«По количеству рабочего времени мы движемся во времена Диккенса: 13 часов 6 дней в неделю»
«Нагрузку на работодателя увеличили, а производительность труда та же, рынок тот же. Вот и приходится работодателю крутиться, компенсировать ударным трудом». Кто перерабатывает в современной компании?
Дмитрий Волошин, основатель проекта «OTUS. Онлайн-образование», пишет:
— Конец 19-го и начало 20-го века характеризовалось гуманизацией трудовых отношений. Рабочее расписание по 13 часов в день шесть дней в неделю для восьмилетних детей (читаем Диккенса и рыдаем) к середине 20-го века превратилось в 8-часовой рабочий день пять дней в неделю.
Впереди планеты всей был СССР, который жестко соблюдал права работников. Санаторно-курортный отдых, куда отправлялись граждане часто принудительно, был важнейшим ноу-хау социализма труда. Профсоюзы, отпуск по беременности и родам, фактическая невозможность увольнения работника и так далее. Передовые практики, невероятная защищенность.
Начиная с 90-х годов эта система стала понемногу размонтироваться. После ухода зарплат в «черную зону» выяснилось, что «официальный» размер зарплаты определяет все, в том числе и человечность отношений. Ваш покорный слуга получал деньги в конверте (причем, в долларах) еще совсем недавно, и потом примерно год не мог привыкнуть к регулярным поступлениям денег на карту. К середине 2000-х налоговая взялась за работодателей, да так взялась, что сейчас даже механизм отправки зарплаты одному-двум сотрудникам на ИП пугает: а вдруг придут и «хлопнут»?
Читайте также:«Будущему предпринимателю хорошо поработать. В разных компаниях, с разными граблями»
Но, несмотря на рост защищенности и существенный, заметный возврат в СССР с точки зрения трудового права и его применения, по количеству рабочего времени мы стремительно движемся назад, к Диккенсу. Чудес же не бывает: финансовую нагрузку на работодателя увеличили, а производительность труда та же, рынок тот же (даже уменьшается понемногу), да и конкурентное окружение никуда не пропало. Вот и приходится работодателю крутиться, компенсировать защищенность ударным трудом. Беспримерным трудовым подвигом.
Выглядит это как бутерброд, сэндвич. В корпорации или крупной компании есть три прослойки сотрудников: специалисты, средний менеджмент и топ-менеджмент. Топ-менеджмент пашет. О, как он впахивает! Шесть дней в неделю, а в субботу непременно выезжает учиться, шаббат на природе, так сказать. Средний менеджмент пинает балду. Он гениально научился отписываться и сливать поручения. И пока топ-менеджмент слушает очередного Насима Талеба в оригинале и строит планы захвата вселенной, средний менеджер уходит домой строго в 18.00 и моментально выкидывает работу из головы. А зачем оно ему? Платят мало, всегда мало.
Специалист — самый угнетаемый тип сотрудников. Интенция, задор, сгенерированный на обучении в шаббат топ-менеджером, попадает в скучающего среднего менеджера. Тот привычно демонстрирует энтузиазм (а как не демонстрировать, премию в конце года иначе можно не получить) и загружает задачами специалистов.
Сам, конечно, ничего не делает, только «делегирует». Разумеется, все шишки прилетают специалистам, все остальные участники процесса не при чем: один сгенерировал идею, другой ее транслировал. В основном по причине кривой трансляции специалисты вынуждены перерабатывать. Таким образом, сэндвич состоит из трех слоев, где крайние работают «в дыму и пыли», а средний огромный слой - на расслабоне.
Я утверждаю, что именно средний менеджмент — ключ к повышению производительности и разгрузке всех остальных. На Западе существуют программы обучения менеджменту для уже взрослых людей, несравнимо качество обучения студентов в университетах. У нас как менеджмент не считался профессией, так и не считается. И если там, в США, сейчас все говорят о концепции «zero management», то оно и понятно — они прошли огромный путь. Эта же концепция у нас приведет к катастрофе. И без того низкая производительность по причине низкой культуры управления обрушится. Погребя под обломками всех любителей карго-культов: от цифровизации до zero-чего-то там.