Подписаться
Курс ЦБ на 20.02
90,42
94,08

Из Сибири — в Европу и США: как братья-предприниматели штурмуют весь мир

Из Сибири — в Европу и США: как братья-предприниматели штурмуют весь мир
Иллюстрация: ТАСС

Крупнейшим конкурентом европейских Lidl и Penny Market стала сеть Mere. Её владельцы — основатели одного из самых быстрорастущих «жестких дискаунтеров» РФ — «Светофор». Теперь они прицениваются к США.

Братья из Красноярска Сергей и Андрей Шнайдеры, владельцы сети «Светофор», за четыре года открыли более 50 магазинов за пределами России. Пандемия замедлила, но не остановила процесс: на сегодняшний день продуктовые магазины низких цен под маркой Mere работают в Германии, Польше, Испании, Великобритании, Румынии, Украине, странах Прибалтики, планируется экспансия в США. В 2021 году бизнесмены впервые вошли в рейтинг 200 богатейших россиян по версии Forbes, заняв в нем 182-ю строчку с оценкой состояния $650 млн. Журнал выпустил большой материал о Шнайдерах, из которого DK.RU выбрал главные факты.

«Светофор» это в первую очередь — семейный бизнес. У старшего брата, Сергея, доля владения активами — 61,3%, у Андрея — 3,2%. Валентина Шнайдер, мать предпринимателей, уже на пенсии, но официально владеет контрольным пакетом акций группы «Торгсервис», как и ее 82-летний муж Иван, который является акционером более чем 100 торговых компаний.

Несмотря на то, что по происхождению Шнайдеры немцы, живут в России, — рассказывает знакомый бизнесмен из Красноярска. — Скромные, яхт и вилл у них никогда не было. В 1994 году они создали компанию «Ленком», которая занималась дистрибуцией пива и слабоалкогольных напитков, работала с «Балтикой», «Очаково», «Хайнекен» и выросла в крупного регионального оптовика и сеть магазинов алкоголя, табака и закуски «Напильник». Однако настоящий успех братьям принес другой проект — магазины дешевых товаров повседневного спроса «Светофор».

Ежегодно сокращающиеся доходы населения сделали жесткие дискаунтеры очень востребованными магазинами сначала в родной для Шнайдеров Сибири, а затем и за ее пределами. Сегодня розничный бизнес объединяет группа компаний «Торгсервис». Она управляет розничными сетями «Светофор» и «Маяк», насчитывающими более 3000 магазинов. Выручка группы по итогам 2020 года составила 189 млрд рублей. За прошедший год компания стала самой быстрорастущей в FMCG-сегменте в России в 2020 году и вошла в четверку крупнейших ретейлеров по объему площадей после «Магнита».

В 2009 году, когда красноярцы решили строить сеть «жестких дискаунтеров», это была абсолютно новая бизнес-модель. «Светофор» исключал все лишние расходы на логистику, хранение товара, освещение магазина, рекламу, общение с прессой. В магазинах нет ни полок, ни прилавков — товар продают прямо из коробок и с деревянных палет. Минимальная наценка позволяет держать цены в «Светофоре» на 20-30% ниже рынка.  

Эту же модель было решено перенести и в Европу. Концепция Mere (в переводе с англ. «простой, чистый, обыкновенный») во многом повторяет уже обкатанную модель российского «Светофора». Магазин площадью от 800 до 1200 кв. м должен располагаться на первом этаже нежилого здания на окраине среднего или малого города, где проживают люди «с низким финансовым потенциалом». Обязательно наличие парковки на 30-40 машиномест. Помещение, которое берется в аренду, должно иметь удобный подъезд для машин, центральный вход для покупателей и грузовые ворота с возможностью доступа и разгрузки автотранспорта с прицепом 20 т. Важна удаленность от учебных заведений и церквей, чтобы отвечать требованию лицензии на торговлю алкоголем. Кроме того, отдельным пунктом указано наличие пятилетней гарантии на пол, который должен выдерживать товары на палетах и в коробках весом до 3 тонн на 1 кв. м. Средняя численность персонала магазина — около 11 человек, а инвестиции составляют около €1 млн.

Ассортимент в среднем насчитывает от 800 до 2000 наименований товара (треть — непродовольственные) малоизвестных для европейцев брендов или суб-брендов крупных производителей из Украины, Белоруссии, Молдовы, Венгрии, Германии, Турции. Большинство товаров — с длительным сроком хранения, ничего из категории «сверхсвежее» не продается, а самые скоропортящиеся продукты — это колбасы.

Условия работы с Mere очень жесткие: цена товара с учетом доставки в магазин должна быть на 20-30% ниже, чем в магазинах-конкурентах. Этого можно достичь, например, за счет снижения затрат на упаковку.

Нам не нужна яркая упаковка. По сравнению с известными брендами с репутацией разница должна составить 50%, — указано на польском сайте Mere. — Поставщик должен доставлять товар в каждый магазин своими силами и за свой счет и обеспечивать возможность возврата 100% непроданных товаров. Mere рассчитывается с поставщиками еженедельно в зависимости от проданного количества. Ответственность за оформление провоза импортной продукции через таможню тоже несет поставщик.

Крупный белорусский производитель чипсов «Белпродукт» заключил контракт с Mere недавно, с мая 2021 года.

На сегодня поставки в сеть на начальном уровне — объемы 10 палет. Поставка была на московский склад, на какие страны ушла дальше продукция — информации нет, — комментирует ведущий специалист по маркетингу «Белпродукта» Леонид Мильто.

Еще один контрагент Mere — крупнейший, по данным Nielsen, российский производитель ватной продукции и влажных салфеток Cotton Club (бренды Aura, «Я самая» и др.) поставляет продукцию в сеть «Светофор», а с недавнего времени — и в немецкие магазины Mere. Официально представители компании отказались комментировать сотрудничество из-за «отсутствия результатов», которые появятся лишь к середине осени. Белорусская компания «Санта Бремор», один из крупнейших производителей рыбных продуктов в Европе, сотрудничает с сетью «Светофор» более пяти лет. В 2021-м компания начала сотрудничать с сетью Mere в Германии.

Мы разработали и ассортимент, и упаковочные решения под конкретный запрос сети, — говорит Ярослав Бондарчук, замдиректора по сбыту компании «Санта Бремор». — Из продуктовых категорий нашего портфеля наиболее востребованные в сети Mere — сурими, морская капуста, сельдь, икра мойвы в соусе.

Выходя на новый рынок, Mere объявил, что станет самым дешевым жестким дискаунтером в стране (на уровне Европы основными конкурентами являются немецкие Lidl и Penny Market).

Наш прародитель — «Светофор» из России, а мы — практически клон их магазинов, — рассказывал управляющий румынского Mere Даниэль Василе. — Наше основное преимущество — цена на 20% ниже рыночной. Это сложно, но если мы этого не добьемся, товар просто не попадет на нашу полку.

Покорение Румынии, первой страны, с которой Шнайдеры начали экспансию, далось нелегко. Шнайдерам понадобился почти год, чтобы это сделать, хотя планировалось открыть в 2018 году 15 дискаунтеров. «Все шло очень тяжело: были проблемы с согласованием, оборудованием», — откровенно жаловался во время открытия Василе. А первую прибыль магазин получает через год после запуска.

Второй европейской страной, куда пришла сеть Mere, стала Германия, где компания Шнайдеров так же продолжает экспансию по российской модели: бизнес в каждом новом регионе выделен как самостоятельное юридическое лицо, эти юрлица последовательно пронумерованы. Осенью 2017-го в Берлине была зарегистрирована компания TS Markt GmbH с уставным капиталом €25 000 (GmbH — форма собственности в Германии, аналог российского общества с ограниченной ответственностью, ООО). Минимальный капитал для открытия такой фирмы как раз и составляет €25 000. Вскоре у Берлинского головного офиса TS Markt GmbH уставный капитал расширился до €725 000, по итогам 2019 года на балансе компании €925 556 (показатель включает сумму уставного капитала и выручку), сумма обязательств — €10 458.

По меркам немецкого бизнеса это уже достаточно крупная компания. Контрагенты часто обращают внимание на размер капитала, и чем он крупнее, тем больше доверия к компании и тем охотнее с тобой работают поставщики и другие контрагенты. Немецкие газеты пестрели заголовками об угрозе империям Lidl и Aldi (12 000 и 10 000 магазинов соответственно) со стороны «братьев из Сибири, которые хотят атаковать немецкие дискаунтеры».

В предпоследний день января 2019 года на окраину немецкого Лейпцига съехались охотники за большими скидками. Рачительных немцев привлекла новость об открытии «русского клона Aldi и Lidl». Такого успеха в первый же день никто не ожидал: перед кассами, в проходах между палетами и коробками выстроились огромные очереди. Покупатели называли Mere «Aldi из 1960-х годов», когда продажи шли прямо с палет и коробок. Макароны, консервы, мыло, вино и товары домашнего обихода Mere предложил по ценам на 20% меньше, чем у конкурентов. Через два дня магазин в Лейпциге пришлось закрыть, так как в нем раскупили все продукты.

За два года TS Markt открыла шесть магазинов в различных немецких городах, расположенных преимущественно в восточной части страны. Такой выбор экономически выгоден «Торгсервису», который работает с поставщиками из Восточной Европы: если товары закупаются напрямую из этих стран, Mere может обойтись без дорогостоящего центрального склада.

Управление магазинами Шнайдеры доверяют в основном «своим». Виктор Городецкий, назначенный управляющим директором TS Markt GmbH в конце 2020 года, ранее был региональным менеджером почти 70 дисконтных магазинов «Светофор» в Свердловской области (регион считается вторым по выручке в России). Управляющий директор компании в Цвикау Вадим Попов ранее работал менеджером магазинов в Татарстане. Требования к сотрудникам очень жесткие, а зарплаты ниже рынка.

Собеседование проводила русская сотрудница, которая находилась в России и жаловалась на проблемы с оформлением визы, — рассказал Forbes житель западной части Германии, который проходил собеседование на должность менеджера по развитию Mere. — Компания заинтересована в местных немцах, которые знают русский и немецкий языки, однако предлагает несоизмеримо низкую относительно налогов в Германии заработную плату — всего €3000 в месяц (в зависимости от налогового статуса работник теряет до 30% от суммы). Кроме того, работодатель отказался возмещать расходы на мобильную связь и транспорт, хотя работа предполагает множество звонков и поездок к поставщикам и арендодателям, и не предоставляет компьютер.

Одним из самых долгожданных стало открытие в июле 2020 года магазина Mere в южном городке Ченстохова в Польше. Местная пресса назвала запоздалый дебют Mere подарком судьбы, ведь во время коронавируса клиенты стараются свести к минимуму траты на еду. Сегодня в Польше — четыре магазина Mere, которыми управляет Torgservis PL. В отчете по итогам 2019 года указано, что на балансе компании содержится около €200 000.

Пандемия замедлила, но не отменила планы братьев Шнайдеров по заполнению Европы дешевыми магазинами. В августе стало известно, что «Светофор» хочет открыть магазины Mere в США. Mere опубликовал вакансию специалиста по коммерческой недвижимости на LinkedIn, ретейлер рассматривает помещения в штатах Алабама и Джорджия. Американские аналитики назвали Mere «бездушным ультрадискаунтером» с большими скидками на еду. По их мнению, прародители формата, Aldi и американский Save A Lot (1300 магазинов), давно отказались от такого подхода.

Профессор Томас Роб из университета Бонн-Рейн-Зиг считает, что даже если Mere откроет сотню магазинов в Восточной Германии, как планирует, его доля не составит 10% от доли действующих дискаунтеров в этом регионе.

В краткосрочной перспективе концепция может сработать, но крупным немецким дискаунтерам она не угрожает, — говорил Handelsblatt Томас Тойбер из Accenture Germany. — Целевая группа людей, которые зависят от дешевых товаров любой ценой, слишком мала. Одной из самых сложных задач для Mere станет создание крупных и надежных связей с поставщиками».

Впрочем лидеры российского розничного рынка X5 и «Магнит» когда-то тоже были полны скепсиса в отношении «Светофора», а в 2020-м начали развивать форматы собственных жестких дискаунтеров.

Как империя братьев Шнайдеров стала самой быстрорастущей сетью супермаркетов в России, читайте в ранних материалах DK.RU.

Самое читаемое
  • «Доллар будет дефицитом». Виталий Калугин — о курсе рубля на горизонте двух лет«Доллар будет дефицитом». Виталий Калугин — о курсе рубля на горизонте двух лет
  • «Светофор» подает в суд на другого ритейлера из-за недобросовестной конкуренции«Светофор» подает в суд на другого ритейлера из-за недобросовестной конкуренции
  • «Очень серьезный разговор по всем вопросам». Переговоры дипломатов РФ и США завершены«Очень серьезный разговор по всем вопросам». Переговоры дипломатов РФ и США завершены
  • «Продажи упали, караул, все пропало»? Михаил Хорьков подвел итоги рынка жилья за 2024 г.«Продажи упали, караул, все пропало»? Михаил Хорьков подвел итоги рынка жилья за 2024 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.