Новые тарифы для онлайн-магазинов: Wildberries изменил ценовую политику карт Visa
Маркетплейс Wildberries одержал победу в споре с платежной системой Visa. Новыми льготными тарифами смогут воспользоваться 16 крупнейших онлайн-ритейлеров России. Но товары от этого дешевле не станут.
Международная платежная система Visa ввела специальные тарифы за прием карт к оплате для крупных онлайн-магазинов: теперь ее размер составит от 1,2 до 1,5% от стоимости товара в зависимости от объемов онлайн-продаж. Это решение стало результатом конфликта Visa с крупнейшим в России маркетплейсом Wildberries.
Как ранее сообщал DK.RU, в августе Wildberries объявил, что снижает цены на весь ассортимент на 2% для тех, кто платит в отечественных системах «Мир», СБП или SberPay. Агрегатор утверждал, что 2% — это комиссия, которую берут международные платежные системы, и в России она гораздо выше, чем в других странах, а это — «очевидный факт дискриминации российского бизнеса». Фактически эта скидка была оформлена как надбавка на 2% при оплате международниками, и это сразу же вызвало претензии Visa и Mastercard: их правила прямо запрещают дополнительные комиссии.
Обе компании призвали российские банки срочно разобраться с ситуацией — под угрозой крупных неустоек. Затем Wildberries поменял описание цены на сайте и в итоге убрал надбавку при оплате картами обеих систем, оставив информацию о скидке.
Суть этого конфликта — в интерчейндже или межбанковской комиссии. Ее размер устанавливает платежная система, но он является доходом банка, выпустившего карту покупателя (эмитента), а перечисляет ее банк продавца (эквайер). В эквайринговой комиссии доля интерчейнджа составляет примерно 70%. Сейчас размер интерчейнджа в e-commerce составляет от 1,9 до 2,4%, эквайринговая комиссия для крупного бизнеса — 2%, для среднего — 2,4%. Если размер интерчейнджа выше эквайринга, то эту разницу доплачивает банк, обслуживающий продавца. Свои расходы он компенсирует за счет стоимости других услуг и продуктов для бизнеса.
Разобравшись в ситуации, представители Visa решили прислушаться к Wildberries и изменили тарификацию. Чтобы получить льготу, ритейлер должен проводить через сайт не менее 25 млрд руб. транзакций в год. В диапазоне от 25 до 150 млрд руб. межбанковская комиссия при оплате через токенизированные сервисы типа Apple Pay составит 1,4%, со вводом данных карты — 1,5%. Свыше 150 млрд рублей — 1,2% и 1,3%. При этом на площадке должна отсутствовать ценовая дискриминация карт Visa. Отметим, что новые льготы никак не скажутся на ценах для потребителя. К удешевлению стоимости товаров снижение эквайринговых комиссий обычно не приводит.
«Наша компания провела большую работу совместно с российским банковским сообществом и международными платежными системами — в результате нам удалось достигнуть договоренностей по новым тарифам для всей интернет-торговли, социальная значимость которой в последние годы значительно выросла», — отметил в комментарии РБК представитель Wildberries. Он подчеркнул, что Wildberries первым из онлайн-ритейлеров публично обратил внимание на «перегретость» тарифов международных платежных систем и необходимость их корректировки.
Более низкие ставки по платежам представитель Visa объяснил тем, что с помощью ставок компания стимулирует участников платежной экосистемы активнее внедрять более передовые платежные технологии. Раньше отдельных тарифов для крупных онлайн-ритейлеров у Visa не было. Всего, по оценкам, воспользоваться тарифами смогут 16 отечественных магазинов, включая прямого конкурента Wildberries — OZON, а также магазины техники «Ситилинк», DNS и «М.Видео» и др.
Для маркетплейсов льготные комиссии вводятся с 1 февраля 2022 года, для онлайн-магазинов мебели и товаров для дома с 9 июля, для магазинов бытовой техники — с 6 августа. Visa уточнила, что просто устранила дисбаланс между участниками платежной экосистемы.