«То, что в мирной жизни заняло бы лет пять, сейчас делается за две недели»
Пандемия изменила жизнь бизнеса. Люди перешли на удаленную работу, компании начали сокращать бюджеты. Резко наступил момент давно прогнозируемой всеобщей диджиталиции, к которой были готовы не все.
В начале года DK.RU и Be Brand Group запустили совместный проект «О чем говорят ТОП-менеджеры?». Тогда о коронавирусе еще никто не слышал и точно не предполагал, что он станет катализатором к обрушению экономических процессов. Участникам спецпроекта пришлось перестраивать бизнес-модели и приспосабливаться к новым правилам игры. Многие бизнесмены нашли в кризисе новые точки роста, а теперь готовы вернуться к обычной жизни, но уже окрепшими и испытанными на прочность коронакризисом. Подробнее о своем развитии в период карантина и самоизоляции топ-менеджеры рассказали представителям компании Be Brand Group.
Кирилл Шлаен, ресторатор, бренд-директор Center Franchising:
— Я люблю такие ситуации. Они, конечно, очень травматичны и сопряжены с переживаниями, но создают своеобразный турборежим. То, что в «мирной» жизни заняло бы 5 лет, сейчас делается за 2 недели. Меняются условия игры, мы адаптируемся к сценариям, которых никто не предполагал.
Мы максимально втягиваемся в онлайн-гостеприимство. Из 8 проектов — 6 уже в онлайне: «Карбонара», «Пинцерия Бонтемпи», «Даббл бар», «Агонь» и «Гранд Буфет Европа». Мы перестраиваем продукт, делая его более доставляемым. Даже наш новейший проект, органический винный бар «Секта» теперь работает в онлайне. Помимо заказа еды на сайте, можно выбрать вино вместе с сомелье и за ним заехать.
Я думаю, что кризис не переживет порядка 30% ресторанов. Но не надо драматизировать, на их месте обязательно появятся новые. Рынок будет наполняться.
Иван Зайченко, основатель «Сушкоф», «Дель Песто», «Жизнь март»:
— Это некий челендж, можешь стонать, а можешь подумать, что сделать интересного. Надо пользоваться моментом и брать быка за рога. Есть куча возможностей. И нужно верить, что все будет хорошо. У нас есть модель франшизы — ты можешь стать владельцем работающего бизнеса и окупить его в течение двух лет.
В апреле мы открыли второй магазин «Жизнь март» — это формат с концепцией продуктовой корзины быстро, вкусно и недорого. Основной упор в магазине сделан на доставку продуктов в течение 30 минут. До конца года планируем увеличить их количество до 10.
Да, бизнес «упал с горы» в части залов ресторана. И еще очень много времени пройдет, прежде чем люди перестанут бояться людных мест. Но я не считаю правильным опускать руки и разочаровываться. Нужно пахать.
Елена Хренова, HR-Директор сети парфюмерных супермаркетов «Золотое Яблоко»:
— В текущих реалиях, нашей главной и основной задачей стало сохранение команды и выполнение обязательств. С переходом продаж в онлайн канал, мы сделали быструю доставку из магазинов, открыли новые рабочие места и предложили сотрудникам перевод на вновь открывшиеся вакансии на период карантина. Кроме того, у нас есть внутренние регулярные вебинары: как справится со стрессом, как снизить тревогу. Для сотрудников магазинов несколько раз в месяц закупаем угощения, поддерживаем и ценим труд каждого.
Чтобы справиться с тревогой во время пандемии, советую не смотреть новости, только статистику на сайте «Стоп-короновирус». Тональность в которой дается информация давящая и настраивающая на негатив, а позитив и энергия — это три «С»: спорт, сон и семья.
Андрей Золотарев, коммерческий директор телекоммуникационной компания «Мотив»:
— Коронакризис выступил катализатором перемен, не только экономических и социальных, но и корпоративных. Масштабы изменений и скорость, с которой они происходят, дают понять, что преодолеют их те компании, которые не боятся перемен. Вектор развития был направлен на диджтл-технологии уже несколько лет назад. Пандемия только ускорила переход к цифровым технологиям и приблизила цифровое будущее.
Нельзя сказать, что новые услуги и предложения, реализованные за последние два месяца, это ответ на карантин и введение режима повышенной готовности. «Мотив» продолжает работу в рамках бизнес-стратегии. Но отрицать влияние коронакризиса на ускорение их реализации нельзя.
За последние два месяца мы завершили несколько важных проектов, в их числе «Безлимитный интернет», VoLTE, SIM-карты саморегистрации. Кроме того, Мотив активно помогает региону в борьбе с коронавирусной инфекцией. Благодаря тесному сотрудничеству и партнерским отношениям с органами власти в короткие сроки было организовано дистанционное обучение для школьников Свердловской области.
На чем отразился карантин — так это на стандартной работе офиса. По прошествии двух месяцев мы задумываемся о том, чтобы сохранить «удаленный офис» тем, кому комфортно работать в таком режиме, чей КПД от такой организации труда только повышается. Что касается взаимодействия с клиентами онлайн, теперь этот канал стал многократно важнее традиционных каналов связи.
Сергей Таболин, директор направления Корпоративный центр компании «Ростелеком» (Москва):
— В России традиционно в кризис происходили квантовые скачки в развитии. Если сейчас говорить о скачке — то это формат удаленной работы. Многие сотрудники не вернутся в офис после карантина, потому что научатся эффективно работать на «удаленке».
Поэтому сейчас золотое время для игроков, которые представляют любые цифровые сервисы с точки зрения внедрения в малый и средний бизнес. Те, кто сейчас создадут качественные решения, могут подтянуться к цифровым гигантам.
А малый и средний бизнес пересмотрят свои бизнес модели. Рынок переформатируется. Уже сейчас ритейл переходит в онлайн. Будет бум на доставку всего, что возможно доставить. Опять выиграют технологические компании, которые дадут правильные цифровые продукты.
Вот три совета от меня уральскому бизнесу:
- Стойко верить в светлое цифровое будущее;
- Ставить себе важные долговременные цели и задачи;
- Заниматься тем, что вы очень сильно любите и ради чего вы живете.
Марина Макридина, Deputy CEO Be Brand Group:
— Мы среди тех, кто четко понимает: всё, что нас не убивает — делает сильнее. Если на пороге трудность, то за ней обязательно будут новые скилы, прокачка, следующий уровень. И мы на него поднимемся.
Это время нужно нам, чтобы стать сильней, профессиональней; нарастить мощную броню и стать лучшей версией себя для достижения сверхрезультатов в самых разных сферах жизни. Несмотря на то, что ивентов нет — мы работаем. За месяц сделано невероятное количество новых проектов.
У нас открылась Be Brand School — бесплатное ежедневное обучение для маркетологов и ивентеров, где мы говорим об инструментах, маркетинговых каналах, трендах. У нас работает Be Brand Live — ежедневные прямые эфиры в инстаграм канале Be Brand Event. Наши гости — бизнесмены России делятся новыми проектами, переживаниями и прогнозами. Там мы - маркетологи и ивентеры Урала — заряжаемся вдохновением и инсайтами. И это круто — делиться опытом и заряжать друг друга на новое.
А что касается действий — нужно чувствовать свою аудиторию, осознавать ее желания в моменте, и только потом — менять свой продукт. Привыкайте быть на острие потребностей ЦА каждый день и корректировать свои решения, исходя из ожиданий рынка или даже предвосхищая их.