«Хотите бизнес? Это уже большая ошибка». Как избежать мышления владельца ночного ларька
«Очень хочется премию получить. На конференции выступить. Статейку тиснуть. Пустое. Надо налаживать продажи и маркетинг. Каждый день». О чем еще нужно помнить, если захотелось «свободы и свое дело».
Дмитрий Волошин, основатель EdutechLab, пишет на Facebook:
— Если ты, читатель, решишь делать свой бизнес, то подумай об этом крепко. Свое дело — это сложно. Во всех смыслах сложно. И эмоционально, и физически. Свое дело еще и ярмо. Его не бросить, не кинуть заявление. Свое дело — это зависимость. Зависимость от свободы, зависимость от независимости. Раз поймаешь это ощущение, и вот уже никак его не выкинешь из головы. В общем, подумай, читатель. Взвесь все pro и contra. А я пока вот что сделаю: я расскажу, что бы я не стал бы делать в начале создания бизнеса. По собственному опыту и опыту mentee в Променторинг:
1. Не игнорировал бы рынок. Это такая чудесная история, когда фаундер просто не считает рынок. Он умеет, скажем, учить детей английскому. И поэтому делает бизнес на этом рынке. Это огромная ошибка. Проще научиться делать что-то другое, чем изменить рынок и рыночные тренды. И нежелание, чаще это страх, посчитать рынок приводит к тому, что бизнес годами, десятилетиями болтается в нуле и сосет время и силы фаундера.
2. Не забивал бы на планы и учет. «Ну, мы как-то продаем и что-то зарабатываем». Классика мышления создателя ночного ларька. Ему считать скучно и ненужно. И правда, зачем? Есть же касса, там есть деньги, которые можно взять. Обычно такие компании приподнимаются, если с рынком угадали, и потом шумно и с истериками падают от кассовых разрывов. А всего-то стоило в начале завести эксельку.
3. Не брезговал бы партнерствами. Старт всегда проще сообща. Кто-то что-то подскажет. Где-то когда-то поможет. Вот и пошли потихоньку продажи. Окукливание в своем бизнесе, предпринимательская самостийность — тревожный звоночек. Он еще часто сопровождается внутренней руганью конкурентов. Эдакими «пятиминутками ненависти». Сколько возможностей бизнес теряет таким образом? Сколько выгодных контрактов?
4. Не увлекался бы PR. Очень хочется премию получить. На конференции выступить. Статейку тиснуть. Это все пустое. Надо налаживать продажи и маркетинг. Каждый день. Заставлять себя шлифовать продукт и его продавать. Всегда закрывать сделки. Не тратить время на поглаживание эго. Все эти выступления — просто кража денег у кофаундеров и инвесторов. Именно так.
5. Не нанимал бы много людей. Люди — слабое звено любого бизнеса. То есть без них никак, разумеется. Но когда их много — это очень сложно и слабо масштабируемо. Поэтому найм должен быть максимально затруднен. Что мы еще можем сделать, чтобы не нанимать? Какую систему внедрить? Как перераспределить обязанности? Что зааутсорсить? Много людей вызывают экстраусилия в росте. А зачем нужны эти сложности?
Ранее на DK.RU: «Профанация на рынке труда правит бал уже десятки лет. И начинается она со школы»