Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

«Та молодая шпана». Как на Урале составляют конкуренцию мировым музыкальным производителям

«Та молодая шпана». Как на Урале составляют конкуренцию мировым музыкальным производителям
Автор фото: Дмитрий Емельянов. Иллюстрация: DK.RU

«Вливали деньги, как в воронку, практически обанкротились, взяли паузу, но вернулись. Кто-то назовет это упрямством, но нам нужно было получить результат». Опыт «Берлоги гитар».

Недавно DK.RU рассказывал историю уральского предпринимателя Алексея Моругова, который вложил 15 млн руб. в студию звукозаписи. Сегодня — наш рассказ о тех, кто производит музыкальные инструменты.

Свою первую гитару Михаил Насонов, владелец бренда «Берлога гитары», сделал пять лет назад. Визуальный образ отрисовала супруга Анастасия (она художник), а Михаил продумывал техническое наполнение. За два года проб и ошибок в прототип вложили почти 1 млн руб. На первой гитаре отыграли концерт, повезли ее на фотосессию, и там она… развалилась. «Нагрузка была не до конца просчитана», — говорит сейчас Михаил. Затем он сделал еще порядка 10 прототипов, и все они ушли в брак:

Вливали деньги, как в воронку, — нужно было получить результат. Первый не получился, второй не получился, третий… Кто-то назовет это упрямством, но в какой-то момент было неважно, сколько это стоит. Такими темпами к 2016 г. мы практически обанкротились: потратили слишком много денег, а отдачи не было. Часть денег нужно было возвращать и мы взяли паузу: продали машину, я снова вернулся к работе видеографом, чтобы набрать денег.

В 2020 г. у «Берлоги гитары» появился цех с местом под шоу-рум и будущую музыкальную школу в центре Екатеринбурга, а участие в производстве принимает лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин. Ребята хотят запустить фабрику по производству музыкальных инструментов, которая составит конкуренцию мировым гитарным брендам.

На DK.RU — оптимистичная история о том, как идти своим путем, когда тебе говорят, что ты все делаешь неправильно.

Против правил

Михаил Насонов 15 лет работал видеографом, но любовь к гитарам у него с детства. Рассказывает, что еще в школе участвовал в музыкальной группе, а после вместе с братом играл блюз.

Михаил Насонов

 — Когда я занимался видео и монтажом, музыку забросил. В какой-то момент на монтаже подбирал гитарную мелодию к видеоролику и в голове щелкнуло: хочу делать гитары. Это случилось в 2014 г., — вспоминает Михаил. — После этого я начал учиться, ездил к мастерам, задавал вопросы, но все говорили: так, как ты хочешь, делать нельзя. К примеру, есть правила, как должна быть сделана гитара, им уже 100 лет, мастера относятся к этому очень серьезно и по-другому не делают. Поэтому мне пришлось делать самому: так, как я это видел. Мастера до сих пор не разделяют моего энтузиазма.

В первые эксперименты вложили почти миллион рублей — своих накоплений и кредитных средств. Деньги уходили на материалы и отработку технологии. Спустя два года поняли, что расходы растут, а отдачи нет. Проект поставили на паузу. Она длилась еще два года, за которые Михаил понял: хочет заниматься только гитарами. К тому времени у него был уже рабочий прототип и понимание, куда двигаться.

Михаил Насонов

— В 2019 г. мы взяли кредит, поехали на него жить в Москву: арендовали место в коворкинге, сделали там шоу-рум, проводили мастер-классы. Это был маркетинговый ход для максимально быстрого развития бренда, чтобы люди приходили и смотрели, как мы делаем гитары. В 2020 г. многие из этих людей стали нашими клиентами. Но сделать полноценное производство в Москве не очень-то просто, мы и в Екатеринбурге еще к этому идем.

В Екатеринбурге производство распределено на три цеха. Заготовка, сушка и распил древесины происходят в одном, изготовление черновых заготовок под будущие гитары — в другом. Они находятся в пригороде. Месяц назад ребята арендовали 100 кв. м в центре Екатеринбурга. Здесь происходит чистовая сборка гитар, до конца года планируется открыть шоу-рум, а в будущем — запустить музыкальную школу.

В целом по стране производством гитар занимается с десяток производителей, говорит Михаил, а в других странах — на порядок больше.

Михаил Насонов

Я не считаю конкурентами других российских производителей. Я думаю, мы все делаем одно общее дело. У нас свой рынок и клиенты, которые у нас покупают, я уверен, хотят именно нашу гитару. Наша цель — чтобы российский рынок стал конкурентом серьезных импортных игроков. Я этого желаю всем российским производителям, — говорит Михаил Насонов.

Под брендом «Берлога гитары» выпускается три вида гитар, они отличаются по размеру и названы по нотам: ДО, РЕ и МИ. Все изготавливаются из лиственницы, древесину приобретают на местных лесопилках — там для гитар специально оставляют стволы большого сечения.

Михаил Насонов

— Почему лиственница? Она по свойствам ближе всего подходит для музыкальных инструментов. Но это мое мнение, с которым многие не согласны, — говорит Михаил Насонов. — Деку гитары, к примеру, еще делают из елки или кедра, но у нас в регионе подходящего материала не очень много. А наша основная задача — сделать серийный инструмент, качественный и доступный. Такого сегмента на российском рынке сейчас нет. Инструмент представлен либо кастомный, который делается вручную и долго — это дорогой сегмент для профессионалов, либо простые модели — для начинающих. Концепция нашего предприятия — местный проект, местный материал.

Никакого официального ГОСТа по производству гитар, рассказывают в «Берлоге», ни в России, ни в мире нет.

— 90% из того, что делаем, мы придумали сами. Конечно, есть некие стандарты, которых мы придерживаемся, без которых на инструменте невозможно было бы играть. Допустим, мензура — длина рабочей, звучащей части струны от нижнего порожка до верхнего — по ней рассчитывается расстояние между ладами. Или ширина грифа. Такие вещи мы не придумываем. Они нигде не прописаны, но мы все с детства играем на гитарах и шли по этой дорожке, сначала как потребители и просто знаем их. Мы придумали много в плане производства и сборки, — рассказывает Михаил.

Один шов

К примеру, он решил делать край гитары скругленным, а опоясывающую боковую деталь (обечайку) — непрерывной и только с одним швом по всей длине. Обычно их делают два. У «Берлоги» и этот шов невидим — он скрывается в месте стыка с грифом.

Соединение с грифом

Вроде бы мелочь, но почему-то никто в мире так не делает, — поясняет Михаил. —  А скругленный край мы сделали, потому что многие музыканты говорят, что играть на больших гитарах с прямым углом тяжело — на руках остаются синяки. И я думаю, что скоро все производители будут делать гитары со скругленным краем.

Шаблон обечайки

В таком специальном шаблоне формируется форма будущей гитары

Еще у «Берлоги» особая технология изготовления грифа — здесь придумали технологию проекций, по которой идут этапы обработки.

Гриф

— Это позволило сделать голову грифа, сам гриф и «пятку» цельным куском, и при этом снимать с одной заготовки сразу два комплекта. Прочность на изгибе достигается за счет трех продольных швов, одного по центру и второго — с ладовой накладкой, все это исключило нежелательные деформации, — объясняет Михаил.

Гриф

Самый длительный процесс в производстве — сушка дерева, она может занимать целый год. Затем древесину распиливают и оставляют еще на 2-3 месяца вылежаться и дать усадку. После этого наступает этап «раскроя» деталей. С такого момента процесс сборки гитары занимает примерно пару недель.

Щит для формы

— Сначала по нашим лекалам делают такой щиток необычной формы, его строгают, калибруют, после этого на ЧПУ-станках делается раскрой, — рассказывают в «Берлоге».

Из одного щита делается заготовка рамки-корпуса для большой и маленькой гитары, для средней «шьется» отдельный щит. Если неправильно его склеить, гитара может лопнуть или перекоситься. В чистовом цехе рамка дорезается и фрезеруется.

Рамка

— Рамка — невидимая, но самая дорогая часть в производстве. Она проходит порядка десяти этапов. И про каждый из них мы нигде не вычитали, а вывели сами, — поясняет Михаил.

Верхняя дека

Есть и известные технологии. К примеру, верхняя дека гитары делается из склеенных ламелей либо по технологии, которая называется «раскрытая книга». По ней Михаил сделал гитару для своего музыкального кумира Владимира Шахрина, лидера группы «Чайф».

МИхаил Насонов

— Берется доска, «распускается» вдоль и раскрывается, как книга. Гитара получается идеально симметричной, с единственным швом по центру. Она лучше подходит для звукозаписи и профессионального использования, потому что звучит стабильнее. И это уже более высокий уровень гитар — такую разницу может услышать только человек с идеальным слухом. Профессиональные музыканты, как Владимир Шахрин, это сразу четко слышат, — говорит мастер.

Порожки на гитаре

После гитару красят, вновь шлифуют, устанавливают фурнитуру. Фурнитуру готовы закупать у российских производителей, но пока не знакомы с такими — приходится заказывать за границей: в Америке, Китае, Белоруссии. А вот производителя чехлов нашли в Омске.

Чехлы

Гитару, говорит Михаил, можно собрать и за день — штат сейчас это позволяет. Но лучше растянуть процесс и соблюсти все необходимые временные промежутки (к примеру, после склейки каждой детали необходимо выдержать сутки). Готовая гитара, в идеале, должна еще месяц отлежаться в цехе, затем можно ставить на нее струны, заниматься доводкой, шлифовкой ладов. Но заказчики не хотят так долго дожидаться своего инструмента.

Михаил Насонов

С переездом расширили штат: сейчас в сборочном цехе работает пять человек, включая основателя предприятия — все они учатся делать гитары с нуля.

Команда производства

Сам Михаил много делает руками, говорит, что сначала в одиночку проходил все этапы и сломал немало заготовок:

— Кто-то обязательно встанет на фрезеровку, но сейчас у нас нет возможности так ломать гитары, как я ломал. Люди ждут свои заказы, и права на такие ошибки у производства нет.

Фреезровка

Принцип Porsсhe

До переезда в новое помещение в «Берлоге» делали четыре гитары в месяц, сейчас план — ежемесячно 20 гитар. Основные заказы идут из Москвы, есть покупатели из Франции, Молдовы, Белоруссии, активный интерес проявляет Германия. Основной канал продаж — Instagram, в ближайшее время планируется запустить сайт. В период самоизоляции гитары стали заказывать активнее, но в компании напрямую не связывают этот фактор с ростом продаж. С музыкальными магазинами сотрудничества пока не сложилось.

Михаил Насонов

Сначала мы думали, что у нас нет для этого нужных объемов, а потом решили, что нам это и не нужно. Мне нравится, как работает Porsche: автомобили до сих пор собираются на одном заводе в Германии и продаются по всему миру в собственных магазинах, — говорит Михаил. — С магазинами есть еще сложность: они либо входят в долю, либо накидывают цену. В таком случае ценник будет выше среднего, а мы продаем ниже среднего. Средний ценник на импортную гитару (а сейчас продают в основном импортные) — 500 долларов.

Расчетная себестоимость «Берлоги» — 16 тыс. руб., средняя цена — 22 тыс. руб. После запуска сборочного цеха эти цифры практически сравнялись. Выйти в ноль компания планирует в 2021 г. Пока для этого привлекают заемные средства, но ищут инвестора, который был бы заинтересован в развитии такого производства.

Сейчас участие в процессе принимает музыкант Владимир Шахрин. На основе гитары, которую для него сделали в «Берлоге», рассматривается возможность запуска совместной профессиональной линейки авторских гитар. Подобные коллаборации — не редкость в музыкальном мире. К примеру, у таких именитых гитарных брендов, как Taylor, Martin, Maton, есть истории, когда определенная модель разрабатывается совместно с музыкантами, которые вкладываются своим именем и опытом, а потом могут рассчитывать и на финансовую отдачу от продаж именной гитары.

Самого лидера группы «Чайф» мы случайно встречаем во время записи интервью. Он привез для доработки ту самую гитару и ответил на вопросы DK.RU о своем опыте сотрудничества с молодым производителем.

Владимир Шахрин

Владимир Шахрин, лидер музыкальной группы «Чайф»:

— Мы с Мишей познакомились ровно год назад. Он несколько раз мне писал, но мне многие пишут. А тут у меня было время, и я подумал: у нас в Екатеринбурге молодой парень делает гитары, дай-ка съезжу. Съездил, познакомился, понял, что у Миши глаза горят, и это не желание заработать деньги, а желание сделать хорошее дело. Это дерзкая идея — из местных материалов здесь, на Урале, делать музыкальные инструменты. Год назад Мише очень нужна была помощь, и я ее оказал.

Владимир Шахрин

Компания молодая и инструменты эксклюзивные — в них очень много совершенно своих, нестандартных решений. Хотя казалось бы — что еще можно придумать? Но наши молодые ребята могут. Для моей гитары сделали «фишечку» — ее гриф повторяет оранжевую птичку с логотипа группы «Чайф». Получилась именная модель.

Гитара с птичкой

На концерте я еще на ней не играл, но пел под нее несколько песен. Люди видели их в соцсетях группы «Чайф» и заметили гитару, стали спрашивать, откуда она. У этих гитар очень узнаваемое звучание. Есть инструменты вроде матерого Gibson, небольшие Takamine, по-японски услужливые и сдержанные, а здесь — звук русских валдайских колокольчиков. Эта гитара со своим лицом и звуком.

Владимир Шахрин

Я не видел такого закругленного края у инструментов, и это действительно очень удобно.

Владимир Шахрин

Сейчас идет процесс доводки — я играю, делаю какие-то замечания, ребятам тоже это интересно — разобрать, переделать, подточить. Я так или иначе участвую в этом процессе, как летчик-испытатель. Когда мы «доведем» эту гитару, это будет дорогой сегмент инструментов — на ней стоят самые лучшие колки, самая лучшая электроника. Попробуем, мне это интересно.

* * *

МИхаил Насонов

— Только не пишите это как историю успеха, — говорит на прощание Михаил. — Я анализировал всю дорогу с 2015 г. и думал: начал бы я этот путь, зная о том, что меня ждет? Мой основной косяк был в том, что я не просчитал, сколько денег реально понадобится. Начинаешь дело — умножай все в десять раз. Но когда машину новую создают, ее проектируют несколько лет. У нас примерно тот же процесс — нет такого, что мы все создали, работаем по накатанной и получаем деньги. Есть цель, чтобы продукт получился, вышел на рынок и занял свою нишу.

«Та молодая шпана». Как на Урале составляют конкуренцию мировым музыкальным производителям 1

Среди амбициозных планов дерзких ребят, как назвал их Владимир Шахрин и история которых так напоминает песню «Чайф» про «ту молодую шпану, что сотрет нас с лица земли», — запуск в России фабрики музыкальных инструментов, что поставит гитару от «Берлоги» в один ряд с Taylor, Martin и Fender. И желание увидеть свои инструменты в руках музыкальных кумиров со всего мира. Для них уже готовят именные «Берлоги». Только имена пока просят не называть.

Фото: Дмитрий Емельянов для DK.RU

Обсудить

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.