Сбербанк и Visa открывают магазин без касс и продавцов. Что ждет его покупателей?
Для совершения покупок в таком магазине достаточно будет мобильного приложения с привязанной к нему картой. Риски мошенничества и воровства остаются ключевыми для таких проектов.
Сбербанк, Visa и «Азбука вкуса» запустили пилотный проект магазина без касс и продавцов, для совершения покупок в котором нужно только мобильное приложение, пишет РБК. Сейчас технология тестируется в закрытом режиме в магазине «Азбука вкуса» в деловом центре «Москва-Сити», но в течение месяца должна стать доступной всем.
Количество и ассортимент товаров на полках магазина отслеживает система наблюдения, основанная на технологии компьютерного зрения. Система собирает в виртуальной корзине покупателей товары, которые взял клиент. А если он передумал и вернул товар на место, тот будет удален из корзины.
Для посещения магазина нужно скачать мобильное приложение Take&Go от Сбербанка, зарегистрироваться, привязать к аккаунту банковскую карту Visa для оплаты и указать e-mail для чеков. На входе в торговую точку нужно отсканировать приложением QR-код на турникете, затем взять с полки товары, которые клиент хочет купить, и просто выйти — деньги с карты спишут автоматически.
Читайте также >>> «Пришло время заменить человека в магазине. Год-два, и вы увидите это в массовом масштабе»
Технология, которая используется в магазине, позволяет быстро выявлять случаи мошенничества, а компьютерное зрение и машинное обучение запоминают нарушителя и минимизируют риск повторного воровства, рассказали в «Азбуке вкуса».
Снижение потерь и краж — основной вопрос, который нужно решить при открытии подобных магазинов, считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Компания Amazon, которая запустила аналогичный проект в США два года назад, «столкнулась с большим количеством фрода, когда посетители пытались обмануть систему и вынести товар из магазина незаметно для камер», говорит партнер группы консультирования в области ИТ КПМГ в России и СНГ Тимофей Хорошев. Возможны также ошибки в системе определения выбранных товаров — как «в пользу» покупателей, так и в «пользу» магазина.
Кроме того, система компьютерного зрения, отслеживающая, какие товары берут покупатели, на начальном этапе может иметь сбои, которые придется устранять специалистам, полагает партнер и директор компании «Интеллектуальный резерв» Павел Мясоедов. Однако, с учетом того факта, что у системы будут данные о личности покупателя, а к приложению привязана карта и у банка есть все паспортные данные покупателя, «в таком магазине что-либо украсть — это практически сразу поставить свою подпись под кражей», рассуждает эксперт.
Сейчас в России магазины без продавцов и с кассами самообслуживания тестируют X5 Retail Group на базе «Пятерочки» и Metro на базе магазина «Фасоль». Николай Яковлев, гендиректор екатеринбургской компании «Датакрат», разработавшей концепцию такого магазина, говорил DK.RU, что она позволяет ритейлерам существенно снижать издержки.