На рынок продуктового ритейла Екатеринбурга выходят новые игроки
Список продовольственных сетей расширится благодаря заходу в Екатеринбург крупного интернет-магазина и недавно открывшемуся дискаунтеру. Последний рискнул занять площади в «Комсомолле».
Скоро на екатеринбургском рынке заработает один из крупнейших продуктовых интернет-магазинов в России — «Утконос». Как сообщили DK.RU в компании, они уже ищут поставщиков и готовятся к открытию. Правда, точные даты пока не называют.
Мы рассматриваем выход на рынок Екатеринбурга, как одного из крупных городов. Точной даты открытия фулфилмент-центра пока нет, — сообщил DK.RU Дэнни Перекальски, генеральный директор Утконос ОНЛАЙН.
Первые розничные магазины «Утконос» открыл в 2002 г., а в 2006 г. стал первой сетью в России, начавшей продавать продукты через интернет. Сейчас ритейлер работает в Москве и Московской области, Туле, Калуге и Твери. В онлайн-магазине представлено 40 тыс. товаров, в компании работают 3700 сотрудников. При этом «Утконос» не сотрудничает с посредниками и сам доставляет заказы (бесплатно — при заказе от 2 тыс. руб.).
До 2020 г. «Утконос» был лидером рынка онлайн-торговли, но теперь уступает «СберМаркету» и «Перекрестку».
Очевидно, что «Утконос» начал региональную экспансию благодаря коронакризису, который подтолкнул развитие рынка интернет-торговли. Тем более, в регионах этот сегмент представлен очень слабо.
Я не знаю ни одного прибыльного интернет-магазина в области продуктов питания. Кроме разве что «Утконоса» в Москве (но и сейчас, по открытым данным, его чистый убыток в 2019 г. вырос в 2,2 раза). Эти магазины либо еле-еле дышали, либо были убыточны, — рассказывал DK.RU президент торговой сети «Елисей» Александр Оглоблин.
Сам «Елисей» воспользоваться всплеском интереса к онлайн не успел, признался Оглоблин, но начал развивать собственную услугу «Доставка по-соседски» — покупатель может заказать по телефону нужные продукты, и их доставят бесплатно при сумме заказа от 1,5 тыс. руб.
Когда люди стали бояться выходить на улицу, интернет-торговля в области доставки продуктов питания очень хорошо выстрелила. И здесь мы оказались не в первых рядах. Но мы сначала сделали упрощенную версию — «доставку по-соседски»: человек может позвонить в магазин в радиусе 500-1000 м от своего дома, продиктовать, что ему нужно и получить эти продукты на дом. Сейчас готовим интернет-платформу. Хоть и с опозданием, но запустим и посмотрим, что из этого выйдет.
Вместе с тем, как писал DK.RU, в сентябре в ТЦ «Комсомолл» в Екатеринбурге открылся продуктовый дискаунтер «Доброцен», он занял место гипермаркета «Карусель» от Х5 Retail Group. Выглядит он как магазин-склад (товары выкладываются на стеллажи, есть паллетная выкладка), что позволяет минимизировать количество сотрудников. Средний чек продуктовой корзины для семьи из четырех человек составляет от 1,5 тыс. руб.
Первый магазин «Доброцена» открылся в августе 2016 г. в Красноуфимске, в апреле 2020 г. компания открыла 200-ю точку. Средняя площадь одного магазина — от 800 до 2,5 тыс. кв. м. Десять из них — гипермаркеты. Сеть «Доброцен» принадлежит уральскому предпринимателю Вадиму Терещенко.
Представитель «Доброцена» Василий Синецкий рассказал Е1, что благодаря плотной работе с поставщиками магазину удается снизить наценку на товар в 2,5-3 раза по сравнению с другими сетями. К середине 2021 г., сообщил Синецкий, в Екатеринбурге откроется еще десять магазинов «Доброцены» — все они расположатся удаленно от центра, это будут либо собственные точки, либо магазины по франшизе. Планируется, что при франшизе инвестиции составят 15 млн руб. в каждый магазин.
Как рассказывал DK.RU Владимир Юртаев, долгое время развивавший на Урале сети Дикси, «Магнит» и X5 Retail Group, несмотря на все экономические потрясения средний чек в продуктовых магазинах в период самоизоляции вырос минимум на 20%. При этом население отказалось от дорогих и маржинальных товаров и ушло в сторону дешевого продукта. На этом фоне конкуренция между ритейлерами стала жестче, в ход идут маркетинговые приемы, такие, как акции и распродажи.
Также в пандемию серьезно выросла доставка, констатирует эксперт.
До пандемии интернет-торговля для сетей была неэффективной, поскольку объемы продаж были небольшими, так что основные игроки в это направление особенно не вкладывались. Коронавирус просто не оставил им выбора и заставил пойти по этому пути. Однозначно все крупнейшие игроки будут тестировать собственную доставку, но это требует больших вложений.
Владимир Юртаев отмечает, что коронакризис обозначил еще одну тенденцию: популярность гипермаркетов снижается, люди все чаще выбирают магазины у дома.
Россия в плане продуктового ритейла идет по европейскому пути, когда развиваются магазины у дома, а также монопродуктовые магазины. То есть ты вышел из дома, зашел в одну торговую точку, купил там свежее молоко и масло, в другом магазине мясо, в третьем — хлеб или сыр и все это находится в одной локации, — считает он.