Строить бизнес в лихие 90-е было и просто, и сложно одновременно. Просто — потому что для входа в отдельные виды предпринимательской деятельности не требовалось больших вложений. Трудно — потому что страна распадалась, деньги обесценивались, а залогом выживаемости бизнеса была «надежная крыша».
Олегу Аксельроду, директору турфирмы «Ява Тур», в 90-е повезло как минимум трижды. Во-первых, вместе с ним на металлургическом факультете УПИ (ныне УрФУ им. Первого президента России Б.Н. Ельцина) учились небезызвестные персоны — политик Антон Баков и почетный консул Республики Корея в Екатеринбурге Станислав Тхай.
«Антон Баков и Станислав Тхай создали турфирму «Малахит», которая позже стала называться «Ист Лайн». Я ушел к ним работать практически сразу после окончания вуза, в 1990-м. До этого я год проработал на кафедре научным сотрудником, но быстро понял, что перспективы у науки, мягко говоря, скромные. А тут работающая турфирма, да еще и у друзей. Так что, можно сказать, вход в туристскую деятельность был для меня очень легким», — рассказывает Олег Аксельрод.
Второй раз удача повернулась лицом к г-ну Аксельроду, когда он взялся за создание собственного бизнеса. В те времена для того, чтобы снять офис, нужно было иметь на руках порядка 100 долларов и нескольких инициативных сотрудников, готовых к экспериментам. И то, и другое в распоряжении героя было.
Третий счастливый случай произошел в 1993-м, когда Олег Аксельрод придумывал название для уже своей компании. Первые буквы фамилий его команды складывались в слово «Ява». А чтобы у клиентов была ассоциация с туризмом, к «Яве» добавили «Тур».
«На самом деле мне неоднократно везло из-за названия. Примерно в одно время в Екатеринбурге появились мы — «Ява Тур» — и корпорация «Ява» Валерия Язева. Видимо, бандиты, которые, может, и хотели бы на меня напасть, считали, что я часть корпорации Язева (смеется). В общем, меня не трогали. Ну, и господин Язев не возражал, что у нас с ним схожие названия. Его компания даже пользовалась нашими услугами», — продолжает Олег Аксельрод.
Многие рынки в 90-е либо только начинали зарождаться, либо серьезно трансформировались. Туризм не стал исключением. Рынок организации путешествий в то время не сильно походил на его современную версию (карантинно-коронавирусный 2020-й не в счет). Спрос на заграничные поездки был небольшим. Олег Аксельрод вспоминает: в первый полноценный год работы (1994-й) «Ява Тур» отправила из Екатеринбурга за границу около 300 туристов. В целом за год из города вылетало всего несколько тысяч путешественников.
Каждое новое направление — будь то Кипр, Турция или Греция — встречалось с огромным энтузиазмом. Это сейчас в Турцию летают со словами: «Ну ладно, давай хотя бы в Анталию на неделю слетаем». Тогда же каждая новая страна, позволяющая расширить собственное представление о географии, имела «эффект разорвавшейся бомбы».
«В середине 90-х я впервые полетел на Кипр — появились первые чартеры. Опыта в организации коммерческих перевозок у меня было немного, но это было незаметно, мы работали как настоящие профи. Только представьте: все отели на Кипре уже были проданы немецким и английским туристам. И только один отель в Пафосе принял наших туристов, дал нам места. Вся группа полетела в один город и один отель, и все были счастливы и довольны. Сейчас такое представить, конечно, сложно», — говорит Олег Аксельрод.
Сейчас эта фраза может показаться странной, но в августе 1998-го, когда правительство России и Центральный банк объявили о техническом дефолте и переходе к плавающему курсу рубля, владельцы туристических компаний были действительно не сильно рады клиентам.
«Идут продажи. До середины сентября забиты отели Турции, Италии, Кипра. И вдруг выясняется, что курс доллара был 6 руб./ доллар, а стал 11, а потом 18. Деньги к нам поступали, а мы их складывали в банк, который просто не может закупить валюту. Сложилась ситуация, когда мы терпели убытки от большого числа туристов», — вспоминает директор «Явы Тур».
К концу туристического сезона 1998 года «Ява Тур» осталась должна примерно 2000 долларов (по плавающему курсу) турецким партнерам и столько же компании «Евразия», которая организовывала самолеты в Италию. В последний момент туристы отказались от туров из-за валютного скачка, и места в лайнере остались пустыми.
Несмотря на то, что время для туристической отрасли было крайне тяжелым, ведущие игроки рынка — компании «Мир», «Фонд Мира», «Спутник», «Виста» — остались в живых. Изрядно потрепанные, но непобежденные, они ступили в 1999-й.
«Яву тур» в это время поддержал неожиданный заказ. Оказалось, что отдельным компаниям удалось заработать на кризисе. Это касалось тех, кто занимался продажей сырья (меди, нефти, газа и т.д.) за валюту. Одна из таких корпораций обратилась в «Яву Тур» под Новый год и попросила отправить ее сотрудников на Бали.
«На этом заказе мы немножко заработали и сумели дотянуть до летнего сезона 1999-го. А там пошли уже заказы на Турцию и детский отдых на российском юге, который мы также организовывали», — рассказывает Олег Аксельрод.
Еще один трудный год в биографии «Явы Тур» выпал на 2013-й. 10 декабря компания праздновала двадцатый день рождения. Были приглашены гости из числа постоянных клиентов, арендован «Дом актера», запланирована культурная программа — все как положено. На следующий день после праздника, когда вся команда делилась впечатлениями о мероприятии, в СМИ прошла новость об отзыве лицензии у «Инвестбанка», в группу которого входил банк «ГРАН». Именно в нем и обслуживалась «Ява Тур». Случилось страшное: турфирма потеряла деньги в преддверии Нового года, когда тысячи туристов уже запланировали свой отдых.
«Представляете — счета в банке нет, и денег нет. Пришлось быстро искать новый банк для обслуживания. Конечно, после этой истории я очень боялся банков, «голова» которых находится в других регионах. И в этот момент нас очень поддержал УБРиР . Нам оперативно открыли счета, оказали всестороннее содействие и сделали так, чтобы Новый год 2013 — 2014 мы не провалили. С этим банком мы сотрудничаем уже семь лет и, надо сказать, очень довольны его сервисом. Всегда есть возможность связаться с представителями банка, задать вопросы. Сервис — на высоте», — продолжает Олег Аксельрод.
Надежные финансовые партнеры в лице УБРиР, доверие клиентов и грамотная бизнес-стратегия — не единственные факторы, которые помогают «Ява Тур» вот уже почти 27 лет работать в туристической отрасли. Постоянный креатив, вот что важно для стабильной работы. Фантазию «Ява Тур» проявляет, даже когда предлагает массовый турпродукт — путешествия по России, на Кипр, в Турцию и т.д. Дело в том, что даже в этом сегменте компания старается подойти к запросам каждого клиента индивидуально.
И, конечно, где же еще проявлять креатив, как не в авторских турах. Это «фишка» компании, ведь все больше путешественников хотят отойти от стандартного отдыха в стиле «all inclusive».
«Смысл авторских туров заключается в отправке путешественников по очень нестандартным европейским маршрутам. К примеру, каждый год я отправляю несколько групп туристов в Эльзас — это небольшая область между Германией и Францией. В экскурсионную программу входит посещение Страсбурга, Кольмара, Баден-Бадена. Моя гордость —необычные туры по Италии, которая, казалось бы, уже изъезжена вдоль и поперек. Например, программа «Южная Соната Италии» включает в себя посещение Бари знаменитого дворца в Казерте и роскошного имперского Неаполя. Мое мнение — в каждой работе нужен креативный подход. В противном случае, она быстро превратится из любимого дела в рутину», — резюмирует Олег Аксельрод.
Публичное акционерное общество «Уральский банк реконструкции и развития»