной любимые люди, которые меня поддерживают и мне с ними  интересно. А еще у меня впервые был отпуск не две недели, а три месяца! Как оказалось, можно отдыхать на берегу океана с семьей и в перерывах работать с клиентами по скайпу.

Стабильность

Машина, дети, квартира, дом, хорошая работа, высокий заработок — все эти молодежные цели, как правило, к сорока годам уже достигнуты. И что потом? В этот момент нужно найти для себя новые цели. И, как правило, это уже не цель масштабировать то, что у тебя уже есть, а цель — создать что-то качественно новое, в том числе и стать «вкладом в других». Такие цели, которые вдохновляют и не дают спать по ночам, возникают только если выбираешь быть собой и жить своей жизнью. А стабильность переходит в свободу и драйв!