«Раньше я не представляла, что работающий бизнес можно запустить за месяц и дистанционно»
«Выбирая жизнь предпринимателя, человек понимает: он государству должен. А государство ему не должно ни-че-го. Дадут — поблагодарить. Не дадут — и за это спасибо», — Юлия Лопаницына, Chadolini.
Чтобы открыть свое дело, пять лет назад Юлия Лопаницына продала машину и квартиру, приобрела ткани, несколько швейных машин и начала производить школьную одежду под брендом Chadolini. Начинала без единого кредита и до сих пор со скепсисом воспринимает вопросы о господдержке.
От производства школьной формы в компании уже отказались, сделав акцент на оптовых покупателей детской одежды и корпоративных заказчиков, которые формируют 50% выручки компании. Но весной ситуация резко изменилась: крупные клиенты перенесли большие мероприятия, по которым у Chadolini были заказы, на конец осени, а спрос на основную продукцию производителя упал в разы. Это время, говорит Юлия, стало колоссальным стрессом для компании и для нее лично, но позволило быстро и удаленно запустить новый бизнес. Добавляет, что и сейчас бы все продала ради любимого дела.
DK.RU расспросил Юлию Лопаницыну, как ее компания переживает кризис, за счет чего ей удалось быстро запустить новое направление и почему предпринимателям нужно рассчитывать только на собственные силы.
Юлия Лопаницына, основательница швейной фабрики Chadolini:
— Самый тяжелый кризис мы переживали в 2014-2015 гг. Осенью 2014 г. на выставках собрали заказы по одному курсу доллара (цены на нашу продукцию зависят от доллара, так как бОльшую часть сырья и фурнитуры мы приобретаем за рубежом), а потом курс резко вырос. Рынок еще не был таким насыщенным, мы как раз начали хорошо расти, и по нам тот кризис ударил очень сильно. Но он случился, эту ситуацию нужно было принять. В тот момент мы диверсифицировали бизнес и как альтернативный источник прибыли впервые выбрали контрактное производство, начали искать новые каналы сбыта. Как раз тогда мы начали работать с маркет-плейсами. Тот кризис мы пережили и бизнес сохранили. Могу сказать, что сейчас нам легче, потому что с финансовой точки зрения мы стали более устойчивы и сформировали хорошую команду. Хотя сейчас — это не просто кризис, это просто другая новая реальность.
Предпринимательство — это склад характера. У меня двое детей, моя компания — это мой третий ребенок. У нас сильно вырос штат за последние годы, и я понимаю, что у всех этих людей — семьи и дети, свои кредиты и обязательства. И любое мое решение повлияет на доход этих людей.
К новому кризису, как и все, мы готовы не были. Если на весну у нас был понятен объем работы, то что будет дальше — неизвестно. Спрос на нашу собственную продукцию (детскую одежду) упал. В феврале на выставке в Москве мы собрали заказы, но к моменту оплаты предзаказов ни один клиент не стал их выкупать, все отложили на лето-осень. Все наши крупные корпоративные партнеры, которым мы поставляем продукцию, перенесли свои мероприятия на осень. Учитывая суммы контрактов, это должно было составлять 50% нашей выручки. Я понимала, что сейчас этого не будет.
Позиции «государство должно» я не разделяю. Можно месяц страдать, что ты что-то потерял, что государство тебе должно чем-то помочь. Но я считаю, что нужно принять, что случилась такая беда, что будет тяжело. И понять, что так, как раньше, долго не будет. Экономика хорошо разрушена, потребительский спрос упал колоссально и не восстановится еще долго. Денег у людей нет. Считается, что после кризиса наступает резкий рост. Но точки роста еще нужно найти. За счет чего он будет?
У меня позиция в отношении помощи государства бизнесу такая: просто не надо нам мешать. Несколько лет назад мы пытались работать с госорганами по школьной форме (тогда это было наше основное направление). Пытались внедрить единую школьную форму, проводили бесконечные школьные собрания. Чтобы прекратить хаос и обсуждение с каждым родителем отдельно, я тогда подумала: почему государство нам не помогает? Почему не могут принудительно ввести несколько поставщиков — проверить их, выбрать модель формы, разделить объемы и шить на весь регион? Я позанималась этим вопросом и поняла, что бесполезно. В итоге мы с этого рынка ушли, потому что работа с одним крупным клиентом намного эффективнее, чем обработка 500 заказов на жилетки и корректировка каждого изделия. Большинство наших бизнес-процессов было ориентировано на b2b-сегмент, поэтому мы осознанно закрыли розничные магазины в ТЦ.
Я не могу судить, что бы я делала, если бы у меня внезапно закрыли бизнес. Это просто страшно. Но у меня есть пример в семье: у моего мужа — оценочная компания, выручка в апреле упала на 95% в сравнении с апрелем прошлого года. В этом году компании будет 10 лет, а за месяц бизнес фактически перестал нормально функционировать. Я понимаю, что у моего мужа есть альтернативный доход — наша швейная фабрика и новый проект с масками, за счет которых получится покрывать текущие расходы. Но сейчас у меня перед глазами пример человека, который столкнулся со всеми сложностями многих предпринимателей, не имеющих возможность работать в период эпидемии и теряющих доход. Когда человек решает стать предпринимателем, он всю ответственность — за себя, за людей, которые с ним работают — берет на себя. Наверное, государство должно поддержать тех, кого административный ресурс ограничил в том, чтобы физически выполнять работу, кто не имеет доступ к своим рабочим местам, клиентам, кто потерял возможность генерировать доход. Но я не очень за то, чтобы просить о чем-то государство.
Еще до всей этой истории с запретами мы запустили производство многоразовых масок. Швеи — это не армия, где сказал: «Делай!», и все начали делать. В нормальных условиях в качестве одного из этапов у нас есть процесс разработки и запуска. Поэтому сначала директор по производству и технолог скептически относились к новинке, считали мелочью, которой и не стоит заниматься. Но маски в итоге нас спасли — нам дали возможность работать, и у нас получилось перестроить производство на ту продукцию, которая в данный момент актуальна для рынка и людей. При этом каждый день было понимание, что маски — это временная история.
Это первая показательная ситуация для меня, когда Министерство промышленности и науки так активно помогает производителям. На первом этапе, когда карантин только ввели, мы вошли в перечень 166 компаний, которым разрешили работать указом губернатора. За это я очень благодарна властям. Понятно, что ограничения были: весь офис мне пришлось перевести на удаленку, производство работало без выходных, но мы не столкнулись с полным отсутствием заказов. И Минпром с нами очень активно взаимодействует. Когда нам потребовалось расширить мощности, а собственных сил не хватало (заказы на маски у нас были от очень серьезных компаний и нашей области, и из других регионов), к нам стали направлять других производителей без собственного сбыта. И за счет этого мы смогли хорошо усилиться. Сейчас с другими регионами мы стараемся не работать, потому что хотим сначала закрыть потребности Екатеринбурга и Свердловской области.
Мы проанализировали, что будет востребовано дальше, и решили приобрести линию для одноразовых масок. Она не китайская, мы купили ее в России, но производителя раскрывать не буду. Это молодая научно-производственная компания, ребята занимались производством фасовочных линий. Но максимально быстро среагировали на все изменения рынка и перенастроили свое производство на линии по производству одноразовых масок. Линия полностью автоматическая и может производить 60-80 масок в минуту. Во-первых, от многоразовых масок все постепенно отказываются, потому что рынок насыщается одноразовыми, которые считаются более вирусоустойчивыми. Они действительно лучше фильтруют. Хотя я считаю, что при отсутствии всего, даже многоразовая маска — это хороший временный вариант защиты.
Материалы — это отдельный квест. С ними проблемы были, но нам удалось их привезти. Того объема сырья, которое мы купили, при полной загрузке нам хватит до конца августа. Сейчас у нас хороший налаженный сбыт как по многоразовым, так и по одноразовым маскам с торговыми, аптечными сетями. Мы поставили маски на маркет-плейсы. Работаем с больницами. Шьем для них одноразовую защитную одежду. Это товар постоянного спроса. Но учитывая специфику получения всех разрешительных документов, категории клиентов, постоянного спроса (больницы, аптеки), производство медицинских изделий будет нашим отдельным направлением.
Если вычеркнуть из нашей жизни маски, месяц назад было бы очень страшно. Кроме выигранных тендеров, которые оплачиваются заказчиками с отсрочкой, у нас не было подтвержденных заказов, так как клиенты не стали выкупать предзаказы по детской одежде. Не имея входящего потока от продаж или подушки безопасности, которой в нашей сфере в нужном объеме часто нет, мы бы, наверное, погибли.
Стресс колоссальный. Но сейчас я анализирую и понимаю, что за месяц мы смогли придумать и запустить абсолютно новый для нас бизнес. Проектированием помещения, контролем запуска производства занимался мой муж, я отвечала за обеспечение материалами и получение разрешительной документации. Все процессы контролировались дистанционно. Раньше я бы не могла представить, что новый работающий бизнес можно запустить за месяц без физического присутствия. Либо так мобилизуются все ресурсы в ситуации колоссального стресса, либо это новые реалии нашего времени, когда по большом счету неважно, где ты находишься. Самое главное — правильные люди, четкие задачи и возможность все это своевременно оплачивать.
Инфографика: Дарья Межецкая, DK.RU
Сейчас я не до конца понимаю, на какую нашу продукцию дальше будет спрос. Любая аналитика сейчас сложна, потому что непонятны доходы населения — наших прямых потребителей детской одежды. Вторая категория: корпоративные клиенты — организаторы мероприятий, корпоративные университеты крупных компаний, с ними у нас ведется самая активная работа в обычное время, но сейчас многие из наших партнеров закрыты, а те, кто открыт, перевели часть мероприятий в онлайн, соответственно, одежда в прежнем объеме будет не нужна. Прогнозы строить сложно. В связи с этим я рассчитываю на те заказы, которые у нас есть в работе, и надеюсь, что мы сможем продержаться на этом спросе. Единственное, что мы видим — это рост спроса на услуги доставки, курьерских услуг в целом, поэтому активно прорабатываем в качестве партнеров компании из данных отраслей.
Я не люблю жаловаться. Мы стараемся быть гибкими и делать так, чтобы у нас получалось. Понятно, что те, кому закрыли возможность работать, находятся в настоящем шоке. Но когда человек выбирает жизнь предпринимателя, ему нужно понять: он государству должен платить налоги, во-первых, потому что иначе ему работать не дадут, во-вторых, чтобы за счет этих налогов делать жизнь вокруг себя лучше. А государство ему при этом не должно ни-че-го. Дадут — надо искренне поблагодарить и принять как разовую помощь, а не как привычку. Не дадут — и за это спасибо. Бизнес — это история про человека, а не про то, кто кому что должен.