Россияне оформляют самозанятость в основном ради торговли на маркетплейсах
«AliExpress Россия», Ozon и Wildberries, провели исследование того, сколько через их платформы работает самозанятых, чем они заняты и чего ждут от властей.
Крупнейшие маркетплейсы России, «AliExpress Россия», Ozon и Wildberries, провели совместное исследование на тему роли в их бизнесе самозанятых. Об этом пишет Forbes.
Сейчас через маркетплейсы работает более 90 000 самозанятых продавцов, число таких россиян на Wildberries превышает 80 000 человек, всего на маркетплейсе более 400 000 продавцов. У «AliExpress Россия» самозанятых более 7000 человек. Ozon начал работать с самозанятыми с конца сентября 2021 года, сейчас там уже 3300 самозанятых.
У многих уже идут продажи, другие готовятся к первым сделками, — отмечают в Ozon.
С маркетплейсами самозанятые работают по-разному. 61% опрошенных заняты исключительно продажей товаров. Так как по закону самозанятые не могут перепродавать товары или торговать продукцией, которая требует сертификации, они выбирают ниши, товары в которых не требуют сертификатов или деклараций: товары для дома и сада, автомобилей, для красоты и здоровья, игрушки, сувениры и товары для хобби, спорта, офиса, аксессуары и украшения.
Также самозанятые занимаются продвижением и ведением магазина на маркетплейсе. Это оформление карточек товара, загрузка ассортимента, подготовка описаний и т.д. О таком роде занятности рассказали 11% опрошенных.
Остальные респонденты совмещают собственное производство и оказание услуг.
Большинству опрошенных самозанятых (63%) не хватает разрешенных видов деятельности в рамках данной формы регистрации. 78% хотели бы заняться перепродажей товаров, 83% — производством и продажей товаров, подлежащих сертификации и маркировке (одежда, обувь, духи, косметика). Сейчас такой возможности у них нет.
Сейчас в России маркетплейсы являются самым распространенным каналом продаж для самозанятых (так ответили 59% опрошенных). На втором месте по популярности социальные сети (23%), далее в порядке убывания идут офлайн-продажи (10%) и собственные интернет-магазины (9%). Возможно, цифры были бы иными, если бы исследование проводили не маркетплейсы.
Напомним, с 2020 г. налоговый режим самозанятости стал работать по всей стране. Этот вид занятости может оформить любой человек, который оказывает платные услуги, но при этом не нанимает собственных сотрудников. По закону самозанятые могут оказывать различные услуги (например, через электронные торговые площадки) и продавать товары собственного производства, если они не относятся к категориям, подлежащим обязательной маркировке. Годовой доход не должен превышать 2,4 млн рублей.
Желание продавать свои товары онлайн и на маркетплейсах — самая популярная причина для регистрации самозанятости (35%) среди тех, кто уже вышел на торговые платформы. Каждый третий (29%) стал самозанятым, чтобы оптимизировать налогообложение. Лишь 9% столкнулись с требованием работодателя по основному или дополнительному месту работы о регистрации самозанятости.
Большинство (71%) самозанятых хотели бы увеличить лимит по обороту, но мало кто приблизился к границе существующего: 75% опрошенных имеют годовой оборот до 500 000 руб. При этом самозанятые рассчитывают на успех в будущем и хотят, чтобы лимитов по обороту не было вовсе (42%) или чтобы они были выше, чем сейчас: 4,5 млн руб.(14%), 3,5 млн руб. (21%) или 6 млн руб. (23%).
Проведенный в сентябре опрос HeadHunter и YouDo показал, что большинство самозанятых (74%) выбрали такой вид занятости из-за возможности самостоятельно выстраивать рабочий график. Для 62% важна возможность выбирать, с кем сотрудничать, а для 56% — возможность зарабатывать больше, чем в работе по найму. Главной трудностью фриланса, по данным HeadHunter, половина респондентов считает отсутствие стабильного и регулярного заработка.