Россияне присмотрелись к ценам. И переключились на товары подешевле
Доля товаров низкого ценового сегмента в продажах ритейлеров растет, тогда как дорогие продукты покупают менее охотно. Потребители еще долго будут экономить из-за падения доходов.
Популярность продуктов питания и товаров повседневного спроса низкого ценового сегмента возросла с началом пандемии, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование компании Nielsen. Так, в мае доля лоукост-товаров достигла 17,7% при среднегодовом значении 16,9% в связи падением доходов из-за коронавирусных ограничений, а доля товаров премиум-сегмента сократилась с 35,8% 34,4%.
Так, в категории макаронных изделий доля лоукост-сегмента выросла до 22,8% в мае при 18,7% среднегодовых продаж, а доля премиального сегмента сократилась с 37,1% до 33,7%. В категории шоколадных конфет на развес дешевые товары нарастили долю с 14% до 15,7%, а дорогие — сократили с 30,8% до 28,7%.
Читайте также >>> «Продовольствие — новая нефть. Владелец завода с макаронами и крупой станет миллиардером»
Эта тенденция является закономерным результатом падения доходов потребителей из-за карантинных ограничений и сжатия экономики, говорит старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. Из-за сжатия доходов изменилось и восприятие ценников: 66% покупателей в России почувствовали повышение цен, хотя за время пандемии средняя стоимость товаров в торговых сетях почти не изменилась.
Ранее о такой же тенденции говорил и президент торговой сети «Елисей» Александр Оглоблин: «Мы видим, что покупательская способность и уровень потребления упали: те, кто раньше ел говядину, теперь едят свинину, те, кто ел свинину, перешли на курицу, а те, кто ел курицу, считают, что вполне обойдутся картошкой».
Одновременно с этим выросла доля промо-продаж — до привычных 50%. 30% покупателей стали чаще искать товары со скидками, чем до пандемии, оценивают аналитики.
Режим самоизоляции из-за Covid-19 по-прежнему оказывает сильное влияние на жизнь, предпочтения и выбор покупателей товаров повседневного спроса, согласны в исследовательской компании GfK. Ее аналитики разработали «Индекс ковид-кризиса», который отражает остроту восприятия покупателями разных регионов и сегментов и пришли к следующим выводам:
- Доля пострадавших от кризиса россиян составляет 32% против 14% устойчивых к кризису;
- Снижение активности из-за ковид-эпидемии затрагивает все регионы, острее всего ситуацию переживают жители Приволжского федерального округа и Уральского федерального округа, а также Южного;
- Кризис бьет в основном по жителям крупных городов, и последнее время острее всего его переживают люди с достаточно невысоким доходом;
- Больше всего пострадало наиболее экономически и «покупательски» активное население в возрасте 35-55 лет. Легче всего молодежи 18-25 лет.
- Женщины пострадали сильнее, возможно, это связано с большой долей сервисных компаний, предприятий beauty-сектора, HoReCa, перевозок, туризма и других бизнесов, которые сильно пострадали период карантина.