Малый и средний бизнес назвал наименее пострадавшие от кризиса отрасли
Большая часть предпринимателей не ждут помощи от государства и в борьбе с кризисом рассчитывают только на себя. Среди возможных мер выживания — частичный отказ от офиса.
Более 75% представителей малого и среднего бизнеса ждут ухудшения экономической ситуации в России в ближайшем будущем, пишет РБК со ссылкой на опрос компании «Мегаплан». Легче всего переживают кризис ИТ-компании — так считают 81,5% опрошенных, телеком-отрасль (54,2%) и медицина (37,1%). Хуже всего — рестораторы (82,9%), индустрия красоты и моды (61,6%), производственная сфера (48,5%).
В борьбе с кризисом 83% представителей МСБ не надеются на помощь государства и рассчитывают только на себя. Один из возможных путей спасения компании — автоматизация процессов (34%), перевод части сотрудников на «пожизненную» удаленку и частичный отказ от офисов (21,3%). Всего 5,2% респондентов согласны, что государство поможет или уже начало помогать бизнесу.
Читайте также >>> «Предприниматели из 90-х совсем не доверяют власти, а 30-летние еще на что-то надеются»
26% опрошенных уверены, что текущую ситуацию пока нельзя назвать кризисной, но в будущем она ухудшится. 53% респондентов не считают, что кризис делает бизнес только сильней, еще 52,3% уверены, что последующие за ним перемены далеко не всегда позитивны.
Недавно мы говорили о том, что улицы наших городов стали более разнообразными, качественный выбор в сфере услуг, общепита расширился. Но текущие проблемы могут быстро переформатировать их. На место мелких предпринимателей придут «Пятерочки» и другие клоны сетевых монстров. Для них текущий кризис — время возможностей. Они, по мнению государства, системообразующие, поэтому получат необходимую финансовую поддержку, — пишет эксперт.
Как правило, предприниматели старшего поколения в России не доверяют никому, моментально режут все затраты, трудно адаптируются к новым условиям и всегда готовятся к худшему, говорила Ольга Чебыкина, директор компании «HR-Лидер». Люди поколения Х (45+) немногим больше доверяют власти, привыкли надеяться на себя, но со времен перестройки все-таки верят в пусть небольшое, но светлое будущее.
Читайте также >>> Резать, но не все. Какие антикризисные меры прежде всего принимает российский бизнес?
И наконец, предприниматели поколения Y (30+) практически не снимают «розовых очков» позитива, но, возможно, это и позволит им быстрее и легче пережить кризис, в отличие от их предшественников. Молодые бизнесмены предпочитают вообще не сокращать затраты, так как просто не умеют этого делать, и этом самый большой их риск — бизнес может просто не выдержать затрат, заключает эксперт.