«Государство по отношению к предпринимателям выступает как предприниматель»
«Если раньше наше государство думало: мы такие великие и у нас защита, то сейчас ясно, что мы не сильно великие, и защищать нас некому. Сами спасайтесь, как можете», — Андрей Гавриловский.
DK.RU провел интервью в прямом эфире с совладельцем бизнес-центра «Высоцкий», екатеринбургским девелопером Андреем Гавриловским. Ведущей эфира стала редактор раздела «Бизнес» на DK.RU Анна Хлебникова. Разговор с Андреем Гавриловским шел о том, как бизнес пережил «нерабочие дни», какие парадоксы подготовило предпринимателям государство и какие позитивные изменения может принести этот кризис. Публикуем основные тезисы этого интервью.
Девелопер Андрей Гавриловский:
— В марте наш план был — работать в стандартном режиме. Слава Богу, мы новые проекты не начали. И сейчас я понимаю, что в ближайшие 5-7 лет мы их не начнем. Так долго и так далеко загадывать у нас в России бизнесу не принято. Сейчас горизонт планирования — месяц-два, а потом видно будет.
Еще до коронавируса российская экономика чувствовала себя очень плохо — это было видно по продажам прежде всего. Прямо перед коронавирусом возникли проблемы с ценой на нефть, и куда все это выльется, пока непонятно.
Бизнесу сейчас нужно готовиться к худшему. Все просело, все самые выгодные бизнесы закрылись. Мы это проходим не в первый раз, но сейчас непонятно, к чему все это приведет. Первая ли это волна, или будут еще? А чтобы готовиться, нужно сохранять резервы, не входить в новые проекты, ни в коем случае не брать кредиты, как ни уговаривают нас сейчас это делать. Нельзя верить сказкам про белого бычка — вы сейчас кредиты возьмите, и будет все у вас хорошо.
В России кредиты — очень опасная вещь. Нельзя с государством играть в азартные игры, если вы не друг или родственник нескольких известных фамилий. Мы в 2008-м попали в кризис, и спаслись только потому, что кредитовались в порядочном банке. После 2008-го мы поняли, что кредиты брать нельзя. В 2011-м я рассчитался с последним кредитом и больше их не беру.
В сложных ситуациях надо сразу заниматься оптимизацией. Есть много способов. Везде, где ты платил деньги, надо их максимально сократить. Способы минимизации могут быть разными и зависят от руководителя. Можно людей либо сократить, либо договориться с ними: вам тяжело, и нам тяжело, но работу надо сохранить, поэтому находим компромисс.
Нам важна лояльность арендаторов. Мы сразу всем предложили скидку 25% на апрель и май. Кто готов, ее приняли, кто не готов — съехали. Но доля съехавших была не больше 2-3%, и эти места уже занимают другие. У нас всегда был высокий спрос — года четыре в «Высоцком» нет свободных мест. Поэтому если место освобождается, на него уже есть желающие. У нас арендные ставки выше, чем по городу, но у нас сидят арендаторы, которые крепко стоят на ногах. Народ у нас более стойкий. В 2008-м отток был намного сильнее — из «Антея» съехала половина арендаторов.
Я все время себя ловлю на мысли, что государство по отношению к предпринимателям и своим гражданам выступает как предприниматель. Все, конечно, зависит от морального облика предпринимателя. Но у нашего государства четко прослеживается попытка обмануть, недодать. Государство словно говорит: эти жулики — предприниматели, граждане, организации — пытаются меня обмануть, поэтому я себя так и веду. Любому человеку очень сложно государству противостоять. Все суды, правоохранительные органы заточены на охрану государства. В этой ситуации попробуйте половить рыбку в мутной воде.
Мы никак не участвовали в написании писем властям по поддержке различных отраслей. Пишите — не пишите — я не верю, что кто-то будет оказывать поддержку. Себя только злить и расстраивать. Я уверен, что поддержки никакой не будет. Государство говорит красивые вещи, но ему уже никто не верит. Оно самоустранилось.
Есть все решения, чтобы у нас все перло, как в Эмиратах. Это никакие не секреты, не военные тайны. Но из-за этого нужно чем-то делиться и жертвовать властью — наша власть на это не готова. Она не хочет никуда двигаться. Поэтому путь у нас один — жить только хуже. Шесть лет падают доходы граждан, как бы статистику ни подправляли.
Положительный момент в нынешней ситуации есть. Государство раскрыло глаза. Если раньше думали: мы такие великие и у нас защита, то сейчас ясно, что мы не сильно великие и защищать нас некому. Сами спасайтесь, как можете. Я думаю, это и людям глаза должно открыть.
Бизнесменов надо холить и лелеять. Потому что они организуют массу рабочих мест, куда люди идут работать с удовольствием. А у нас 60 организаций с утра до вечера занимаются тем, что проверяют бизнес.
Сейчас мне предложили купить редкие экспонаты — договоры Владимира Высоцкого с филармонией на покупку песен. Мы провели экспертизу, которая подтвердила подлинность этих документов, и сейчас находимся в переговорах. Я такие экспонаты покупаю, потому что душа просит. Надо же что-то для души. Сейчас особенно нужно себя чем-то баловать. Большой кайф — общение с друзьями. Надо гулять и наслаждаться природой — она у нас на Урале самая красивая.
Полная версия интервью:
Посмотреть эту публикацию в InstagramСовладелец БЦ Высоцкий о том, как бизнес пережил "нерабочие дни" и какие парадоксы подготовило предпринимателям государство.