начале 2005 г. только в Западной Европе точек беспроводного доступа насчитывалось более 25 тыс., а к 2008 г., по прогнозам международной исследовательской компании IDC, их количество должно вырасти
начале 2005 г. только в Западной Европе точек беспроводного доступа насчитывалось более 25 тыс., а к 2008 г., по прогнозам международной исследовательской компании IDC, их количество должно вырасти до 110 тыс. Пользоваться точками могут не только владельцы ноутбуков — модули Wi-Fi завершают завоевание карманных компьютеров. На очереди сотовые телефоны — некоторые модели уже сейчас имеют такую опцию. И это не предел — Wi-Fi встраивают и в бортовые автомобильные компьютеры, и в горные велосипеды или доски для серфинга.
На Среднем Урале беспроводной Интернет по достоинству оценили пока только домашние пользователи. Как рассказал Евгений Головко, начальник технического отдела компании Skynet on line, сейчас около 10% новых абонентов выделенных линий сразу же монтируют дома точку доступа, чтобы в квартире Интернет «распространялся» по воздуху. Это получается немного дороже классического способа, поскольку надо купить как саму точку ($50-100), так и специальную сетевую карту для компьютера (от $30), если нет ноутбука. Но домашних пользователей, в отличие от корпоративных, это не останавливает. Бизнес же пока к Wi-Fi относится настороженно.
Кофе и Интернет
У простого, неискушенного потребителя Wi-Fi в первую очередь ассоциируется с хот-спотами в точках общественного питания. Для обычного пользователя ноутбука это единственная возможность приобщиться к мировой моде на беспроводную связь. Интернет во всем мире становится практически обязательным атрибутом кафе и ресторанов.
В Екатеринбурге таких мест пока немного. О планах строительства хот-спотов заявили NETPROVODOV.RU и «Голден Телеком». Но у обеих компаний дело движется медленнее, чем хотелось бы. Игорь Гуляев, региональный менеджер компании D-Link (производитель оборудования для беспроводного доступа): Екатеринбург сильно отстает не только от Москвы и Петербурга, но и от Челябинска. Там есть компания, у которой уже 18 точек доступа по городу, а у нас все хот-споты можно пересчитать по пальцам. Возможности у технологии огромные, но наши интернет-провайдеры смотрят на нее скептически. Мы уступаем и Самаре (у лидирующей самарской компании 12 точек). Хотя по уровню продаж ноутбуков Екатеринбург занимает одно из первых мест в стране — потенциальные пользователи есть. Интерес со стороны кафе и ресторанов тоже присутствует — это подтверждают сами провайдеры. Сказать точно, что мешает развитию публичного Wi-Fi в «третьей столице», сложно. Провайдеры ссылаются на технические проблемы. Евгений Головко: Мы рассматриваем возможность создания собственной сети хот-спотов, но есть определенные сложности с биллингом — система должна очень быстро обсчитывать трафик, иначе нет смысла этим заниматься.
Однако, уверены эксперты, проблема не столько в технике, сколько в отсутствии внятной бизнес-модели публичных хот-спотов. Как именно зарабатывать на этом деньги, местные компании еще не разобрались. Возможных моделей только две, и обе активно используются во всем мире: коммерческая и бесплатная. В первом случае потребитель платит за услугу, а во втором за него это делает кто-то другой — провайдер, кафе или спонсор. В мире 90% хот-спотов коммерческие. То есть для провайдеров это вполне серьезный бизнес. В России платных услуг пока меньше, а вот бесплатные развиваются быстрее, как, например, начинание компании «Яндекс». Ее проект «Яндекс Wi-Fi» оказался одним из наиболее удачных в хот-спотостроении: Интернет для пользователя бесплатен, все расходы несет заведение, получая за это рекламную поддержку от ведущего российского поисковика Сети.
Наши операторы эти модели совмещают — «Голден Телеком»1 в имиджевых целях держит бесплатными две зоны беспроводного Интернета и берет деньги за пользование хот-спотами в «Транс-
отеле». NETPROVODOV.RU предоставляет услугу платно в нескольких кафе, а бесплатно — в ресторане «Тинькофф». Пивное заведение взяло расходы по оплате трафика посетителей на себя. Алексей Зырянов, арт-директор ресторана «Тинькофф»: Бесплатный Интернет для посетителей — это концепция всей сети ресторанов. Мы стараемся, чтобы сервис был одинаковым во всех городах. Для нас расходы не очень большие, но это важно для имиджа ресторана.
Дополнительный фактор, сдерживающий развитие беспроводных услуг, — низкий уровень автоматизации общепита. У нас не востребованы системы приема заказа с использованием КПК, т.е. официанты должны иметь возможность передавать данные через Wi-Fi на кассу и повару, не отходя от клиента. Если в заведении есть Wi-Fi или такая система, то поставить вторую несложно.
Гостеприимство без проводов
Одним из самых активных направлений развития технологий беспроводного доступа стало гостиничное хозяйство. Ведь именно путешествующие, командированные и участники бизнес-форумов больше всего нуждаются в Сети и готовы за это платить. Беспроводной Интернет становится необходимым атрибутом каждого уважающего себя отеля.
На Урале Wi-Fi в гостиницах приживается медленно. Даже там, где сейчас идет реконструкция, предпочитают протягивать в каждый номер кабель, а не пользоваться точками беспроводного доступа. Однако те гостиницы, что все-таки поставили хот-споты, на жизнь не жалуются. Специалисты компании HOIST (шведский поставщик систем управления гостиницами, в том числе решений по беспроводному доступу) подсчитали, что в отеле на 100 номеров с заполняемостью 60% при условии, что услугой пользуется только 6% постояльцев, хот-споты будут приносить в месяц более $400 прибыли. Ольга Нарожная, начальник службы маркетинга и продаж гостиницы «Октябрьская»: Мы уже 4 месяца эксплуатируем Wi-Fi в коммерческом режиме, при этом не перестаем предоставлять доступ в Интернет по проводам. И хотя многие еще не знают, что такое Wi-Fi и как этим пользоваться, объем беспроводных услуг уже превышает традиционный доступ. Оборот по Wi-Fi даже немного вышел за запланированные нами границы — хот-споты становятся все более популярными. Гостиницы, как и прочие владельцы хот-спотов, пока не рассчитывают на доходы от рекламы на стартовой странице, которая загружается при входе пользователя в Интернет. Хотя спрос на такую рекламу уже есть. Например, поставщики ноутбуков интересуются рекламой в общепитовских беспроводных зонах.
Технология вызывает живейший интерес у гостей отеля. Клиенты обходят с ноутбуком все здание, отслеживая «мертвые» зоны, а потом передают администратору самостоятельно нарисованную схему с участками, где доступ «теряется».
Эксперты отмечают, что наши отели, даже те, что уже внедрили Wi-Fi, подходят к технологии слишком узко. Артем Пецюха, региональный менеджер по продажам компании HOIST: Wi-Fi — это не только продажа трафика гостям, но и повышение управляемости отеля. Например, после того как человек выехал из номера, комнату осматривает менеджер и на экране своего КПК отмечает, что надо в ней сделать. Информация через беспроводную сеть сразу уходит в систему управления гостиницей, и номер блокируется до завершения работ.
Пока в городе дефицит номеров, отсутствие каких-то технологических новшеств некритично, но как только появятся новые отели, Wi-Fi станет обязательным условием существования гостиницы.
Свободу магазинам
В сфере торговли беспроводные сети пока только начинают завоевывать место под солнцем. И хотя нередко выгода от использования Wi-Fi в торговле неочевидна простому покупателю, в этой отрасли эксперты прочат им большое будущее. Алексей Шуваев, начальник отдела оборудования и расходных материалов отделения автоматической идентификации компании «ДатаКрат»: Самое главное преимущество Wi-Fi в торговле — это мобильность. Торговое оборудование нестатично, во многих ситуациях скорость развертывания становится важнейшим показателем. Уверен, что со временем беспроводные решения полностью вытеснят проводку. Однако магазинов, применяющих Wi-Fi, не так много. Станислав Щербунов, директор гипермаркета «СтройАрсенал», убежден, что это объясняется низким коэффициентом использования эксплуатируемого оборудования: Нет необходимости развивать какие-то новые технологии, мы пока даже функционал имеющегося оборудования задействуем от силы на 20%. Wi-Fi-считыватели мы поставили только там, где просто невозможно применять другие технологии.
Наиболее широко Wi-Fi используется в складском хозяйстве. Эксперты сходятся во мнении, что это единственная отрасль, в которой технологию оценили сполна. Беспроводные сети помогают ориентироваться на складе, формировать заказы — представить без них современный логистический терминал уже невозможно.
Офисные недостатки
Пожалуй, офис — самая спорная отрасль применения беспроводных технологий. Это та область, где вопросов временами больше, чем ответов, и хотя примеры офисного использования Wi-Fi появляются все чаще, споры вокруг технологии не утихают. Но пока специалисты ведут дебаты, компании тихонько голосуют рублем. По информации Алексея Кутергина, менеджера компании «Трилайн», спрос на офисные точки доступа постоянно растет. Если в прошлом году Wi-Fi-антеннами интересовались даже не каждый месяц, то сейчас продается несколько штук в неделю. Продажи компании D-Link в сегменте беспроводного оборудования за год выросли более чем на 100% — сообщил Игорь Гуляев. Но многие фирмы даже не рассматривают беспроводные решения.
Чаще всего Wi-Fi используется в небольших офисах вместе с обычными проводами — там, где надо срочно расширить сеть, обеспечить связью ноутбуки топ-менеджеров, комнаты переговоров и т.д. Илья Крохалев, директор дизайн-студии D1.ru: Неоспоримое преимущество — возможность свободно передвигаться в офисе, сдвигать столы как нужно, не оглядываясь на розетки. Кроме удобства, для многих важна стоимость решения при использовании беспроводной технологии. Евгений Парамонов, начальник отдела ИТ ТС «Монетка»: Нам нужно было подключить в бухгалтерии 25 компьютеров, небольшой опыт работы с Wi-Fi у нас уже был. Когда мы просчитали варианты, оказалось, что беспроводная сеть еще и дешевле почти на 50%, а той скорости, что она дает, нам вполне достаточно. Алексей Максимов, руководитель направления глобальных вычислительных сетей компании «Оптивера», подчеркнул, что стоимость беспроводных локальных решений может быть как выше, так и ниже цены обычной СКС, все зависит от требований, предъявляемых к сети.
Несмотря на явные плюсы — мобильность, простота установки, — у беспроводных сетей есть ряд недостатков и ограничений. Во-первых, безопасность. Часто это единственный вопрос, на который нужно ответить, чтобы согласовать появление хот-спота с руководством компании. Если существуют довольно жесткие требования к надежности и скорости передачи данных, то беспроводные технологии проигрывают. Игорь Гуляев: Мы сами советуем, где возможно, проводить кабель, но если офис арендуется на короткий срок, какой смысл вкладываться в него, когда можно сделать все по воздуху. Однако с этим согласны далеко не все игроки рынка.
Алексей Шуваев: Ошибочно мнение, что беспроводные технологии менее защищены. К ним изначально предъявлялись более жесткие требования, поэтому данные защищены там лучше, чем в проводных сетях. Специалисты не устают работать над усовершенствованием этой защиты. Олег Иваников, менеджер по работе с корпоративными клиентами представительства компании 3com в СНГ: Система управления нашим оборудованием позволяет так регулировать мощность сигнала хот-спота, что зона его действия будет ограничена комнатой, в которой он установлен. То есть извне подключиться к нему будет крайне сложно. Если же система диагностирует попытку вторжения, то подавит источник чужого сигнала. Однако когда в конце прошлого года менеджеры одной из фирм — поставщиков оборудования проехали с ноутбуком по ул. Малышева, из 10 Wi-Fi-сетей, найденных ноутбуком, вошли в семь. Люди не озаботились даже постановкой пароля на вход в сеть, и все усилия вендоров по укреплению безопасности, шифрованию и т.д. пошли прахом. Нередко проблема с безопасностью упирается в неграмотность установщиков, которые запускают систему в открытом для всех режиме.
Кроме того, необходимо учитывать скорость передачи — почти все стандартное оборудование работает на 54 Мбит/с. Пропускная способность падает пропорционально нагрузке на хот-спот.
Стоимость беспроводных решений постоянно снижается, и одновременно растет их пропускная способность. А это значит, что открывается возможность для новых сервисов через Wi-Fi, например для телефонной связи. Многие смотрят на технологию как на перспективу развития своей IT-инфраструктуры. По словам Ольги Сергеевой, коммерческого директора регионального представительства корпорации «Бизнес-Мастер СНГ», беспроводная сеть — это следующий этап развития их корпоративной сети.
Обратная связь:
silantev@apress.ru
1
«Голден Телеком» готовится к запуску в Екатеринбурге своего Wi-Fi-бренда GoldenSpot. Первым этим брендом воспользуется фуд-корт в ТЦ «Купец».И Wi-Fi бывает вреден
Пока российские провайдеры только начинают активно строить беспроводные сети, в Соединенных Штатах владельцы кафе уже совсем не рады наличию беспроводного доступа. Рестораторы жалуются, что заведения заполнены людьми с ноутбуками, которые пялятся в экран и не делают заказов. Посетители проводят в кафе по 7-8 часов, занимают место и не приносят прибыли. Некоторые владельцы кафе вынуждены отключать хот-споты на выходные или по вечерам. Выходом могло бы стать взимание платы за пользование услугой, но этого не дает сделать мощная конкуренция на рынке. Проблема достигла таких масштабов, сообщает газета «Ведомости», что в Штатах появилась ассоциация, намеревающаяся разработать «этикет Wi-Fi» — в его основу войдут три принципа: необходимо обязательно что-то заказать и дать чаевые, не стоит злоупотреблять гостеприимством, надо делиться местом за столиком.
Прощание с кабелем
Рабочая группа, основной задачей которой было создание стандарта беспроводной локальной сети, образовалась в 1990 г. Инженеры должны были разработать технологию с пропускной способностью 1-2 Мбит/с. Однако через 7 лет, когда работы были завершены, оказалось, что такой полосы пропускания совершенно недостаточно. Работы были продолжены, и в сентябре 1999 г. IEEE (Институт инженеров по электричеству и электронике) утвердил стандарт IEEE 802.11b — известный широким массам под названием Wi-Fi (Wireless Fidelity). С тех пор из перспективного решения стандарт превратился в один из основных способов подключения к Интернету.
Мир поначалу не то чтобы воспринял разработку скептически, просто никто не видел сферы массового применения новой технологии. Одной из первых потенциал Wi-Fi задействовала корпорация Intel. Чиповая компания углядела огромные перспективы беспроводной передачи данных, и не ошиблась. Когда в мире начался активный рост продаж ноутбуков и других мобильных решений, Intel была к этому готова — выпустила на рынок Centrino (объединение в одном устройстве мобильного процессора, модуля Wi-Fi и мобильной платформы) и собрала сливки. Технология оказалась на пике популярности и буквально в считанные месяцы покорила мир.
Wi-Fi-факты
Пока екатеринбургские предприниматели решают, стоит ли им накрывать Wi-Fi свои офисы и кафе, в России активно развиваются проекты обеспечения беспроводной связью целых городов. Как, например, в Тольятти, где местная компания «АИСТ» планирует предоставлять беспроводной Интернет на территории всего города. На Западе такое не редкость. Правда, в России почти везде Wi-Fi становится альтернативой Dial-up, который для Екатеринбурга стал уже пройденным этапом. У нас проекты Wi-Fi маловероятны из-за дефицита частот.
В Москве Wi-Fi спускается под землю — о планах масштабного освоения метрополитена объявила компания «Комстар Объединенные Телесистемы». Провайдер ориентируется на пользователей КПК и смартфонов. По замыслу создателей, абоненты будут активно использовать Wi-Fi как для просмотра почты, так и для веб-серфинга.
Если местные операторы не поторопятся с развитием сети публичных хот-спотов, то могут столкнуться с конкуренцией со стороны федеральных сотовых операторов. Весной о своей заинтересованности в этом бизнесе сообщили «Билайн» и МТС. Связисты сейчас рассматривают разные модели продвижения этой услуги, но эксперты аналитической компании J’son&Partners уверены, что скорее всего это будет бесплатный имиджевый сервис.