В современном меняющемся мире иметь одно высшее образование уже недостаточно. Чтобы быть востребованным на рынке труда, многие стремятся получить второе высшее образование и пройти курсы переподготовки, чтобы каким-то образом дополнить первое и расширить сферу предполагаемой деятельности
Границы компетенций стираются, или зачем идти в бизнес-школу
Бизнес-образование в России существует на протяжении 30 лет. Один из первых курсов МВА был запущен в Московской международной высшей школе бизнеса «МИРБИС».
В интервью DK.RU исполнительный директор школы бизнеса МИРБИC Федор Федоров рассказал, зачем топ-менеджеры и собственники крупных компаний, имея богатый практический опыт работы, приходят на программы переподготовки, и когда следует отдавать предпочтения российским программам, а в каком случае выбирать зарубежные образовательные учреждения.
Насколько бизнес-образование развито в России?
— Рынок бизнес-образования в нашей стране весьма развит, есть немало школ, которые предлагают качественные программы образования, в частности, MBA, Executive MBA. Организаций, которые готовят по программе MBA, в России больше ста и, конечно, у всех разное качество программ.
При выборе бизнес-школы всегда нужно обращать внимание на бренд, на репутацию учебного заведения. Необходимо посмотреть, как давно работает школа, есть ли международная аккредитация Association of MBAs (AMBA), кто преподает, и обязательно стоит прийти на день открытых дверей, посетить пробное занятие.
В чем особенность российского бизнес-образования в сравнении с европейским или американским? Имеет ли смысл российским предпринимателям и топ-менеджерам учиться за границей и по иностранным модулям, если работать придется в отечественных реалиях?
— Если говорить о программе МВА, то первая программа МВА появилась в начале 20 века в США, а в России первая группа стартовала в 1989-1990 гг.
С точки зрения контента и структуры программы ведущих российских бизнес-школ ничем не отличаются от американских и европейских. Сначала изучаются фундаментальные блоки экономических и управленческих дисциплин: экономика, управление, финансы, маркетинг и другие. А затем определенные специализации.
Но есть разница в специфике бизнеса. Как правило, если потенциальный слушатель выбирает, какой программе ему отдать предпочтение - российской или европейской, мы всегда рекомендуем определить для себя фактор дальнейшего развития карьеры.
Если топ-менеджер работает в российской компании, занимается малым и средним бизнесом и не планирует выходить на зарубежные рынки, то имеет смысл смотреть на российскую программу, потому что она ориентируется на реалии российского бизнеса.
Если же клиент работает в международной компании или же у собственника бизнеса есть планы по выходу на зарубежные рынки, то стоит рассмотреть российские школы бизнеса с международной аккредитацией AMBA, возможностями включенных или дополнительных стажировок. Эти школы активны в международном образовательном сообществе и находятся в тренде.
Рассматривать вариант обучения в зарубежной бизнес-школе имеет смысл, если менеджер планирует в ближайшее время продолжить работу за границей, потому что на программе будут рассказывать, как компании работают по западным стандартам, в рамках соответствующего законодательства.
Здесь все зависит от целевых установок слушателей.
А в чем ключевое отличие программ переподготовки от прохождения разного рода тренингов и семинаров? Зачастую ведущие тренингов обещают за три дня рассказать всю программу MBA, это реально? И как понять, что тебе требуется: короткая программа или долгосрочная, двухлетняя программа переподготовки?
— Важно определить, какие задачи стоят перед слушателем. Тренинги и курсы скорее позволяют решать конкретные небольшие задачи, например, по формированию личного бренда.
Если же речь идет о детальной работе над системным представлением бизнеса или же целью является отработать кроссфункциональные компетенции, то выбор стоит делать в пользу долгосрочных программ.
В любом случае, долгосрочные программы переподготовки нацелены на систематизацию знаний, глубокое изучение предмета. Бизнес-образование помогает увидеть перспективы для развития компании, комплексно взглянуть на глобальные и локальные рынки, развивает навыки принятия стратегических решений в условиях рисков и неопределенности.
С какими запросами чаще всего приходят слушатели? Чему хотят научиться топ-менеджеры или владельцы бизнеса, ведь у них такой богатый практический опыт?
— Могу сказать, что за последние пять-шесть лет причины, по которым слушатели приходят на MBA, не меняются. Причина номер один — систематизация и актуализация управленческих знаний.
Специфика бизнеса сегодня — это огромные потоки информации, зачастую ненужной, это короткие сроки для принятия решений и так далее. И в какой-то момент перед руководителем высшего звена встает вопрос: а достаточно ли ему базы для оперативного принятия эффективных решений, ведь часто решение, принятое топ-менеджером, сказывается на всех сотрудниках, которых может быть сотни в компании.
Часто бывает и так, что у руководителя есть достаточный объем знаний, но они разнородны: что-то прочитали в книге, что-то услышали на тренинге, что-то поняли из личного опыта. В итоге руководитель приходит к тому, что ему нужно систематизировать знания.
Еще одна причина, по которой приходят на MBA, — это поиск идей для развития. Перед руководителями регулярно ставят задачи: по поиску нового продукта, новых идей клиентского сервиса, новых путей развития компании и так далее. А программа MBA — это особая среда, где собираются топ-менеджеры и собственники бизнеса из самых разных отраслей, у них всегда можно поинтересоваться, как они находили решения для того или иного вопроса. Программа MBA — это постоянное общение с руководителями высшего звена, разбор кейсов, обмен опытом, это дискуссии, из которых слушатели выносят полезные знания, которые можно в дальнейшем применить на практике.
Тренд последних пары лет — запрос на кроссфункциональные компетенции. Маркетологи, например, понимают, что им необходимо лучше разбираться в финансовой деятельности компании, экономистам требуется лучше понимать, как позиционируется компания на рынке, чтобы принимать правильные финансовые решения. Научиться видеть общую картину в компании и разговаривать «на одном языке» с коллегами других функциональных направлений – частый запрос.
А можно сказать, какие программы и специализации пользуются наибольшей популярностью сегодня?
— Если смотреть на специализации программы MBA, то безусловный лидер — программа General MBA, в случае МИРБИС это «стратегический менеджмент». Следующие по популярности — это маркетинг и финансы.
Из отраслевых специализаций очень востребована программа по управлению медицинским бизнесом. Это связано с развитием частной медицины, многие врачи, которые начинают частную практику, понимают, что им нужны управленческие навыки. Важное направление, которое развивается, — ИТ-менеджмент. Еще одна специализация, которая пользуется высоким спросом: инвестиционно-строительный бизнес. Девелоперы, топ-менеджеры строительных компаний и агентств недвижимости идут на эти программы, чтобы разбираться в специфике рынка, понимать, как он функционирует, делиться мнениями и опытом и так далее.
По факту набора 2018/2019 года мы наблюдаем увеличение слушателей программы Executive MBA, это говорит о том, что собственники бизнеса и крупные руководители все чаще задумываются об эффективности работы. Кроме того, программа Executive — это своего рода дорожная карта развития бизнеса. На программе слушатели в частности разбираются с тем, как не утонуть в оперативном управлении и сохранить чистое стратегическое видение.
Лучше выбирать столичные бизнес-школы или же есть достойные региональные игроки?
— Безусловно, необязательно выбирать программу обучения именно в Москве, в регионах достаточно игроков, которые могут предложить качественные программы переподготовки. Но в обучении в столице есть свои плюсы.
Например, в последний учебный год у нас была широкая география слушателей: 36 городов и 7 стран. А в прошлом году у нас была слушательница, которая раз в месяц на три дня прилетала в Москву из Пекина. Часто бывают слушатели из Новосибирска, из Ростова-на-Дону и Екатеринбурга, Севастополя и Владивостока. Таким образом, формируется сообщество руководителей и собственников бизнеса, которые могут рассказать об особенностях ведения бизнеса в различных регионах страны.
Интересный момент: при наличии отличных бизнес-школ, например, в Петербурге или Екатеринбурге многие предприниматели и руководители принимают решение проходить программу в Москве, чтобы изучить столичный рынок. По этой же причине московские слушатели иногда поступают на программы MBA в Петербурге.
Школы бизнеса в Москве имеют возможность привлекать лучших преподавателей, практиков и консультантов, привозить таких спикеров в регионы порой весьма затратно.
В любом случае, всегда следует принимать решение о выборе бизнес-школы исходя из личных потребностей и важно четко ответить на вопрос: «Зачем я иду на программу?». В этом случае отпадают все сомнения, становится очевидным выбор той или иной бизнес-школы, сам процесс обучения выстраивается проще, поскольку сформулированы конкретные задачи, и главное – эффективнее.
Александра Корн, выпускник МИРБИС:
— Первое знакомство с МИРБИСом началось еще в 2001 г., в период моего обучения в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова (ныне – Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова).
Однажды, пробегая по одному из этажей главного корпуса академии, я услышала через открытую дверь активное выступление иностранного лектора перед огромной аудиторией сияющих глаз. Тогда я знала о МИРБИСе стандартный на тот период набор тезисов: крутой ВУЗ для золотой молодежи (как тогда казалось), в котором распространены международные стажировки, приглашенные лекторы – практики, как западные, так и отечественные, и, естественно, интересно учиться. Главная мысль, которая зародилась в тот период, звучала решительно: «Когда-нибудь я обязательно буду здесь учиться!».
Данное себе обещание реализовалось поступлением на программу МВА «Управление инвестиционно-строительным бизнесом». Выбор программы был обусловлен моими профессиональными интересами и желанием достичь чего-то большего в выбранной сфере. На занимаемой в тот период позиции все цели были достигнуты, у конкурентов перспективы не привлекали, все, чему можно было научиться – было освоено, хотелось нового и грандиозного.
За время моего знакомства с МИРБИСом менялись занимаемые роли в профессиональной деятельности. Мне удалось побывать со всех сторон рынка недвижимости: и со стороны ритейлера, и со стороны консультанта, и со стороны инвестиционного фонда, и со стороны девелопера, и в том числе коснуться производства.
Долгий период времени меня увлекала коммерческая недвижимость, офисные и торговые центры, многофункциональные и гостиничные комплексы сменяли друг друга, продолжая сниться даже спустя годы после их «запуска».
По роду своей деятельности, 5 лет назад, я познакомилась с производством современной архитектуры для жизни, основанной на технологии prefab. Давно используемая на западе, удобная технология, позволяющая не строить, а именно производить в заводских условиях готовые модули, которые на участке заказчика остается только смонтировать и подключить между собой за считанные дни. Это может быть и гостиничный комплекс для базы отдыха, и жилье, пригодное для круглогодичного проживания, и офис продаж, и кафе, и даже пространство для event-проектов. Практически под любую цель можно спроектировать и произвести мобильную конструкцию, которую при желании, можно будет перевезти на другой участок, не нарушая ее функционал. Так оказалось и в моей истории с МИРБИСом. Под любые цели можно применить разнообразный опыт обучения и каждый раз продолжать находить что-то увлекательное.
На моей памяти, сокурсники во время обучения создавали новые проекты, находили партнеров, в том числе на международных рынках во время стажировок, пополняли клиентские базы, рисковали и открывали для себя новые сферы. МИРБИС научил видеть и ощущать происходящее с других ракурсов, не бояться перемен, а улавливать в любом событии, даже кризисном – возможность.
В какой-то момент, я узнала о международных стажировках, и на последующие годы о традиционном отпуске пришлось забыть, повод оказался заманчивым. После одной из очередных стажировок я решилась пройти обучение еще и по Программе двойного диплома, на тот момент организованной совместно с London Metropolitan University.
Я желаю каждому учащемуся попробовать на себе все доступные ресурсы, которыми богата наша альма-матер. И, чтобы ни происходило, как бы ни менялись интересы, как бы ни подкидывала жизнь разные контрольные работы, МИРБИС остается рядом навсегда.
Дмитрий Дмитриев, выпускник МИРБИС:
— Когда в детстве на даче в 1990 г. мой сосед показал мне игру монополию, я сразу влюбился в эту игру. Помню мне мама подарила русский аналог – игру Менеджер. Что я с ней сделал? Перевернул поле и начертил на нём Монополию! Переписал все карточки, а деньги конвертировал по курсу 1 к 100.
Эта игра, в которой со случаем переплетены стратегия, переговоры, решения. Я играл и почти всегда выигрывал. Когда я выбирал, чему учиться, то вопросов не возникло. Я выбрал менеджмент и маркетинг.
И все свою жизнь, с первой работы и до текущей я работаю в сфере продаж и маркетинга. Моя компетенция в том, чтобы сделать маркетинг ориентированным на продажи и интегрированным с коммерцией. У нас в России до сих пор много организаций, где маркетинг и продажи воюют друг с другом, а не делают общее дело. Для меня лучший маркетолог это тот, кто сам занимался или занимается продажами, встречается с клиентами и потребителями продукции. Тот, кто держит руку на пульсе. Следуя этому принципу, я всегда занимался и маркетингом и продажами: и в «Самсунге» и позже в «Леруа Мерлене». Плотно работал с Комдиром в «Сен-Гобене», чтобы создать единую стратегию.
Для себя я сформулировал «Правило трех М», которые драйвят лично меня: мечта, миссия, ментор.
Мечта нужна, чтобы иметь жизненный ориентир, к которому ты идешь. Не будет мечты, не будет долгосрочных планов. Мечта – это не то, что можно достичь за короткий период. И уж точно это не покупка машины. Мечта имеет более широкий горизонт. Ты идешь к ней, достигая много целей на своем пути. Если достиг, то нужно сразу ставить новую цель. В бизнесе такой целью может стать BHAG (Big Hairy Audacious Goal) – Большая Дерзкая Волосатая Цель. Этот термин Коллинза был популяризирован в Самсунге в свое время и научил нас ставить запредельно высокие цели. Когда ты ставишь такие цели, твой мозг начинает работать совершенно по-другому. Начинаешь придумывать нестандартные подходы, инновационные идеи. И даже если не получится достичь этой цели, ты достигнешь большего, чем при цели 5-10% роста.
Миссия нужна, чтобы понять свое жизненное предназначение. Я заметил, что когда в 35 лет я словами сформулировал свою жизненную миссию, вселенная начала сама давать мне то, к чему я шел. Нужно просто четко понять, что хочешь. Моя миссия связана с повышением образования и профессионализма в обществе и у меня начали появляться возможности одна за другой. Стоит только начать и потом все идет по накатанной.
Ментор. Это мой ускоритель. Тот человек, который помогает мне расти, подсказывает. Я рад, что у меня он есть. Я учусь у многих людей в разных сферах, которые умнее меня. Широкий круг нетворкинга позволил окружить себя многими профессионалами. Я учусь у них постоянно. А с другой стороны я сам ментор для других людей. Отдавать ещё более важно, чем брать. Отдавать и помогать важно, не ожидая ничего получить взамен. По этому принципу я живу. Один из моих менторов – Евгений Бойченко, мой научный руководитель из МИРБИС, у него я учился маркетингу на МВА программе.
Все упомянутые «три М» базируются на прочном фундаменте — любовь. Не будет её, мечта и миссия могут быть слишком эгоистичными. Для меня важно: заниматься любимым делом, любить искренне клиента и любить людей. Когда ты искренне любишь, то клиенты твои ошибки тебе прощают. А ты строишь свое дело на искреннем маркетинге. Если же прибыль всегда во главе угла, то ни о каком клиенто-ориентированном или отношения-ориентированном бизнесе вообще речи быть не может.
Зачем российскому малому бизнесу выходить на международный рынок
Для предпринимателей, которые хотят выйти на международный рынок, в бизнес-школе СКОЛКОВО разработали программу Practicum Global Shift. Она помогает понять, как сделать бизнес успешным за рубежом.
СКОЛКОВО MBA — международная образовательная программа с фокусом на управленческих знаниях. Студенты — предприниматели и корпоративные менеджеры, желающие развивать бизнес и сделать карьерный рывок.
Будущее – за дистанционным обучением?
Сфера образования – одна из первых, куда пришли дистанционные технологии. Зачем ехать за тридевять земель, тратить деньги на дорогу и жилье, если знания и диплом столичного вуза можно получить дома?
В этом году школе бизнеса МИРБИС, одному из ведущих провайдеров МВА в стране, исполняется 30 лет. «Сегодня МВА стремительно меняется», – констатирует Елена Переверзева, исполнительный директор МИРБИС.
MBA: диплом за миллион на стену, или окно в светлое будущее? Опыт выпускников
10 лет назад об MBA мечтало большинство собственников бизнеса и топ-менеджеров. Могут ли сегодня программы MBA помочь в карьере, построении бизнеса, остается ли диплом гарантией успешного будущего?