$1 миллион под честное слово
Чтобы укомплектовать начинающую службу такси собственным автопарком без денег и залогов, президенту ГК «Технология ресурсов» Михаилу Бабину пришлось примерить роль Морфеуса из «Матрицы».
По его словам, помогло умение решать проблемы нестандартно, наглость и то, что владелец автохолдинга «Оками» Вадим Менаджиев умеет держать слово.
Когда Михаил Бабин вспоминает сделку по покупке автомобилей для «Такси Город», он не верит, что эта история действительно произошла с ним. Идея уговорить Вадима Менаджиева отдать в лизинг машины на $1 млн под честное слово малознакомому бизнесмену казалась безумием. «Все это похоже на байку, но мне тогда позарез нужны были автомобили. Взять кредит в банке было нереально – у нас не было залогов, поэтому я решил действовать напрямую», - говорит г-н Бабин.
Схема, предложенная им, была «до боли простой и наглой»: «Оками», имеющая доступ к банковским ресурсам, берет кредит, покупает сама у себя машины и отдает их «Такси Город». А такси постепенно расплачивается за автомобили, параллельно обслуживая их в автоцентрах холдинга и по мере необходимости обновляя парк там же по системе trade-in. «Договариваясь о встрече с Вадимом Менаджиевым, я несколько раз подчеркнул – каким бы ни был исход, он должен выслушать меня до конца. Все-таки шанс, что он выгонит меня, едва услышав предложение, был велик. Это, кстати, и спасло ситуацию – Вадим пообещал и был вынужден держать слово. Сделка состоялась потому, что он мыслит нестандартно, и способен разглядеть выгодное предложение. Даже если на первый взгляд оно кажется полным бредом», - убежден Михаил Бабин.
Все в матрице
Первая в Екатеринбурге коммерческая служба такси – «Такси Город» в начале 2000-х гг. работала на привлеченных авто. Как говорит Михаил Бабин, строить серьезный бизнес по такому принципу было невозможно: парк был разношерстный, обеспечить качество работы не получалось - за состоянием авто следили водители-частники, не особенно заботясь об исправности своих машин. К тому же работники не отличались дисциплинированностью. «Частник – вольный казак, никто ему не указ. У меня даже одно время мысль была вместо нашей эмблемы нарисовать на машинах скрещенные казацкие шашки. А мне хотелось построить компанию, приближенную к мировым стандартам, чтобы все процессы были управляемыми. Начинать нужно было с покупки собственных авто», - вспоминает г-н Бабин.
Он поставил задачу перед менеджерами «Такси Город» найти средства для формирования автопарка, однако те обошли все банки Екатеринбурга и доложили: получить кредит невозможно. «В то время банки в принципе работали с клиентами по-другому, заем приходилось буквально выпрашивать. Я помню, приходил в «Северную казну» к начальнице кредитного отдела, и меня не покидало ощущение, что я снова школьник, а меня вызвала завуч. Я, владелец предприятия, был в заведомо проигрышной позиции, как будто посягаю на чужие деньги. Хотя на самом деле покупаю их и принесу банку прибыль», - рассказывает г-н Бабин. Он начал искать альтернативные варианты решения задачи и понял, что компании нужны не деньги, а машины.
Способность смотреть на ситуацию под разным углом впервые проявилась у Михаила Бабина в молодости, когда он работал организатором концертов. «В конце 1980-х мне нужно было организовать трансфер музыкальной группы из Екатеринбурга в Нижний Тагил. Девочка-менеджер, которая должна была заказать автобус, что-то перепутала. В итоге – картина маслом: совок, суббота, 11 часов утра. Заказать автобус при таких условиях было действительно нереально, а музыканты уже ждали отправления в фойе гостиницы «Свердловск», - вспоминает Михаил Бабин. По его словам, когда он вышел на привокзальную площадь и увидел там стоящий автобус, то «пошел на него, как зомби». Оказалось, что «Икарус» должен был отправляться в рейс через полчаса – причем, именно в Нижний Тагил. «Я поднялся в салон, спросил у водителя, сколько в автобусе мест. А в свои 25 лет я выглядел максимум на 18. Реакция шофера была из серии: «Мальчик, тебе чего?». Оказалось, что в автобусе 47 мест, я протянул деньги за 47 билетов. Плюс 25 руб., чтобы водитель подъехал к входу гостиницы и посадил людей. Музыканты тогда так и не поняли, что произошла накладка, а у меня этот прием отложился в памяти. Я понял, что если нет привычных путей, нужно идти напрямую», - говорит г-н Бабин.
И добавляет: идти к совершенно незнакомому человеку с предложением отдать ему машины без денег он не решился. Попросил своего друга, главу «ИКО холдинга» Валерия Столбова, который жил с Вадимом Менаджиевым в одном коттеджном поселке, договориться о встрече по-соседски. И несколько раз обозначил главное условие: чтобы владелец «Оками» пообещал, что выслушает посетителя до конца. В назначенный день Михаил Бабин пришел к г-ну Менаджиеву в офис, полчаса рассказывал об успешной работе «Такси Город», новой стратегии развития, которая предполагает покупку собственного автопарка. По словам г-на Бабина, Вадим Менаджиев улыбался и буквально потирал руки – он был уверен, что бизнесмен намерен купить у него машины. А встретиться решил, чтобы договориться о скидке. Но г-н Бабин объявил, что денег у него нет, залогов, чтобы взять кредит – тоже. И г-н Менаджиев спросил, зачем же ему морочили голову все это время. Но бизнесмен напомнил ему об обещании выслушать его до конца, и мягко перешел к сути: залогов у его компании нет, а вот у «Оками» их предостаточно.
«Мне и расписывать всю схему не пришлось, Вадим все понял, несмотря на абсурдность ситуации. Так и спросил: «Уж не хочешь ли ты мне сказать, что я должен заложить свое имущество, взять кредит, сам у себя купить машины и отдать их тебе???». Я кивнул. Вадим спросил, все ли у меня в порядке с головой. Но я пояснил: если сделка не состоится, для его компании все останется как есть, а если он примет мое предложение, то заработает несколько раз. Во-первых, когда отдаст мне взятый кредит под более высокий процент, во-вторых, на продаже авто и наконец на их обслуживании, trade-in и так далее. Сейчас понимаю, что неосознанно действовал как Морфеус в «Матрице» - предложил г-ну Менаджиеву на выбор две таблетки», - рассказывает Михаил Бабин. По его словам, Вадим Менаджиев все это время смотрел на него «совершенно ошалелыми глазами», но уже тогда принял решение пойти на сделку: «Вадим не из тех, кто мыслит стереотипами. Он не ушел на уровень амбиций и не выгнал меня к чертовой матери с таким наглым предложением, а за минуту просчитал все в голове. Он сказал, что подумает, но я понимал: он точно сыграет в эту игру».
Через несколько дней стороны уже подписывали документы по сделке на $1 млн, а в это время водители забирали порядка ста машин из автоцентра и сразу выходили на линию. По словам Михаила Бабина, «Оками» пришлось специально создать под эту операцию лизинговую компанию, чтобы оформить сделку юридически. «Когда мы поставили последние подписи и пожали руки, Вадим бросил мне вслед: «Миша, я тебе столько денег сейчас отдал. Ты заходи иногда. Чтобы я тебя хотя бы видел», - улыбается г-н Бабин. И добавляет: это могло бы стать финалом истории, но через месяц возникла проблема.
Hennessy за испуг
По словам Михаила Бабина, стоимость каждого авто для «Такси Город» составила порядка $12 тыс., при размере ежемесячного лизингового платежа в 12 тыс. руб. Компания внесла первый платеж по кредиту, после чего главбух доложил Михаилу Бабину: на этом они с «Оками» в расчете. «Я удивился – как так? Он мне говорит: «А вы договор почитайте». Оказалось, в контракте цена автомобилей указана не в долларах, а в рублях. То есть де юре мы действительно больше «Оками» ничего не должны», - вспоминает г-н Бабин.
На следующий день его пригласили на вечеринку, где также должен был быть Вадим Менаджиев. Партнеры встретились. «Я ему сообщил, что у меня есть сюрприз. Вадим напрягся: «Я не люблю сюрпризов». Я говорю, хороший сюрприз, тебе понравится. Он: «Я и хороших не люблю». Начал с плохой новости - в договорах доллары и рубли перепутаны, так что мы в расчете. Сказать, что г-н Менаджиев изменился в лице – это ничего не сказать. Но я попросил его прислать ко мне своих юристов - переписать документы. Сюрприз мне тогда удался», - улыбается г-н Бабин. На следующий день сотрудник «Оками» принес новые договоры и бутылку Hennessy от Вадима Менаджиева. Коньяк Михаил Бабин хранил очень долго, и до сих пор не выбросил коробку из-под него: «Это бутылка стоимостью в $1 млн!».
С кредитом г-ну Бабину удалось рассчитаться за два года. После этого «Такси город» и «Оками» долгое время сотрудничали – служба такси докупала и меняла выработавшие свой ресурс авто, пробовала разные марки. «Закупали Mitsubishi, Hyundai, потом решили попробовать работать на Toyota. Наши менеджеры тогда изучали предложения многих дилеров, и в итоге купили машины не в «Оками». А я уже занимался такси довольно опосредованно, поэтому удивился, когда мне позвонил Вадим с вопросом, почему мы купили машины в другой компании. Спросил: «Подождите, вы что, нас больше не любите? Это же невозможно!». То есть отдать машин на $1 млн под честное слово для него нормально, а если их не любят, то это невозможно!», - говорит Михаил Бабин.
И добавляет: эту историю он однажды рассказал управляющему ГК «Институт Тренинга – АРБ про» Сергею Макшанову – чтобы поделиться бизнес-опытом. «Он потом меня за это очень благодарил, потому что пересказывал ее у себя в институте три раза на бис. Да, история скорее похожа на рыбацкую байку, но такие нестандартные решения и двигают бизнес вперед. Одно условие – подобные вопросы можно решить только на уровне собственников», - убежден г-н Бабин. По его словам, недавно он ходил с похожим рационализаторским предложением к руководителю одного из банков: «Тоже попросил друга организовать встречу, сказать, что я без справки и чтобы меня выслушали до конца. Изложил свою идею. Мне говорят: «Никто так не делает!». А я считаю, что кто-то всегда должен быть первым».