«Китай потерял свое преимущество». Как уральские гимнасты наладили спортивное производство
«В производстве видишь конкретный продукт своего труда. И когда он качественный, это просто кайф». Как бывшие спортсмены открыли производство матов, покоряют рынок и налаживают экспорт: опыт.
В совместном партнерском материале со Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства (СОФПП) рассказываем о компании Gymmat, которая прошла «экспортный акселератор» и заключила новые контракты со странами СНГ.
Екатеринбургская компания Gymmat — один из немногих в стране производителей спортивного оборудования, такого как маты, гимнастические модули, татами, борцовские ковры и батутная обкладка. Ее основатели Евгений Левковец и Геннадий Жмулин — сами бывшие спортсмены: первый — мастер спорта по спортивной гимнастике, второй — по спортивной акробатике. Поэтому, как признается Евгений Левковец, нет ничего необычного в том, что их бизнес связан со спортом: с 4 по 10 класс он учился в школе олимпийского резерва №1, куда отбирают перспективных детей, и среди спортсменов у него много друзей и знакомых.
Хотя Gymmat — это не первое их дело, основным бизнесом предпринимателей является производство грузоподъемных строп, компания «Строп-Комплект».
Толчком для открытия спортивного направления бизнеса стал случай.
Мой друг Александр Топорков, бывший председатель Свердловской областной федерации спортивной гимнастики, зная, что у нас есть цех по пошиву текстильных строп высокой прочности, попросил сделать зону приземления для зала спортивной гимнастики. Это большой мат 5x2 м и высотой 50 см. Они купили ткань, а мы на дружеской основе, бесплатно, изготовили чехол, — рассказал г-н Левковец.
Результат Федерации понравился, и ее руководство попросило предпринимателей изготовить еще несколько матов и починить оборудование: только в Екатеринбурге организации принадлежит несколько залов. А поскольку мир спортивной гимнастики достаточно тесный, со временем такие же просьбы стали поступать и из областных городов: Нижнего Тагила, Асбеста, Ирбита и других.
Если есть спрос, должно появиться и предложение. Мы подумали, и так как заявок стало поступать достаточно, постепенно стали работать на коммерческой основе, — вспоминает Евгений Левковец.
Спортивное прошлое помогает предпринимателям в своем деле. Второй сооснователь Геннадий Жмулин в юности занимался спортивной акробатикой и вспоминает, как различные элементы, соскоки и сальто делали на матах с войлочной подложкой, на которых сверху ковровое покрытие толщиной примерно 3 см. Такая поверхность на деревянном полу получалась очень твердой, приземляться на нее было тяжело. Пользовались также белыми матами «Спартак» толщиной 10 см, большими матами толщиной 30 см, на которые спортсмены могли безболезненно приземляться, «обкручивая» новые элементы. Обкладку батутов делали из поролона вторичного вспенивания, чтобы акробат не травмировался, ударившись об раму или пружину, а во время прыжков по всему периметру стояли тренеры с матами: если спортсмен во время прыжка промахивался с точкой приземления, они подбрасывали мат на пол перед его падением.
Поэтому с матами я был на «ты». Главное, чтобы мат всегда был надлежащего качества и плотности и спортсмен при приземлении после соскока не пробивал его до пола, иначе он может удариться пятками об пол. Спустя какое-то время, когда Евгений Юрьевич рассказал про эту тему, мне все было понятно и мы решили попробовать, — говорит Геннадий Жмулин.
Компанию Gymmat открыли в 2016 г., и вторым фактором для этого стала девальвация рубля. До 2014 г. спортивное оборудование поставляли прежде всего из Китая, но после того как курс рубля к доллару упал в два раза, китайские товары по цене практически сравнялись с российскими.
«То есть китайцы потеряли главное свое преимущество. Благодаря девальвации наш бизнес получил шансы на серьезное развитие — спрос никуда не исчез», — рассуждает Евгений Левковец.
Что сделала компания Gymmat
Производством спортивного оборудования в России занимается всего порядка 10 компаний, две из них давно работают на рынке. Сооснователь Gymmat говорит, что компания способна соперничать с ними по цене и качеству, при этом конкуренты работают прежде всего на рынок западной части России, а уральская компания — на рынок восточной части.
Из европейских конкурентов Евгений Левковец прежде всего выделяет немецкую SPIETH Gymnastics и французскую Gymnova. SPIETH Gymnastics очень давно работает на рынке и является поставщиком крупнейших соревнований по художественной и спортивной гимнастике, а также спортивной акробатике. Конкурировать с ними сложно, но можно, считает предприниматель. Сейчас Gymmat не делает поставок в Европу, но планы такие строит. Пока компания осваивается на постсоветском пространстве — помогают ей в этом Центр поддержки экспорта и Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства.
Сооснователи говорят: при экспорте, особенно в случае конкуренции с упомянутыми SPIETH и Gymnova, решающее значение имеет качество товара, поэтому сейчас ему уделяют большое внимание, как и обучению персонала. Так, этим летом в Сочи прошел Чемпионат Европы по прыжкам на батуте и трамплину, для которого Gymmat делал обкладку батутов — маты высотой 40 см, покрытые ковролином, предназначенные защитить от травмы спортсменов, вылетевших при прыжке. Евгений Левковец считает, что качество обкладки получилось лучше, чем у такого же оборудования на Олимпийских играх в Японии.
Не скажу, что цена — наше основное преимущество: хороший и качественный товар не должен стоить дешево. В определенных видах спорта китайская продукция уже не конкурент нашим товарам, хоть и стоит дешевле, — говорит сооснователь уральской компании.
Как начать выход на экспорт
Gymmat начал поставлять свою продукцию на экспорт в 2021 г.: в Узбекистан, Белоруссию, Казахстан. Клиентов там смогли найти как за счет работы менеджеров, которым поставили такую задачу, так и за счет помощи Центра поддержки экспорта СОФПП (ЦПЭ) — он консультирует предпринимателей по экспортным вопросам, а также организовал участие в специализированных международных выставках в Москве в 2019 и 2021 гг. Помощь Центра позволяет избежать многих ошибок при выходе на международные рынки, говорит г-н Левковец, но пандемийные условия сейчас серьезно ограничивают возможности для экспорта. Так, предприниматели не смогли поехать на выставку спортивного оборудования в Германии, которая также должна была состояться при поддержке Центра.
Для Gymmat специалисты по экспорту переводят сертификаты и паспорта продукции на английский язык, чтобы она могла поставлять товары на зарубежные рынки с читаемыми документами. Сейчас компания также ищет зарубежных партнеров, в том числе по рекламе и кооперации.
Читайте также на DK.RU: Как инженер ушел в декретный отпуск, организовал свое производство, стал поставщиком международных компаний и вышел на экспорт
Для налаживания экспорта Gymmat разместился на электронных торговых площадках Alibaba и Satu.kz. Центр осуществлял поиск покупателей для компании в Казахстане и Азербайджане. Сотрудники участвовали в акселераторе Школы РЭЦ «Экспортный форсаж» (как и компания «Саотрон»), который в Свердловской области проводит Центр поддержки экспорта. На программе начинающих экспортеров обучают маркетингу, логистике, оформлению документов и презентации компании.
В Центре поддержки экспорта СОФПП нам помогают, приглашают на учебу и информируют обо всех нововведениях на рынке, мы довольны сотрудничеством, — говорит Геннадий Жмулин.
Требования заказчиков из стран СНГ не сильно отличаются от требований российских клиентов. Но сейчас они также уделяют большое внимание безопасности, хотят, чтобы компания работала на рынке не первый год, была достаточно известным и надежным производителем, желательно иметь рекомендации от прошлых клиентов.
Что общего в производстве строп и спортивных товаров?
На первый взгляд, это разные отрасли. Стропы — сугубо промышленная продукция, которую используют на стройках, металлургических заводах, в нефтегазовой отрасли. Но в части оборудования обе сферы пересекаются. На втором предприятии основателей Gymmat, «Строп-Комплект», работает швейный цех по производству строп высокой прочности из полиэстрового материала. Для производства матов и зон приземления тоже требуется достаточно грубый материал высокой плотности, который нужно сшивать в несколько слоев. Сделать это можно на швейных машинах определенного класса, которые у них уже были.
Кстати, идею производить стропы Евгению Левковцу и Геннадию Жмулину подсказал бывший сотрудник материального склада железной дороги, который пришел к ним работать, когда предприниматели еще торговали стальным канатом.
Мы тогда даже понятия не имели, что это такое. Дедушка рассказал, что стропы пользуются спросом: они нужны любому крану для подъема и перемещения грузов. Он показал нам, как делаются стропы, и мы решили этим заняться. Подали рекламу в журнал «Пульс цен» и пошли заказы. Потом их стало поступать все больше и больше, наш сотрудник перестал справляться, и мы стали набирать людей, — вспоминает г-н Левковец.
Срок эксплуатации стропы — три месяца при односменной работе, поэтому спрос на них был большой, и предприниматели быстро наладили производство. Сначала делали стропы из стального каната, потом — текстильные, из стальной цепи и так далее. В итоге фирма выросла в довольно крупное многопрофильное производство.
Кадровые трудности и перебои с поставками
Когда предприниматели начинали заниматься производством спортивного оборудования, то даже не рассматривали это как бизнес — скорее как дополнительную нагрузку для швейного цеха и помощь друзьям по спорту. Но затем спортивный рынок начал диктовать свои условия.
С ростом числа заявок мы поняли, что нам понадобятся другие материалы и навыки. В итоге поняли, что у спортивного рынка есть огромный потенциал, перед нами открывается много возможностей. И вместе с нашими сотрудниками начали учиться склеивать, сваривать, дублировать, закупать оборудование. В итоге у нас родилась компания Gymmat, у которой сейчас отдельные сотрудники и офис, отдельные производственные цеха, — говорит Евгений Левковец.
Без производственных трудностей не обходится. Есть перебои с поставками материалов и компонентов, качественного сырья: в Gymmat сталкивались с тем, что сырье не всегда поставляли «в размер», поэтому компания для собственных нужд производит поролон вторичного вспенивания. После этого производительность и качество существенно выросли. Не хватает и кадров: нужны швеи, раскройщики, комплектовщики.
«Сейчас на рынке труда пропали швеи, у всех компаний огромный дефицит. Мы с этим потихоньку справляемся. Что касается сырья, то в Китае большие перебои с поставками. При этом в Южной Корее качественное ПВХ очень дорогое. Хотелось бы, чтобы кто-то еще производил это в России: сейчас этим занимается только одна компания, и цены заоблачные. Есть также дефицит наполнителей и клея. Сами мы подобрать клей не можем, обращаемся к тем людям, кто в этом разбирается, но таких специалистов по химии в нашем регионе мало», — говорит Геннадий Жмулин.
Небольшой компании также сложно стать поставщиком крупных мероприятий, к примеру, Универсиады 2023 в Екатеринбурге, сетует он: «Мы звоним организаторам и управляющая компания говорит: оставляйте предложение, мы вам перезвоним. Но нам нужно общаться с теми заказчиками, которые понимают в матах и коврах. И так происходит со всеми крупными международными соревнованиями. Везде есть глобальный поставщик, и таким небольшим компаниям, как наша, туда даже не пролезть».
Впрочем, как признается Геннадий Жмулин, несмотря на все трудности, заниматься производством ему нравится.
Мне интересно узнавать что-то новое, всю жизнь для меня это был лучший мотиватор. И мне нравится быть связанным с производством — ты видишь конкретный продукт своего труда. Хочется, чтобы продукт был качественным — и когда он таковым выходит, это просто кайф, — резюмирует предприниматель.