Мировая логистика не сдается. 6 трендов, которые могут спасти доставку товаров в 2022 г.
Перевозки дорожают по всему миру, контейнеров не хватает, а покупатели хотят доставку до двери за 30 минут с момента оплаты. Чтобы остаться на плаву, логистическим компаниям придется постараться.
Логистический кризис в мире заметен всем и каждому. Как ранее писал DK.RU, эксперты ООН провели масштабное исследование, согласно которому в 2022 г. импортные товары подорожают минимум на 10% из-за проблем с логистикой. Особенно сложно дела обстоят с перевозками по морю и тарифами на контейнерные перевозки.
От 2022 г. логистическая отрасль ждет некая стабилизация процессов, но получится ли у компаний выдохнуть и строить долгосрочные планы? О том, чего ждать рынку и у каких трендов есть шанс стать реальностью, пишет РБК.
1. E-commerce растет, в том числе в b2b
Электронная торговля, по мнению экспертов, будет развиваться и дальше. Пандемия ускорила этот рост, возможности отрасли пока не исчерпаны. Чем больше успешных экспортеров появляется, тем больше желающих зайти на этот рынок.
Генеральный директор DHL Express в России Анна Клинскова рассказала, что в компании прогнозируют «рост не только в сегменте b2с, но и в b2b, а он традиционно менее гибкий». По ее словам, пандемия и закрытие границ доказали, что цепочки поставок b2b-компаний нужно менять в сторону большей устойчивости и способности к адаптации.
Взаимодействие в области b2b-продаж между поставщиками и закупщиками к 2025 г. будет происходить на 80% по цифровым каналам, уверены исследователи Gather.
2. Дефицит провозных мощностей
На рынке фиксируется дефицит провозных мощностей, и эксперты уверены, что лучше ситуация в ближайшее время не станет. Генеральный директор «РЖД-Инвест» Иван Григорович рассказал, что главным трендом в логистике 2021 г. стало резкое повышение уровня контейнеризации. В 2022 г. снижения спроса не ждут.
В июле этого года стоимость контейнерных перевозок выросла на 339% в сравнении с 2019 г. Это стало последствием весеннего дефицита контейнеров в Азии и застоя пустых контейнеров на Западе. Дефицит провозных мощностей фиксируется и в авиаперевозках, ведь объемы перелетов не вернулись к допандемийному уровню.
Поэтому, по словам Анны Клинскова, сейчас компании выбирают способы доставки с гарантированными сроками у логистических компаний с собственными провозными мощностями.
Эксперты отмечают, что ситуация все больше набирает обороты: мировая торговля проседает, а транспортные компании пытаются заработать на ситуации максимум, о стратегическом планировании они решили подумать «потом».
Ранее на DK.RU: «Через несколько лет мы увидим инвестиционный бум на рынке контейнерных перевозок»
3. Скорость доставки
Еще в 2019 г. считалась нормальной доставка заказанного товара в течение нескольких дней, сейчас многие компании предлагаю доставку сегодня же или даже «через 30 минут после оплаты». Увеличилась и доля доставки до двери, ставшей особенно популярной в локдаун.
Люди привыкли заказывать и делают это все чаще, при этом не хотят тратить время на прогулку до пункта выдачи заказа или постамата. Хотя и их число, безусловно, будет расти в ближайшее время.
4. Склады в городах и направление на Восток
Продолжат развиваться мини-хабы и мини-склады онлайн-ритейлеров, ведь это необходимо для увеличения скорости доставки. Крупные маркетплейсы уже идут по этому пути, они двигаются на восток страны, открывая региональные склады и сотрудничая с партнерами по развитию сетей ПВЗ.
5. Автоматизация и новая конкуренция
Технологии для ритейла важны не меньше новых складов в регионах. ИТ-решения должны дать возможность быстро адаптировать систему логистики компании под новые условия с минимальными затратами. Продажи могут расти и падать, курьеров может требоваться больше или меньше, все это должно регулироваться легко и быстро, без необходимости новых доработок программ.
Ручные процесс обрекают бизнес на риски во время колебаний потребительского спроса. Именно те компании, которые смогут внедрить максимум автоматизации, будут сильнее на рынке.
К тому же конкуренция сдвигается с цены и ассортимента на уровень сервиса.
6. Вопросы экологии и устойчивого развития
Сфера логистики тоже озадачена устойчивым развитием. Уже говорят о «зеленых» складах, электротранспорте для курьеров, декарбонизации. Этот тренд будет актуален еще долго, и все больше компаний говорят об «экологичности» и «выборе будущего для планеты».
Например, группа Deutsche Post DHL развивает это направление уже с 2008 г., она стала первой в мире логистической компанией, объявившей в 2017 г. о намерении свести к нулю выбросы парниковых газов в атмосферу.
Читайте также: «Нас ждет шестое массовое вымирание». Уже к 2050 г. жить на Земле станет куда сложнее