Всплеск безработицы, тотальное урезание зарплат. Как рынок труда приспособился к кризису
«Мы считаем, что работу уже потеряли порядка 10 млн. человек. К осени цифра может вырасти до 20 млн». Три четверти россиян за время кризиса стали жить хуже и оценили меры господдержки на «двойку».
Реальная безработица в России более чем вдвое превышает официальную статистику, и доходит до 10 млн человек, оценивает основатель сервиса Superjob Алексей Захаров. Это в 5-6 раз выше, чем официально количество зарегистрированных в службах занятости.
Из-за самоизоляции не все компании чисто физически смогли оформить все юридические процедуры по увольнению, банкротству, закрытию предприятий. Сейчас они выйдут из изоляции — и мы сразу увидим рост безработицы. Реальное число безработных раз в 5-6 выше. Мы считаем, что работу уже потеряли порядка 10 млн. человек. К осени цифра может вырасти до 20 млн, — считает эксперт.
Читайте также >>> Четверть россиян готовы протестовать из-за падения уровня жизни. Больше всего — бедные
Вместе ростом безработицы повсеместным стало снижение уровня жизни — оно охватило все без исключения типы домохозяйств, независимо от пола людей, возраста, образования, типа населенного пункта, размера предприятия и формы занятости. Об этом говорится в исследовании директора Центра трудовых исследований ВШЭ Владимира Гимпельсона и его заместителя Ростислава Капелюшникова, опубликованной на портале Econs. После начала эпидемии материальное положение ухудшилось у 76% семей, у 22% оно не изменилось и лишь у 2% улучшилось.
Читайте также >>> Минтруд предложил особый порядок увольнения работников во время эпидемии
На фоне такого провала в экономическом положении, который не был компенсирован мерами господдержки, неудивительно, что респонденты крайне негативно воспринимают действия, которые правительство предпринимало в условиях эпидемии. Почти 75% опрошенных оценили меры по поддержке людей и экономики на единицу или двойку, на «удовлетворительно» — около 20%, на «хорошо» или «отлично» — менее 10%.
Вместе с тем работодатели в качестве одной из основных антикризисных мер снижают оплату труда: после начала эпидемии зарплата сократилась у 40% опрошенных, почти 20% респондентов сказали, что они полностью или частично лишились премий и бонусов, у 7% задерживают оплату труда. Только 20% участников исследования сообщили, что за последние месяцы у них не было каких-либо негативных изменений в оплате или условиях труда.