«Будущее — за коллаборациями офлайн-ритейлеров с онлайном»
PickPoint: «В период первого карантина за покупками в интернет-магазины пришло 10 млн новых потребителей. Более 500 тыс. из них — это жители Свердловской области».
E-commerce логистика за последние два года принципиально изменилась. Эти изменения происходили настолько быстро, что не все ритейлеры, представители малого и среднего бизнеса, сегодня знают, какие возможности им может предложить логист. А ведь именно под малый и средний бизнес, а также модели продаж D2C и C2C, реализованы основные новые сервисы и возможности в доставке, отмечают представители компании PickPoint.
Сегодня доля интернет-торговли в общем обороте российской розницы составляет 8,5-9%. В США этот показатель равен 15%, 30% — в Китае, и 40% — в Южной Корее. По прогнозу INFOline, к 2025 г. в России доля онлайн-торговли увеличится в 3,6 раза.
АКИТ выпустила аналитику за 9 месяцев 2021 г., согласно которой на Свердловскую область приходится 2,7% об общего объема российских онлайн-покупок. А это 4-е место в общем рейтинге после Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Причем доли столиц постепенно снижаются.
Активно выросший онлайн-рынок привлекает к себе даже те секторы экономики, которые еще два года назад не видели для себя возможной интеграции с e-commerce. Чтобы не остаться не у дел, офлайн-ритейлеры находят способы коллаборации с онлайн. Владельцы стрит-ритейла — малых сетей и единичных магазинов, идут по пути крупного сетевого ритейла и открывают партнерства с онлайн-логистами для установки постаматов и/или организации ПВЗ в своих точках продаж.
В период первого локдауна PickPoint выпустил новые предложения для стрит-ритейла, а также частных кофеен, ресторанов, прачечных и в целом сектора HoReCa, которые упрощают процесс открытия точек выдачи. Благодаря этому офлайн-ритейл быстрее восстанавливается после локдаунов и получает дополнительный трафик покупателей, которые ушли за покупками в онлайн.
Почему растет e-commerce в Екатеринбурге и Свердловской области?
Росту онлайн-продаж способствуют карантинные меры и экономическая активность жителей Екатеринбурга. В период первого карантина за покупками в интернет-магазины пришло 10 млн новых потребителей. Более 500 тыс. из них — это жители Свердловской области.
При этом 68% онлайн-заказов покупатели получают в постаматах и пунктах выдачи (данные аналитиков Data Insight). Такая популярность самовывоза стала возможной за счет трансформации этого типа доставки, а именно: постаматы стали полностью бесконтактными.
Теперь все необходимые и обязательные сервисы удобно представлены несколькими решениями в постаматах PickPoint. Открыть ячейку с заказом можно двумя способами: введя код в специальное поле интерфейса постамата либо через QR-код в мобильном приложении PickPoint. Для пользователей постаматов есть четыре способа оплатить доставленный заказ: безналичными средствами в постамате, PayPass, бесконтактным способом по QR-коду в мобильном приложении или наличными через купюроприемник в постамате.
Клиенты автоматизированной доставки пользуются бесконтактным сервисом выдачи онлайн-покупок и заказов от сервисных компаний (прачечные, химчистки, ремонт обуви, бытовой техники и гаджетов).
Через постамат пользователь может не только получать свои заказы, но и отправлять посылки друзьям и родственникам, вернуть не подошедшие товары, в том числе полученные через другие каналы доставки.
За год количество постаматов выросло в 2,7 раза. На Свердловскую область, по данным за ноябрь 2021 г., приходится 290 терминалов.
Собственная доставка или аутсорсинг?
Малому и среднему бизнесу, крупным офлайн-ритейлерам, развивающим свое онлайн-представительство, выстраивать отдельный логистический бизнес не нужно. Для этого есть готовая инфраструктура сторонних логистов с отлаженной работой, которая не требует огромных инвестиций и новых компетенций, как в случае с собственной логистикой.
Собственная логистика интересна маркетплейсам — это обязательная часть их инфраструктуры. При этом маркетплейсы дают возможность своим магазинам пользоваться сторонними логистами, поскольку только покупатель решает, где и как ему удобно получать свои заказы. И если покупатель не найдет у магазина свой любимый способ доставки, то уйдет за тем же товаром в другой магазин. Нужно понимать принципиально важный момент: рынок уже сформирован, у покупателей уже есть свои предпочтения и привычки, и если не знать их, то потеряешь своего покупателя.
Как и зачем селлерам подключать постаматные сети?
Если вы тот самый предприниматель, который торгует через социальные сети, на Авито, Юле или «Ярмарке мастеров», или у вас пока небольшие объемы отгрузок, то для вашей бизнес-модели полноценная интеграция с логистическими операторами пока не нужна. Она отнимает время, требует дополнительных ресурсов и компетенций: ИТ и юристов.
Для доставки небольшого числа заказов вы можете пользоваться сервисами логистических операторов без заключения контракта. У PickPoint такая услуга называется PickPoint Box.
Работа с логистами при продажах на маркетплейсах
Постаматные сети на сегодняшний день имеют интеграции со всеми существующими маркетплейсами, если они работают с логистическими провайдерами. На октябрь 2021 г. постаматных сетей нет только у Wildberries.
Классическая модель работы, при которой у логиста контракт с маркетплейсом и доставщик забирает заказы со склада торговой площадки для обработки и выдачи покупателю. То есть это так называемая FBO-модель — fulfillment by operator. На текущий момент по этой модели доставляется наибольшее число отправлений, поскольку следующие модели, о которых пойдет речь, появились у российских маркетплейсов не так давно, буквально в конце прошлого года.
При этом, как со стороны площадок, так и со стороны продавцов, заметно переключение доставки на более гибкие и бюджетные новые модели.
Вторая модель — FBS (fulfillment by seller), дает возможность логисту забирать заказы со склада продавца, фулфиллмент-оператора или из офлайн-магазина продавца.
Фото: пример установки постамата в прачечной
Третья модель у OZON называется Real FBS, у AliExpress — DBS (Delivery by Seller). Все договорные отношения и все отношения в плане физического движения груза у логиста сделаны с продавцом, а маркетплейс получает от логиста трекинг по тем заказам, которые были оформлены покупателем на его сайте. Эта модель самая быстро растущая из трех представленных.
При использовании второй и третьей модели, первую милю — доставку груза от продавца на склад логиста — PickPoint позволяет сделать бесплатно через свою сеть постаматов и пунктов выдачи. Прием грузов уже организован в 460 городах и населенных пунктах России. Фактически продавец может сдавать проданные товары в ближайший к его дому или офису постамат, а курьер заберет его для обработки на одном из сортировочных центров PickPoint с последующей доставкой покупателю через постамат или пункт выдачи.
Также в первой миле у PickPoint есть услуги вывоза заказов со склада продавца силами курьеров или — максимально популярный сегодня у офлайн-ритейлеров Ship from store — PickPoint забирает товары из офлайн-магазина продавца и доставляет покупателю через свою сеть точек выдачи.
Если заказ нужно отправить из офлайн-магазина, то продавец может вызвать курьера PickPoint либо самостоятельно отправить заказ через постамат. Если этот магазин находится в торговом центре, то в нем же есть постамат. И, по сути, необязательно тратить деньги на вызов курьера, достаточно, чтобы продавец сформировал заказ, прошел 50-100 метров по торговому центру и сдал его через постамат.
При переходе на модель DBS очень важно, чтобы у нас со всеми продавцами или производителями товаров, торгующими на маркетплейсах, был простой способ заключения договора и сразу после заключения договора можно начинать сотрудничество. Поэтому у PickPoint на сайте появляется возможность заключить договор оферты онлайн, и уже через пять минут после заключения договора продавец может сдавать нам отправления любым удобным для него способом.
Если же продавец не является предпринимателем, у него нет ООО или он просто хочет протестировать доставку через PickPoint, то он может воспользоваться сервисом c2c — PickPoint Box. Для этого регистрировать заказы можно в мобильном приложении, а сдавать через любой постамат PickPoint с доставкой через любую точку выдачи PickPoint.
Чтобы удовлетворить резко возросшую потребность в бесконтактной логистике, PickPoint привлекает партнеров — ритейлеров для развития сети. Этими партнерами становятся частные офлайн-ритейлеры.