10 лет рейсу Екатеринбург — Хельсинки. Как пережить два кризиса — Мария Ануфриева, Finnair
«Мы ощутили сокращение спроса и были вынуждены уменьшать стоимость билетов. Возможно, это стало определяющим для других игроков в их решении отказаться от ряда направлений. Мы же предпочли подождать».
Европейский авиаперевозчик Finnair запустил рейс из столицы Финляндии в Екатеринбург десять лет назад, осенью 2008 г. — накануне большого экономического кризиса, однако смог пережить и ту турбулентность, и нестабильность 2014 г., когда аэропорт Кольцово вынужденно покинули немецкая Lufthansa и итальянская Alitalia. Глава российского представительства Finnair Мария Ануфриева рассказала DK.RU, как перевозчику удалось оптимизировать издержки и сохранить рейс при упавшем спросе. А также что ждет екатеринбургское направление в обозримой перспективе.
Во время кризиса-2014 из Кольцово ушли ряд игроков, включая Lufthansa и Alitalia. За счет чего Finnair удалось не пойти по их стопам? В целом как экономическая нестабильность сказалась на работе компании?
— Когда происходят такие экономические процессы, которые сильно влияют на спрос, — а именно это мы наблюдали в 2014 г. на фоне существенного роста курсов валют — рынок авиаперевозок не может этого не чувствовать. Тогда рублевые цены на авиабилеты и вообще отдых в Европе стали восприниматься многими людьми как дорогостоящее мероприятие. Конечно, мы ощутили уменьшение спроса. И были вынуждены сокращать стоимость билетов в европейской валюте — чтобы не задирать цену в рублях в полтора раза. Эти факторы, возможно, стали определяющими для других перевозчиков в их решении отказаться от ряда направлений. Мы же предпочли подождать. Применили опцию, которая оказалась весьма действенной: изменили тип самолета, который летает в Екатеринбург — уменьшили его. Поставили на это направление Embraer, что позволило сократить количество кресел до ста, но сохранить число рейсов — для авиакомпании это тоже очень важно. И смогли сохранить перевозку, практически не изменяя ее.
После кризиса отыграли ситуацию обратно?
— На данный момент мы оставили этот тип самолета, потому что на екатеринбургском направлении он очень себя оправдывает и обеспечивает нам отличную загрузку рейсов. У нас четыре перелета Екатеринбург — Хельсинки в неделю в летнем расписании и три в зимнем. Это очень стабильный продукт, который нас вполне устраивает на этом маршруте.
На сегодня какова обстановка на рынке авиаперевозок в Екатеринбурге? В последнее время российскую авиасферу сильно «трясло» (банкротства «Трансаэро», АК «Татарстан», «Ак Барс Аэро», остановка деятельности «ВИМ-Авиа», «КД Авиа», авиакомпания «Кубань», «КрасЭйр» и т. д.). Насколько изменились расклад сил и ситуация? Произошедшее вам на руку?
— Одни игроки уходят с рынка, другие наращивают объемы своих перевозок — это естественный процесс. Екатеринбург при этом остается очень конкурентным рынком: здесь активно действует национальный перевозчик — у «Аэрофлота» до семи рейсов в день. Другие отечественные игроки, например, «Уральские авиалинии», тоже плотно работают. В Кольцово есть и иностранные перевозчики. Но мы себя очень комфортно чувствуем при такой конкуренции, потому что находим своего пассажира — даже на тех направлениях, где действуют прямые перевозчики, например, Прага. Это одно из самых популярных направлений и на наших рейсах.
За 10 лет работы в Екатеринбурге у нас образовалась довольно большая группа лояльных пассажиров, которые знают, как мы летаем, понимают наш подход к безопасности полетов, качеству и пунктуальности. В целом этот год для нас положительный в плане динамики — она, возможно, во многом обеспечена ростом за счет Москвы и Санкт-Петербурга, где мы существенно увеличили объем перевозок. Но, в общем, конкурентный рынок — что в столицах, что в регионах — хорош и для пассажиров, и для авиакомпании, потому что позволяет оставаться в тонусе.
Как формируется ценовая политика компании — исходя из чего создаются тарифы по направлениям, за счет чего перевозчик может оптимизировать стоимость билетов?
— Ценообразование в авиакомпаниях — это огромная внутренняя работа, которая проводится, чтобы обеспечивать максимальное количество пассажиров и максимальную прибыль от каждого рейса. И мы понимаем: для нас очень важно сохранить конкурентность тарифов. Поэтому тарифная сетка, которая существует, позволяет нам гибко подходить к процессу ценообразования. Самые дешевые билеты мы сейчас предлагаем по безбагажным тарифам Эконом LIGHT — в их стоимость включена только ручная кладь. Они оптимальны для пассажиров, которые прежде всего фокусируются на цене. Также есть предложения для разных категорий путешественников — более дорогие билеты, которые позволяют изменять дату рейса, аннулировать со штрафом. Плюс в них точно включен багаж. Тарифная сетка и классы тарифов — это то, что позволяет авиакомпаниям привлекать пассажиров на разные варианты перелетов, от самых дешевых до бизнес-класса.
У всех игроков в этом плане фишки похожие? Здесь сложно придумать что-то уникальное?
— Да, многие перевозчики похожи — строят свою систему ценообразования по тарифным классам, потому что на сегодня это наиболее эффективная схема работы. Также у нас, как у других авиакомпаний, бывают специальные предложения, когда мы делаем выгодные цены на билеты на определенный ограниченный период времени. Сейчас, например, действует ряд спецпредложений на некоторые европейские направления из Екатеринбурга — они приурочены к юбилею рейса в Хельсинки и будут актуальны до 16 сентября 2018 г.
Каковы популярные направления из Екатеринбурга сегодня — куда летают жители города?
— Наше расписание составлено такие образом, что мы предлагаем удобные стыковки для жителей Екатеринбурга по направлениям в Европу. Поэтому примерно 90% наших перелетов из уральского мегаполиса — это рейсы по нашей европейской сети. Из них порядка 30% — это Финляндия, остальное по другим городам ЕС. Самые популярные направления стабильны из года в год — Прага, Париж, Будапешт, Мюнхен.
Каков портрет пассажира, вылетающего из Кольцово, — какие категории пассажиров преобладают на рейсах компании?
— Если брать Россию в целом, можно сказать, что больше половины тех, кто бронирует авиабилеты — женщины. Возраст пассажиров средний — 35-45 лет. По сравнению с другими европейскими странами, у нас совсем немного пожилых людей, которые самостоятельно занимаются бронированием билетов. Что касается пассажиров, вылетающих из Екатеринбурга, мы думаем, что портрет таков: это индивидуальный путешественник, который сам мониторит билеты на сайтах и оценивает не только стоимость, хотя и выбирает оптимальную, но и удобство стыковок и репутацию перевозчика.
Если сравнить Екатеринбург с другими региональными городами, в которые летает Finnair, заметны ли какие-то особенности?
— Если говорить о самых популярных направлениях, они похожи — это Европа. И тоже превалируют индивидуальные туристы. С точки зрения количества пассажиров лидирует екатеринбургское направление. Самара и Казань у нас сезонные — на зиму мы останавливаем там полетные программы.
Как компания отработала прошедший футбольный чемпионат мира? Насколько изменился трафик в Екатеринбург?
— Число иностранных пассажиров на наших рейсах в города России, где проходили матчи, выросло значительно — и в Москву, и в Санкт-Петербург, и в Самару, и в Казань, и в Екатеринбург. По всем направлениям мы видели увеличение количества зарубежных туристов примерно на 70%. На время чемпионата мира мы изменяли тип самолета на рейсах в Екатеринбург, чтобы обеспечить нужное количество кресел, рост фиксировался на уровне 18%.
Екатеринбург претендует на право проведения всемирной выставки ЭКСПО-2025. Если получится, как компания изменит работу на этом направлении?
— Для нас это не будет чем-то чрезвычайным — в прошлом году мы открывали рейс по маршруту Хельсинки — Астана именно под выставку ЭКСПО. И видели большой интерес к этому мероприятию со стороны иностранных делегаций, бизнес-партнеров. Хотя мне кажется, что прежде всего ЭКСПО — это хорошая возможность для внутреннего туризма. Выставка станет большим стимулом для жителей других городов страны, чтобы приехать в Екатеринбург. Со стороны иностранных туристов, бизнес-делегаций, безусловно, тоже, будет спрос.
Каковы планы на работу по екатеринбургскому направлению на обозримую перспективу?
— У нас довольно стабильная ситуация здесь, мы ею очень довольны и менять существующую схему пока не планируем. При этом усиливаем работу с туристическими агентствами, чтобы больше рассказывать туристам о том, какие у нас есть направления. В этом плане нам есть куда расти.