«В регионах денег стало меньше». Количество жалоб на медпомощь по ОМС выросло в два раза
Россияне говорят об ухудшении ситуации по сравнению с допандемийным периодом, а эксперты отмечают негативную динамику и в качестве, и в доступности медицинских услуг в регионах — из-за реформы ОМС.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов в ходе совещания комитета Совета Федерации по социальной политике отметил, что уровень удовлетворенности гражданами полученной в 2021 году медицинской помощью составил всего 24,6%. Такие данные были получены в ходе опроса 5 тыс. человек в 47 регионах России.
Число жалоб россиян в страховые медицинские организации на доступность и качество медицинской помощи по программе ОМС выросло в два раза с января по октябрь 2021 года, сообщают Ведомости со ссылкой на презентацию чиновника. Число жалоб по ОМС с учетом обращений по лечению COVID-19 составило в октябре 140 200 (+100% к январю), без учета COVID-19 — 113 900 (+106%). Количество обращений по федеральным медицинским организациям выросло за тот же период на 51% до 1270. Доля жалоб на оказание медицинской помощи выросла с 40,5% в 2019 году до 55,9% за 9 месяцев 2021 года.
Чиновники считают, что причиной жалоб стало уменьшение финансирования регионов в результате реформы системы ОМС. Министр здравоохранения Оренбургской области Татьяна Савинова отметила, что в 2021 году субвенция на федеральные клиники составила 1,5 млрд руб., в то время как реальное потребление медпомощи со стороны населения в последние годы был на уровне 0,5 млрд руб.
Решить ситуацию с финансированием здравоохранения и уровнем удовлетворенности населения может внедрение «риск-ориентированной модели в системе ОМС». «Речь идет о классическом для страхового бизнеса подходе, когда компании несут ответственность за финансовый результат деятельности по обеспечению населения помощью. Страховщики оставляют на своих счетах часть средств из фондов ОМС в виде резервов и несут страховые риски вместе с государством», — сообщил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс:
В текущей конструкции, когда страховые компании по сути выполняют роль проводников денег от ФФОМС в больницы и поликлиники, не соблюдается принцип «деньги идут за пациентом». Страховые компании могли бы аккумулировать выделяемые средства и перераспределять их в зависимости от того, где больше поток пациентов. Проект с внедрением риск-ориентированного подхода обсуждается не первый год и провести его рано или поздно придется, так как денег на то здравоохранение, которое обещано Конституцией, «всем, бесплатно, всегда» — не хватит.
В ноябре 2021 года заместитель директора департамента финансовой политики Минфина Роман Точилин заявил о поддержке министерством развития страховой составляющей в системе ОМС: «Системы ОМС и ДМС должны не конкурировать, а дополнять друг друга», — отметил чиновник:
Возможно, имеет смысл внедрение определенных пилотных проектов в сфере ОМС, чтобы на примере нескольких регионов посмотреть, каким образом будет эта система функционировать при большей страховой составляющей.
План поэтапного внедрения рисковой модели в ОМС впервые был предложен в 2019 году «в рамках пилотного проекта в 2-3 регионах страны». Переход предполагал повышение тарифов на медицинские услуги с последующим подключением страховых компаний. Предполагалось объединение базовой программы ОМС и добровольных программ медицинского страхования, а также последующий перевод финансовых рисков на страховые компании.
Однако в начале 2021 года в России прошла реформа системы ОМС — ФФОМС были переданы полномочия страховщиков по организации медицинской помощи, оказываемой федеральными медорганизациями. Таким образом, из процесса были исключены частные страховые компании.
Читайте на DK.RU: Жители регионов, как крепостные, привязаны к своим больницам. Но лечиться можно в столицах