Бизнес для каждого: как в маленьком городе открыть дело с нуля — и не прогадать? ОПЫТ
На Урале реализуется проект Business-Data: с помощью анализа Big Data определяются свободные ниши, а создание предприятий финансируется регионом. Два таких бизнеса сейчас открываются в Первоуральске.
Проанализировать 197 млн транзакций 420 тыс. банковских карт в семи городах Свердловской области, чтобы развивать частное предпринимательство! Звучит как научная фантастика, но это — основа уникального для России проекта Business-Data, который реализуют Министерство инвестиций и развития Свердловской области и Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП). Он направлен на формирование в небольших городах благоприятной среды для жизни — через создание новых частных предприятий. С момента запуска Business-Data в 2019 г. в регионе появились 24 новых бизнеса.
«Губернатор Евгений Куйвашев всегда ориентирует нас на поиск нестандартных решений для помощи малому бизнесу, и в проекте Business-Data мы объединили несколько видов поддержки», — рассказала DK.RU министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова:
Благодаря анализу данных банковских карт, мы определяем нужный вид бизнеса для реализации, поскольку видим перспективные ниши, которые не заняты в том или ином городе. Часто мы определяем перспективную локацию, иногда наш фонд может сразу предложить удачное место для размещения предприятия. Потом находим подходящую франшизу и общаемся с предпринимателями — действующими или потенциальными. Помогаем им заемными средствами, а также оказываем юридическую или информационную поддержку.
Таким образом, создать свой бизнес вместе с СОФПП может как человек, никогда ранее не занимавшийся бизнесом, так и предприниматель, решивший открыть новую для себя отрасль. Так, в понедельник, 29 ноября, Сергей Горев открыл по франшизе барбершоп Alebarda.
В фонде проанализировали большой объем транзакций в сфере услуг, который жители производят за пределами города. Так предприниматели узнают, что малый бизнес не удовлетворяет спрос жителей города либо ему не хватает качества реализации. Одной из таких «просевших» сфер в Первоуральске оказались салоны красоты, в частности барбершопы.
«Это наш региональный бренд Alebarda, который нашел себе достойное место в магазине франшиз. Он впервые появился в Верхней Пышме, ему помогали расти, потом помогли упаковать франшизу, и вот сегодня открываем второй барбершоп», — отметила Виктория Казакова
«Мы давно работаем с фондом, мой брат владеет салоном Alebarda в Пышме с 2016 г. На одном из мероприятий услышали о проекте Business-Data и своим глазами увидели, что это свободный рынок, который сейчас нужно обрабатывать», — поделился Сергей Горев:
Весь проект занял порядка восьми месяцев — от поиска помещения до окончания ремонта. Заемные средства в нашем случае составили 1 млн руб., но их, к сожалению, не хватило, так как летом все стройматериалы резко взлетели в цене. Иногда было страшно, но страх — это просто отсутствие опыта. Фонд очень поддерживал не только финансами, но и информационно. Я уверен, что клиенты для меня в городе есть!
В базе СОФПП порядка 150 франшиз самого разного уровня. Для выбора верного направления фонд предоставляет консультации, поддержку и заемные средства в размере до 5 млн руб. под ставку ЦБ (7,5%) на срок до 5 лет. Консультанты рекомендуют придерживаться схемы 1:3, где треть — это личные средства заемщика, остальное — деньги фонда. Услуга доступна в семи городах Свердловской области — это Первоуральск, Каменск-Уральский, Новоуральск, Асбест, Богданович, Нижний Тагил и Краснотурьинск.
«Само исследование достаточно дорогое, его мы проводим с одним из партнеров из банковской сферы», — рассказывает директор СОФПП Валерий Пиличев:
Условий для исследования несколько. Во-первых, в городе должен быть большой объем транзакций с платежных карт, не менее 70% для объективной статистики. У нас был пример, когда фонд хотел исследовать город, но большинство оплат оказались кэшем, и идею пока пришлось отложить. Проект Business-Data был запущен в 2019 г. и вошел в ТОП-100 лучших идей России по итогам 2020 г. Аналогов ему в других регионах пока нет. Конечно, в пандемийный год пришлось замедлиться, но сейчас мы помогли открыть более 20 бизнесов, еще 10 находятся в работе. Наша цель — помочь открыть в небольших городах бизнес с высоким качеством оказания услуг.
Согласно потребительскому анализу, проведенному в Первоуральске, в муниципалитете 2365 торговых точек. При этом в городе не удовлетворен спрос на заведения общественного питания, развлечения, магазины одежды и косметики, ветеринарные услуги. Эти потребности жители Первоуральска закрывают за его пределами, что и навело на мысль следующего бизнесмена — Николая Соколова, открывшего по франшизе бистро паназиатской кухни «Вкус улиц».
Технический запуск заведения уже состоялся. На полную мощность бистро выйдет в декабре. В меню будет более 30 наименований блюд, которые для вкуса местных жителей с помощью консультаций китайского коллеги адаптировал молодой шеф-повар из Первоуральска. «Это мое второе заведение. Первый раз я открывал обыкновенный фастфуд. У нас было хорошее меню, не только бургеры, но и гирос, панини. При этом мало посадочных мест и, соответственно, не такие большие расходы», — рассказал Николай Соколов:
С начала года мы просто просчитывали бизнес-план, дизайн проекта и только в августе начали делать ремонт. Пять месяцев ушло на то, чтобы довести до ума помещение, кухню. Очень понравилась работа с фондом: всегда все ответы дают за день-два; нет ощущения, что тебя никто не слышит. Никакие коммерческие банки даже близко не дают такие процентные ставки, под которые дает средства СОФПП. Нам предоставили бухгалтерскую поддержку, помогали как могли. От нас, конечно, тоже многое зависело.
В бистро представлены как классические, так и азиатские блюда всех направлений. Классические супы Рамен и Том-Ям выдержаны в традициях тайской кухни. Самолепные пельмени содержат настоящие китайские специи. Будут и классические современные блюда (Бао со свиной грудкой и малосольной капустой), и аутеничные блюда китайской кухни (битые огурцы и салат с креветками на медово-горчичном соусе)
Немало помогло бизнесмену и личное знакомство с владельцем франшизы, и возможность лично посмотреть на готовый бизнес.
Первоуральск является одним из самых активных городов по развитию проекта Business-Data. За период с начала его реализации в муниципалитете появилось пять новых бизнесов, в том числе салон для животных Groom, школа программирования KIBERone, магазин канцтоваров «КанцПарк».
Читайте на DK.RU: «Лет пять-семь — и искусственный интеллект уже сможет руководить фабрикой» — Дмитрий Шишкин, «SHISHKIN uniform atelier»