10 принципов Путина-экономиста: почему нет никакого «раннего» и «позднего» президента
«В исходах выборов 2018 года мало кто сомневается. Сегодня общественное внимание постепенно переключается на другой вопрос: увидим ли мы «обновленного» Путина после его очередной инаугурации?»
Сергей Алексашенко*, экономист, старший научный сотрудник института Брукингса, первый зампред правления Центробанка в 1995–1998 гг., рассказывает в блоге на ресурсе OpenEconomy о том, каким президент подошел к выборам-2018.
«В исходах выборов 2018 года мало кто сомневается. Сегодня общественное внимание постепенно переключается на другой вопрос: увидим ли мы «обновленного» Путина после его очередной инаугурации в Кремле? Стоит ли ожидать от него решительных реформ в экономике? Пройдут ли эти реформы по Кудрину, по Титову или по Глазьеву?
Мне представляется, что никаких существенных изменений в экономической политике России ожидать не следует. Владимир Путин — человек с устоявшимися принципами и ценностями, опираясь на которые он достаточно последовательно и логично вот уже на протяжении 17 лет принимает решения, которые превратили российскую экономику в то, что она из себя сегодня представляет.
Я утверждаю, что в основе экономической политики обоих версий российского президента («раннего» и «позднего») лежали несколько неизменных принципов, которые влияли на экономику гораздо сильнее остального. Перечислю их:
1. Незыблемость основы рыночной экономики — свободных цен
За все годы своего правления Владимир Путин не только не решился использовать замораживание цен, но и даже не предлагал подумать над этим вопросом. Именно Путин начал движение к либерализации важнейших для экономики цен на электроэнергию и газ.
Еще одним важным шагом в этом направлении стал переход к плавающему курсу рубля в начале 2015 года.
2. Неверие в рыночные стимулы и доверие к программам и стратегиям «госплановского» типа
Несмотря на стремительно падающую работоспособность и эффективность российской бюрократии, сила доверия к такому подходу только нарастает — количество государственных программ становится все больше и больше.
3. Не буди лихо, пока оно тихо
Владимир Путин не является сторонником принятия превентивных решений. Он предпочитает выжидать до тех пор, пока проблема не проявится в полный рост и на «заслужит» его личного внимания. В экономике такой подход опасен тем, что «стоимость» решения проблемы нарастает тем больше, чем дальше откладывается принятие решения.
4. Сочетание принципа «собственность — это кража» и фразы «то, что вы еще не сидите — это не ваша заслуга, а наша недоработка»
В России оказалось полностью разрушенным уважение и доверие к частной собственности. Отсюда и «дело ЮКОСа», и «ночь длинных ковшей», и московская реновация, и сотни тысяч ежегодно возбуждаемых против бизнесменов уголовных дел, единственной целью которых является изъятие собственности.
5. Вера в государственные компании
Отсюда непрекращающиеся колоссальные бюджетные вливания в госкорпорации и госбанки, ползучая национализация, охватывающая все сектора экономики, результатом чего стал рост доли госсектора в ВВП до 70%.
6. Категорическое неприятие реформирования «Газпрома» и превращения его в нормальную бизнес-ориентированную компанию
Путин против выделения из «Газпрома» транспортной составляющей, что могло бы способствовать бурному росту добычи газа в России. Он поддерживает абсолютно бессмысленные с точки зрения бизнеса компании проекты строительства новых газопроводов.
7. Недоверие к частному бизнесу
Готовность терпеть крупных олигархов, которые с радостью встроились в вертикаль власти и неприятие мелкого и среднего бизнеса, управлять которым не представляется возможным. Отсюда постоянные «косяки» с налоговыми новациями, которые трясут бизнес. Отсюда непрекращающееся силовое давление на него с целью не допустить его усиления и перехода экономической силы в политическую.
8. Вера в возможность односторонней изоляции российской экономики
9. Вера в то, что военно-промышленный комплекс является источником технологического прогресса и локомотивом экономики
10. Жесткая конструкция бюджета, которая не позволяет наращивать дефицит и госдолг
Это стало следствием хорошо выученного урока кризиса 1998 года, который, похоже, сильно напугал российского президента. В итоге в условиях последнего кризиса 2014–2016 годов Путин готов слепо следовать рекомендациям Минфина по последовательной бюджетной консолидации, хотя это оказывает угнетающее воздействие на экономику».
По материалам OpenEconomy
* - выполняет функции иностранного агента