Как помочь бизнесу и людям перейти на «зеленую» сторону и заработать: «#НЕМУЗЕЙМУСОРА»
«Немузеймусора» развивает инфраструктуру по сбору отходов и помогает людям и брендам менять отношение к экологии, разрабатывая проекты с бизнесом. Рассказываем историю компании.
Интерес к утилизации электроники и бытовой техники в России как к бизнесу или источнику дохода возник в 2014 г. когда основатель Kapustagroup Илья Капустин начал заготавливать электролом по заказу одного завода. Например, старый ноутбук можно разобрать на металлы, пластики и плату. Плата проходит аффинажную обработку — таким образом из нее извлекают драгоценные металлы. ABS-пластик также востребован: его добавляют в корпуса для новой техники.
Электролом, по словам Капустина, пожалуй, самый привлекательный вид отходов для старта бизнеса. Обусловлено это большим объемом рынка — по закону ни юридические, ни физические лица не могут просто так распрощаться со своей старой техникой, отправив ее на полигон через ближайший контейнер. Да и гаджеты быстро устаревают, а значит, сырья должно хватить всем, и его объем будет только расти.
Илья Капустин
Казалось бы, перспективы у бизнеса в этой сфере отличные, однако в России нет инфраструктуры для работы с населением, которое обновляет технику чаще, чем предприятия. Во-первых, не хватает пунктов сбора техники и сырья. Во-вторых, людям нужно объяснять, что старые гаджеты или техника, которые они хотят отдать в утилизацию, стоят очень мало — порядка 5-10 руб. за кг. Люди же покупают эту технику дорого и часто не хотят расставаться с нею за бесценок.
Ранее мало кто работал с физлицами, в основном игроки на этом рынке утилизировали технику больших компаний за плату. Поэтому в 2018 г. Илья Капустин начал работать с физическими лицами. В первую очередь встала проблема коммуникации с аудиторией. Как привлечь клиента? Цены непонятны, чтобы сдать технику, нужно далеко ехать, в том числе из-за этого рынок заготовления электролома и сдачи старой техники ушел в тень. Интернет-реклама здесь не работала. Простой горожанин не хочет сдавать технику, да еще и платить за утилизацию. Иногда людям проще продать ее на «Авито» или захламить свой балкон или гараж.
Как объяснить, что старую технику надо сдавать, а не выбрасывать
Необходимо было донести до людей, что старую технику можно перерабатывать и что утилизацию нужно проводить правильно. И рассказать, что эта деятельность поможет создать рабочие места и получить вторсырье для переработчиков.
Так в 2018 г. родился социальный проект «Школа зеленых героев»: команда «Немузеямусора» приезжала в образовательные учреждения с выездной выставкой ретротехники (проигрыватели, кассетные магнитофоны, разные приборы советского времени, например, электробритва) — ценные экспонаты собирали в процессе работы.
После первых же перформансов образовательные учреждения стали интересоваться, как им утилизировать старую технику, которая годами скапливалась в подсобках. По закону бытовая техника и электроника являются опасными отходами, которые нельзя хранить более 11 месяцев, а на ее правильное списание учреждениям зачастую не хватает бюджета. И «Школа зеленых героев» выросла в новое направление — безвозмездную утилизацию техники для бюджетных учреждений. Сегодня ГК Kapustagroup безвозмездно утилизирует технику и коммерческих предприятий — малый и средний бизнес, как правило, не закладывает в бюджет эти расходы. Полученная прибыль вкладывается в развитие инфраструктуры раздельного сбора отходов.
После многочисленных поездок по школам все чаще стали поступать вопросы от родителей учеников: «А где можно увидеть то, что вы показываете нашим детям? Где подробно и наглядно узнать об утилизации не только техники, но и других отходов, которые можно перерабатывать?». И в 2019 г. было решено открыть стационарную экспозицию — «Счастье на вынос»: о том, как мусор в ведре обычного человека может стать ценным вторсырьем. Так появился #НЕМУЗЕЙМУСОРА.
Это первый в России проект о переработке, который объединил в себе теоретическую часть — экспозицию об истории мусора и технологиях его утилизации, и практическую — магазин товаров локальных брендов без упаковки и многоразовых альтернатив (бахилы, сумки-шоперы) и пункт приема вторсырья от населения. Фактически это один из этапов становления человека в части осознанного потребления: недостаточно просто разделять отходы — их необходимо сокращать.
Уже в декабре 2019 г. проект был признан прорывом в области просвещения по раздельному сбору, а площадка не вмещала количество желающих ее посетить. Так начала расти инфраструктура проекта и открываться новые направления работы.
Зачем развивать инфраструктуру для сдачи вторсырья и гаджетов
Сегодня #НЕМУЗЕЙМУСОРА является ведущим оператором по раздельному сбору не только для физических лиц, но и для бизнеса. У ГК Kapustagroup есть проектный офис, в котором разрабатываются стратегии по ESG (принципы управления, основанные на ответственном отношении к окружающей среде, социальной ответственности и высоком качестве корпоративного управления) для бизнеса, создаются курсы по обучению корпоративного сектора раздельному сбору, разрабатываются стратегии и механики внедрения раздельного сбора для корпоративных клиентов.
Компания реализует инфраструктурные проекты с такими компаниями, как ИКЕА, Сбер, ассоциация производителей РусПРО. Собственная инфраструктура включает две стационарные станции раздельного сбора отходов, экоцентр на А.Валека, 12, филиал в Москве и второй экоцентр в Екатеринбурге на ул. Хохрякова, 74. В месяц каждый экоцентр посещает с экскурсиями порядка 1000 школьников, компания собирает 110 тонн различных отходов, ее инфраструктурой охвачены 500 тыс. жителей Свердловской области.
ГК Kapustagroup вложила в эту инфраструктуру 110 млн руб., в том числе 87 млн руб. собственных средств — поэтому проект только сейчас вышел на окупаемость. Невозможно быть переработчиком вторсырья и не создавать инфраструктуру по его сбору: человек должен иметь возможность оставлять эти отходы недалеко от дома, а не везти их в приемный пункт.
Теперь утилизация техники становится частью комплексных программ, разрабатываемых ГК Kapustagroup для перехода бизнеса на зеленую сторону. Компания создает новую инфраструктуру и помогает людям и брендам менять отношение к экологии, не изменяя своим ценностям и комфорту жизни на территории.
Фото предоставлены ГК Kapustagroup