Бизнес чаще просит кредиты, а ипотека сдает позиции. Рейтинг ведущих банков Екатеринбурга
«Деловой квартал» составил традиционный рейтинг банков по размеру и темпу роста кредитного и депозитного портфелей в 2020 г. Лидеры рынка и их мнения — на DK.RU.
На первые три места по размеру кредитного портфеля по данным на 1 марта 2020 г. вышли четыре банка:
Уральский банк Сбербанка России — 687,8 млрд руб.
ВТБ — 192,4 млрд руб.
«УБРиР» и «ВУЗ-банк» — 167,7 млрд руб.
Самые динамичные по объему выданных кредитов в 2019 г.:
«ФК Открытие» — годовой прирост 166,2%.
Самые динамичные по объему привлеченных средств в 2019 г.:
«Промсвязьбанк» — годовой прирост 43,8%
Методика
Тренды рынка банковских услуг 2019-начала 2020 гг.
В 2019 г. темп роста объема розничного кредитования в регионе замедлился. Согласно данным Центробанка, объем выданных кредитов физлицам в Свердловской области за год составил 448,3 млрд руб., темп роста — 10,3%, что ниже на 27,8 п.п. темпа роста в 2018 г. Драйвер развития розничного сегмента — ипотечное и жилищное кредитование — вовсе не имел прироста, объем этих продуктов сократился на 8,9%, до 179,9 млрд руб., а их совокупная доля в общем объеме кредитования физлиц уменьшилась с 48,3% до 40,1%. Крупному бизнесу банки выдали 748 млрд руб., что на 1,5% меньше, чем годом ранее. В то же время объемы кредитования индивидуальных, малых и средних предпринимателей выросли на 29,6% и 17% соответственно. Всего ИП и МСП было предоставлено 251 млрд руб. заемных средств.
На 1 марта 2020 г. размер кредитного портфеля банков в регионе составляет 1,6 трлн руб., прирост к аналогичному периоду прошлого года — 9,5%. Задолженность крупного бизнеса — 947,3 млрд руб., прирост — 5,4%, ИП и МСП — 129,9 млрд руб., прирост — 14,7%, физических лиц — 562,2 млрд руб., прирост — 15,8%. Доля просроченной задолженности в кредитном портфеле банков региона за год сократилась во всех сегментах. У крупного бизнеса на 1 п.п. до 1,2%; у индивидуальных, малых и средних предпринимателей на 4,8 п.п. до 5,4%; у физических лиц на 0,7 п.п. до 4,2%.
На 1 марта 2020 г. размер депозитного портфеля банков в регионе составляет 972,1 млрд руб., его прирост к аналогичному периоду прошлого года — 13,5%. За год бизнес увеличил объем депозитов на 40,3% до 202,7 млрд руб., частные клиенты — на 8% до 769,3 млрд руб. Участники рейтинга в розничном секторе продолжают отмечать рост интереса к инвестиционным продуктам, в частности, к инвестиционному страхованию как более высокодоходной альтернативе традиционным вкладам.
В 2020 г. курс на диджитализацию банковских услуг усилится. Из комментариев участников рейтинга следует, что банки продолжат обеспечивать максимально широкий доступ к банковским услугам физическим и юридическим лицам без визита в офис. Сегодня конкуренция за клиента лежит в плоскости снижения сроков, простоты оформления и гарантии безопасности предоставляемых онлайн банковских услуг. Кроме того, банки стремятся выполнять функцию удобного сервиса для бизнеса и совместно с партнерами создают для клиентов проекты экосистем. Клиент, войдя в экосистему через одну из компаний-партнеров, получает доступ ко всем связанным сервисам на эксклюзивных условиях.
Лидеры рынка о трендах банковского сектора
Алексей Долгов, управляющий ВТБ в Свердловской области:
— Самым востребованным розничным кредитным продуктом остается ипотека. В 2019 г. ВТБ в Свердловской области выдал более 10 тыс. ипотечных кредитов на сумму 22 млрд руб., в том числе 1,5 млрд руб.— по программе «Ипотека с господдержкой». Причины высоких объемов выдач ипотеки — как выгодные ставки, так и развитие новых цифровых решений, совместных предложений с застройщиками и агентствами недвижимости. Также позитивное влияние оказывают госпрограммы. По первому кварталу 2020 г. мы видим, что высокие темпы выдачи ипотеки сохраняются — за январь-март ВТБ в Свердловской области провел более 2500 сделок на сумму 5,6 млрд руб. Это на 20% превышает показатель за аналогичный период прошлого года.
По направлению кредитования бизнеса драйвером являются также госпрограммы, позволяющие предпринимателям привлечь финансирование по сниженной ставке. За прошлый год ВТБ более чем в два раза нарастил портфель средств, выданных свердловскому малому и среднему бизнесу в рамках госпрограмм — до 5,1 млрд руб. Наибольшим спросом пользовалась Программа 1764 Минэкономразвития со ставкой не более 8,5% годовых. На нее приходится почти 60% портфеля ВТБ в регионе — порядка 3 млрд руб. Например, в 2019 г. по программе с Минэкономразвития ВТБ предоставил 1 млрд руб. на строительство нового цементного завода холдинга «Атомстройкомплекс», который отличается уникальной технологией безотходного производства. В 2020 г. программа была расширена, теперь с ее помощью можно рефинансировать кредиты, выданные ранее на инвестиционные цели. Также в ней теперь могут участвовать микропредприятия. Поэтому мы ожидаем рост спроса на финансирование по программе.
Драйвером по направлению сбережений остаются дистанционные депозиты. Почти две трети вкладов в ВТБ сейчас открывается онлайн. Также мы видим, как постепенно растет интерес частных клиентов к инвестициям. Мы расширяем возможности клиентов по этому направлению, делаем инвестиционные продукты более массовыми, понятными широкой аудитории.
В целом для ВТБ в Свердловской области 2019 г. во многом стал знаковым. Это первый год, когда розничным и корпоративным бизнесом банка в регионе управляла единая команда. В итоге ВТБ достиг сразу нескольких рекордных показателей за свою историю работы на Среднем Урале. Суммарный кредитный портфель частных клиентов и юридических лиц ВТБ в Свердловской области приблизился к 200 млрд руб., объем розничных кредитов достиг 100 млрд руб., ипотеки — 50 млрд руб. Число свердловчан с активными зарплатными картами ВТБ превысило 200 тыс. Кроме того, в 2019 г. ВТБ обновил флагманский офис в регионе.
Мы уверены, что дальнейшее развитие банковской отрасли — за цифровизацией. Для ВТБ это стратегический приоритет. Наша задача — чтобы к 2022 г. 100% продуктов банка были доступны не только в отделениях, но и дистанционно.
Сегодня мы создаем цифровую среду, в которой клиенты смогут получить нужные услуги онлайн в любое время. Параллельно меняется и обслуживание в офисе: становится более быстрым и легким. Для этого уже в первом квартале 2020 г. ВТБ запустил безбумажную технологию. С согласия клиента при его обслуживании в офисе сотрудник готовит документы не на бумажном, а на электронном носителе и отправляет их клиенту в мобильное приложение для электронной подписи. Клиент подписывает документы прямо в мобильном банке, где они хранятся в дальнейшем.
Олег Попков, директор дивизиона «Екатеринбург» Уральского банка реконструкции и развития:
— В 2019 г. УБРиР сменил вектор управления розничным бизнесом: от вертикальной структуры мы перешли к горизонтальной. Это позволило быстрее и эффективнее реагировать на рыночные изменения, разрабатывать и запускать актуальные финансовые продукты и решения для клиентов. Оптимизация существующих сервисов, тарифов и разработка новых теперь ведется в командах, каждая из которых сосредоточена на одном из ключевых продуктов для розничного бизнеса. Всего их пять: ипотека, потребительские кредиты, кредитные карты, транзакционный бизнес и вклады. Итогом изменений внутренней работы банка стало повышение качества сервиса и оперативное создание конкурентоспособных продуктов.
За прошлый год наша продуктовая линейка пополнилась новой картой с рекордным грейс-периодом в 240 дней, также был запущен кредит «Настоящий», позволяющий клиенту повлиять на итоговую ставку и снизить ее сразу на несколько пунктов при подтверждении доходов и страховании жизни.
Из-за снижения ключевой ставки до 6% существенно снизились ставки по потребительским кредитам, а это спровоцировало медленный, но уверенный рост спроса на рефинансирование. По нашей статистике, в 2019 г. доля кредитов, выданных на рефинансирование, среди всех кредитных выдач выросла на 2% по сравнению с 2018 г.
Отразилось снижение ключевой ставки и на вкладах. Снижение привело к тому, что клиенты начали искать новые инвестиционные инструменты, гарантирующие более высокую доходность. Учитывая этот факт, в августе прошлого года мы запустили два новых предложения — вклады с накопительным страхованием жизни (НСЖ) и инвестиционным страхованием жизни (ИСЖ). В феврале 2020 г. мы предложили клиентам еще один способ сбережения денег и запустили накопительный счет. Новый инструмент позволяет хранить и приумножать свои сбережения как на привычном вкладе, но на более гибких условиях.
Наравне с развитием офлайн-каналов УБРиР активно работает над онлайн-сервисами, внедряя новые продукты в мобильное приложение и интернет-банк, чтобы клиент мог воспользоваться ими в любое удобное для него время.
В марте 2019 г. было запущено полностью обновленное мобильное приложение для физических лиц. За прошлый год доля пользователей нашего мобильного банка выросла на 9 п.п. — до 78% от всех активных клиентов, пользующихся интернет-банком.
Ринат Иржанов, управляющий Уральским филиалом ПСБ:
— Одно из ключевых событий 2019 г. для ПСБ — присвоение статуса опорного банка для оборонно-промышленного комплекса. В настоящее время банк обслуживает более 50% контрактов по государственному оборонному заказу (ГОЗ), в течение ближайших лет в ПСБ может быть аккумулировано не менее 70% ГОЗ.
В Свердловской области высокая концентрация предприятий оборонных отраслей, и присвоение ПСБ статуса «опорного банка» для этих предприятий в скором времени повлияет на структуру банковских портфелей в регионе. Согласно глобальной стратегии развития банка до 2023 г., к концу этого периода мы должны войти в пятерку ведущих российских банков по всем сегментам деятельности.
Одним из главных трендов 2019-2020 гг. я бы назвал «диджитализацию» банковских продуктов. Сегодня мы уходим от работы с бумажными документами, переводим документооборот в цифровой формат. Например, у ПСБ очень удобно реализован мобильный банк, его функционалом покрывается максимум ежедневных операций клиентов. Появляются и кредитные продукты, не требующие никакого бумажного оформления. Это касается как клиентов-физических лиц, так и бизнеса.
Онлайн-кредитование малого бизнеса, выдача электронных банковских гарантий, дистанционное открытие расчетных счетов — все эти продукты поставлены на диджитал-платформу, что делает процесс банковского обслуживания максимально удобным. Так, в прошлом году ПСБ запустил чат-бот в мобильном мессенджере, который дистанционно помогает оформить кредит малому и среднему бизнесу.
Также ПСБ реализовал новую функцию оплаты через Систему быстрых платежей (СБП). Теперь клиенты банка могут оплачивать покупки со своих мобильных устройств в интернете всего лишь нажатием кнопки — для этого достаточно иметь мобильное приложение ПСБ. При покупках с мобильных устройств реализуется сценарий «Мгновенный счет», при котором не требуется сканирование QR-кода. В мобильном браузере или в приложении магазина отображается платежная ссылка или кнопка, которая ведет на приложение банка PSB-online и клиент сразу попадает на страницу оплаты, где может совершить платеж с помощью Системы быстрых платежей.
Если же клиент совершает покупку в интернет-магазине со стационарного компьютера или ноутбука, то для оплаты через Систему быстрых платежей на экране отображается QR-код, который можно отсканировать мобильным приложением банка.
В 2018 г. также запущен специальный сервис «ПСБ-оценка», который позволяет заказать оценку недвижимости и получить отчет онлайн. В ноябре 2019 г. для заемщиков реализована возможность онлайн-страхования.
В целом 2019 г. стал годом рефинансирования ипотечных кредитов. Этому способствовало существенное снижение ипотечной ставки в течение года. Кроме того, благодаря снижению ставки по госпрограмме «Семейная ипотека» до 4,5%, а также запуску программы рефинансирования в рамках этой программы, произошел стремительный рост ипотечного портфеля и в ПСБ.
Андрей Пастернак, старший вице-президент Росбанка:
— По итогам 2019 г. отмечаем более высокий спрос на кредитование со стороны субъектов МСП, чем в 2018 г., на что в том числе активно влияли механизмы государственной поддержки через льготные программы финансирования. Сегодня, в сложившихся экономических условиях, нашим корпоративным клиентам критически важно, чтобы все системы банка работали как часы. И наша задача — обеспечить непрерывность обслуживания компаний на таком же высоком уровне.
Сегодня все системы и каналы дистанционного обслуживания юридических лиц продолжают работать в штатном режиме. Мы помогаем клиентам комфортно переходить в режим работы «вне офиса». Особое внимание уделяем непрерывности работы и безопасности денежных средств клиентов. Переход на удаленную работу не снижает безопасность транзакций и не увеличивает риски мошеннических действий. Все финансовые операции, проводимые через цифровые каналы, по-прежнему находятся под контролем и надежной защитой.
Марина Никитина, директор Уральского филиала ПАО Росбанк:
— Сегодня сложно делать прогнозы не только до конца 2020 г., но и на ближайшую перспективу из-за постоянно происходящих изменений в экономике. Одно мы можем сказать точно — в 2020 г. особую роль будет играть дистанционный банкинг и цифровые технологии, обеспечивающие сегодня практически все взаимодействие клиентов с банком. Перед нами стоит большая задача дальнейшего увеличения количества наших клиентов, использующих дистанционные каналы обслуживания. По итогам 2019 г. Урал стал лидером по росту числа новых скачиваний мобильного приложения Росбанка нашими клиентами, обогнав Москву. Мы продолжим работать в этом направлении.
Елена Гердт, директор Уральского округа департамента региональной сети Русфинанс Банка:
— В конце 2019 г. на рынке автокредитования в Екатеринбурге и Свердловской области высокой популярностью у клиентов пользовались совместные с автопроизводителями финансовые программы, предлагающие интересные ставки или скидки при покупке автомобиля в кредит. С начала 2020 г. возобновилось действие льготных госпрограмм «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Это повысило спрос на модели и бренды, доступные для покупки в кредит с учетом субсидий со стороны государства.
Еще один актуальный тренд — интерес дилерских центров к развитию продаж подержанных автомобилей и, как следствие, к улучшению условий кредитования таких автомобилей. Русфинанс Банк запустил в 2020 г. тариф для кредитования автомобилей с пробегом по ставке от 3,9% годовых, а также возможность забронировать онлайн б/у автомобиль для покупки в кредит через собственный сайт. При этом клиенты могут получить одобрение по любому кредитному предложению от банка самостоятельно — оформив заявку через сайт Русфинанс Банка, группы Росбанк или компании-партнера.
В текущих условиях наши действия будут направлены на развитие дистанционных каналов продаж автокредитов, последовательное улучшение кредитного предложения, например, в сегменте автомобилей с пробегом, и развитие экосистемы вокруг автокредитования.
Если говорить о других значимых событиях, то в 2019 г. группой Росбанк, в которую входит Русфинанс Банк, было принято решение о выходе из сегмента POS-кредитования (кредитование в точках продаж). Это связано с тем, что в последние годы POS демонстрирует низкую доходность. Вопрос присутствия в данном сегменте был изучен с привлечением экспертов группы Societe Generale в потребительском кредитовании. Перспективы долгосрочной и устойчивой рентабельности этого направления не были подтверждены. Принимая во внимание данное решение, в 2020 г. Русфинанс Банк сосредоточит усилия на автокредитовании, которое обладает существенным потенциалом роста.
Ольга Маутер, директор сети офисов Райффайзенбанка в Екатеринбурге:
— При отсутствии национального карантина главными факторами, которые определят развитие экономики в горизонте 2020 г., останутся цены на нефть и курс доллара. По оценкам наших аналитиков, при долларе по 80 руб. ожидаемый дефицит бюджета будет составлять 1-1,5 трлн руб. Чем больше дефицит бюджета, тем меньше шансов, что нацпроекты получат финансовую поддержку, необходимую для инвестиций в экономику.
При негативном сценарии с коронавирусом значимая их часть будет выделена на поддержку спроса и борьбу с последствиями пандемии. Наш регион интересует в первую очередь ситуация в промышленности. И, судя по всему, промышленность все же получит поддержку в этом году от реализации нацпроектов.
По информации в СМИ, их финансирование на этот год сокращено незначительно (на 200 млрд руб., от общего объема в 4 трлн руб.), причем стоит отметить, что этот эффект должен быть больше, чем в прошлом году (когда основная часть нацпроектов оставалась неисполненной большую часть года).
Наши аналитики полагают, что нацпроекты могли бы добавить ~1 п.п. к росту промышленности, частично компенсируя потери из-за сокращения добычи нефти.
Главный вопрос, на который отвечает любой бизнес сейчас, — за счет чего будет формироваться прибыль в течение 2020 г., можно ли заложить упущенную выгоду в цену товара, как на это отреагирует покупатель. Это означает проработку альтернативных цепочек поставок, диверсификацию бизнеса, переход в онлайн-каналы.
Алексей Луценко, директор по развитию розничного бизнеса СКБ-банка:
— 2019 год был непростым для банковского бизнеса из-за снижения спроса на кредитные продукты со стороны потребителей и целенаправленной политики регулятора по охлаждению рынка. Но, несмотря на это, СКБ-банку удалось провести ряд технологических изменений, что позволило нарастить объемы кредитования в 1,5 раза к концу 2019 г.
Во-первых, мы полностью перезапустили кредитный конвейер и обновили продуктовое предложение. Уже сейчас при подаче кредитной заявки онлайн клиенты получают решение в пределах 5 минут и могут выбрать из нескольких рассчитанных предложений с процентной ставкой от 7% годовых. Также СКБ-банк заменил систему дистанционного банковского обслуживания и мобильное приложение, в том числе в части Системы быстрых платежей, которая стремительно набирает активность в стране. Также мы предложили новую услугу для торгово-сервисных предприятий — «Куайринг» — оплата покупок по QR-коду через Систему быстрых платежей.
В целом, если говорить о банковском секторе в 2020 г., сохраняются три взаимосвязанных между собой ключевых тренда: развитие онлайн-сервисов, рост финансовой грамотности населения и стремление банков к созданию продуктов, ориентированных на конечные потребности потребителя.
Думаю, в 2020 г. на банковском рынке будем наблюдать увеличение скорости проведения операций (например, подачи заявки на кредит или ипотеку), дальнейшее совершенствование высокотехнологичных банковских продуктов и увеличение доли операций, совершаемых клиентом самостоятельно без визита в отделение банка.
Ирина Кузьмина, директор по развитию Делобанка (входит в банковскую группу СКБ-банка и Газэнергобанка):
— В течение 2019 г. банки придерживались курса на диджитализацию и активно развивали онлайн-сервисы для юридических лиц, например, онлайн-кассы для приема платежей безналичным способом. В прошлом году Делобанк представил «умный» онлайн-терминал «3-в-1» Делокасса, позволяющий бизнесу не только контролировать продажи и вести товарную аналитику, но и принимать оплату различными способами: наличными, бесконтактно или при помощи QR-кода.
Большие перспективы у Системы быстрых платежей (СБП). На рынке появился «Куайринг» — передовой для предпринимательской среды сервис оплаты покупок по QR-коду через СБП, аналог классического эквайринга, только быстрее и дешевле в пять раз. В ближайшее время «Куайринг» придет на смену эквайрингу. Скоро QR-коды появятся в магазинах, салонах красоты, кинотеатрах и других торгово-сервисных предприятиях.
Платежи по QR-кодам — это только первые шаги. В ближайшее время не только физические, но и юридические лица смогут отправлять платежи друг другу в режиме онлайн 24/7: при онлайн-покупке можно будет получить в любой мессенджер или на e-mail ссылку на оплату товара и оплатить его за несколько секунд, без ввода данных карты, что, безусловно, удобно, а главное — безопасно для клиентов.
Относительно «новый клиент» для банков — самозанятые. Сегодня выделено 23 региона, где запущен пилотный проект по налогообложению самозанятых с доходами до 2,4 млн руб. К новой категории относятся те, кто работает на себя и не имеет наемных работников — например, няни, репетиторы. Для них были введены специальные налоговые ставки: для тех, кто работает с физлицами, налог составит 4% вместо 13%, за работу с юридическими лицами будет взиматься 6% дохода. Мы видим потенциал в работе с новой категорией предпринимателей и уже начали разрабатывать специальные предложения для них.
В частности, Делобанк запустил сервис для самозанятых «Выставление счета». Клиенты, зарегистрированные как самозанятые, получили возможность быстро выставить счет за свою услугу или товар. Счета можно выставлять как физическим, так и юридическим лицам.
Банки будут развивать экосистемы для предпринимателей, которые позволят оптимизировать временные расходы и сделать ведение бизнеса максимально простым. На мой взгляд, все больше внимания будет уделяться созданию сервисов на базе биометрии, банки станут активнее предлагать доступ к услугам и продуктам через удаленную идентификацию. Так, клиенты смогут дистанционно оформлять вклады, кредиты, начнут в тестовом режиме открывать счета без визита в офис.
Светлана Ковалева, руководитель Абсолют Банка в Екатеринбурге:
— Доля вторичного рынка недвижимости держится на уровне 80%. Из-за «перекоса» в пользу вторичного жилья выросла доля сделок в формате «ипотека на ипотеку». В этом случае на продажу выставляется жилье, за которое еще не выплачен полностью ипотечный кредит, а покупатель в свою очередь тоже оформляет ипотеку. За год в Абсолют Банке количество таких сделок выросло в два раза. В целом по рынку спрос на них, в том числе и «спящий», очень высок. Сегодня не все знают, что можно продать квартиру, за которую еще не выплачена ипотека, и купить новую — большей площади или в более подходящем районе.
Также мы ожидаем, что в 2020 г. доля сделок с ипотекой на залоговое имущество может вырасти до 15%. Но есть и сдерживающий фактор для увеличения количества таких сделок — большинство банков не готово проводить их из-за большей юридической сложности.
«Не уронить» первичный рынок жилья в 2019 г. помогла госпрограмма «детской ипотеки». Она же будет главным драйвером в 2020 г.
Существенная разница между ставками по стандартным программам и по госпрограмме в среднем 3,5 п.п, рост информированности населения о программе, увеличение количества семей, соответствующих условиям программы, увеличение маткапитала за второго ребенка с 453 тыс. до 616 тыс. руб. — все это позволит уменьшить кредитную нагрузку на семейный бюджет.
Уже сейчас у наиболее сильных игроков на «детскую ипотеку» приходится от 50% до 75% ипотечных сделок на первичном рынке. Наибольший рост выдач в этом сегменте показывают те банки, которые принимают маткапитал в качестве части первоначального взноса не только по стандартным программам, но и по госпрограмме.
Сейчас материнский капитал в качестве части первоначального взноса по стандартным ипотечным программам используют примерно 5-10% заемщиков Свердловской области.
Интересная тенденция второй половины 2019 г. — екатеринбуржцы стали чаще интересоваться коммерческой ипотекой. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число таких сделок выросло на 20%. В ипотеку люди приобретают нежилые помещения, чтобы сдавать их под офисы, магазины, открывать собственный бизнес. Коммерческая ипотека доступнее, чем кредиты на развитие бизнеса. В ситуации с коммерческой ипотекой соотношение первички и вторички другое. Площади в новостройках покупают в 50% случаев. В январе-феврале 2020 г. интерес к коммерческой ипотеке держится на том же уровне, доля сделок составляет почти 5% от общего числа.
Диджитализация банковского сектора продолжается. «Оцифрованность» ипотеки в Абсолют Банке составляет 80% от всех сделок. Благодаря цифровой платформе 90% заявок на ипотеку от наших партнеров среди риэлторов и застройщиков в регионе сегодня мы получаем онлайн.
С помощью цифровых технологий мы активно развиваем сервис по проведению сделок на территории партнеров, то есть агентств недвижимости и застройщиков. Благодаря такому сервису клиенту в принципе не нужно будет приходить в офис банка — ни на этапе получения кредита, ни на этапе его дальнейшего обслуживания. Что дает колоссальные возможности как для роста доступности ипотечных кредитов, так и для снижения расходов банка.
Система делает легкими и удобными сделки в тех городах, где нет офисов Абсолют Банка, но есть наши партнеры. В 2020 г. мы распространим проведение сделок в «удаленном формате» на территории партнеров более чем в 50 городах РФ. Особенно это актуально для сделок с недвижимостью в таких городах, как Сочи и Калининград, когда покупатели находятся в Сургуте, Ханты-Мансийске, Кургане.
Переход на эскроу-счета не сократил перечень застройщиков, с которыми Абсолют Банк работал в Свердловской области в 2019 г. и в начале 2020 г. С использованием эскроу-счетов сейчас совершается не более 15-20% от общего числа сделок с квартирами в новостройках. Постепенно их доля будет расти, но даже 50% от общего числа сделок с новостройками мы увидим не ранее, чем через год-полтора.
Средний возраст ипотечного заемщика на Урале продолжает уменьшаться. Два года назад ему было 37 лет, в начале 2020 г. — 34. На мой взгляд, это во многом связано с изменениями в менталитете: люди начинают гораздо раньше задумываться о собственном жилье. При этом популярность аренды падает: в Екатеринбурге за последние три года спрос на съемное жилье сократился на 20%.
Значительно выросла доля заемщиков с детьми — с 60% в прошлом году до 70% в начале 2020 г. Разумеется, благодаря госпрограмме «детской ипотеки».
Сумма ипотечного кредита с начала 2019 г. выросла с 2 млн руб. до 2,5 млн руб. Две главные причины — рост средней стоимости квадратного метра (плюс 5-10% по сравнению с прошлым годом) и желание заемщиков вкладываться в более просторные и комфортные квартиры. Увеличение средней суммы жилищного займа компенсируется за счет «растягивания» среднего срока ипотечного кредита. Если в 2016 г. его брали на срок 16 лет, то в 2019 г. — уже на 20 лет. За счет этого ежемесячная финансовая нагрузка продолжает оставаться приемлемой.
В среднем екатеринбургский заемщик платит за ипотеку каждый месяц 22,5 тыс. руб. Мы ожидаем, что в 2020 г. средний ежемесячный платеж может вырасти до 23,5-24 тыс. руб.
Елена Разумовская, региональный управляющий филиалом Альфа-Банка в Екатеринбурге:
— В последнее время ситуация на рынке меняется быстро. На сегодня мы выделяем четыре основных тренда банковской отрасли.
Из очевидных — переход от модели потребительской активности к сберегательной модели поведения. Впрочем, исключением здесь выступает ипотека — отложенный спрос вполне реализуется по госпрограмме. В частности те, кто был давно заинтересован в покупке квартиры оформляют ипотеку сейчас в рамках госпрограммы 6,5%. Отмечу, что Альфа-Банк снизил ее до 5,99%. Рынок поддерживает и строительная отрасль, которая не прекратила работу в период самоизоляции.
Во-вторых, практически каждый банк разработал меры поддержки для частных клиентов и бизнеса. Банки ТОП-10 подключились к государственным программам поддержки населения и оказывают такую услугу, как выдача кредита для бизнеса под 0% на выплаты заработных плат сотрудниками, кредитные и ипотечные каникулы. Альфа-Банк пошел дальше и разработал свою программу «Кредитный карантин», по которой не запрашивает подтверждающих документов о снижении дохода и дает отсрочку по кредитам до трех месяцев. Для бизнеса мы разработали также пакет антикризисных мер, в рамках которого доступно бесплатное открытие и ведение счета, кредитные каникулы и новые условия по программам кредитования для предпринимателей.
Третий явный тренд — скачок в диджитализации банковских продуктов. Буквально за месяц банки внедрили продукты, которые можно открыть по удаленной идентификации пользователя. Например, открытие расчетного счета для предпринимателей стало возможным без посещения офиса банка, или оформление ипотечной сделки сейчас проходит онлайн. Сменился формат общения с клиентами, когда вместо встречи назначается звонок по скайпу или zoom, и практически все вопросы находят ответ в режиме звонка.
Четвертый тренд — многие банки сокращают расходы на рекламу, но мы решили поступить иначе: вместо масштабной рекламной кампании «Альфа-Карты» мы платим клиентам, чтобы они продвигали ее среди своих знакомых. Бизнес-эффект высокий и клиентам помогаем в тяжелые времена. Также Альфа-Банк сконцентрировался на отказе от бумажных носителей — это экономит не только банковские, но и природные ресурсы.
Поддержка ликвидности в данном контексте — скорее не тренд, а вопрос, которым занимаются практически все банки.
С 1 января 2020 г. кредитный портфель юридических лиц в Свердловской области Альфа-Банка на 1 мая 2020 г. в абсолютных цифрах остался практически неизменным, — стал меньше всего на 1%. Но существенно изменилась его структура: у нас снизился кредитный портфель по крупным клиентам, но на эту сумму мы выдали кредиты малому и среднему бизнесу, поэтому доходность нашего кредитного портфеля увеличилась. Остатки на счетах юридически лиц сократились на 6%, и на начало мая составили порядка 23 млрд руб. Эти изменения не выходят за рамки и некритичны для банка.
Что касается физических лиц, то кредитный портфель с начала года в области вырос на 16% и на 1 мая составил более 20,7 млрд руб.
Привлечение от физических лиц на депозиты и текущие счета увеличилось на 4%, а сумма на счетах превысила 50,4 млрд руб.
Что банки будут делать дальше? Кризис — вещь регулярная. Каждый кризис в чем-то особенный. Этот на моей памяти самый необычный. Фактически, это не один кризис, а сразу три. Один связан с вирусом, второй — с падением цены на нефть, третий — управленческий. Управленческий в широком смысле: от того, как сейчас будут справляться люди в семьях, как будут справляться с кризисом компании, государственные власти, будет многое зависеть.
Пять вещей будут делать точно все игроки финансового рынка: а) консервативное управление рисками, б) снижение расходов там, где это возможно, в) поддержание ликвидности, г) укрепление позиции на рынке, д) укрепление отношений с клиентами.
Кризис приведет к дополнительной консолидации сектора. Вопрос — через год или через полгода, но это случится обязательно.
В целом история не на несколько месяцев, быстрого отскока не будет. Тот, кто сейчас собран, будет быстрее реагировать на ситуацию, оперативно принимать решения, сможет выйти из кризиса раньше и с меньшими потерями.
Материал обновлен 4 июня 2020 г., добавлен комментарий представителя Альфа-Банка
Рейтинг подготовила Ольга Еремеева, специально для DK.RU