6,6 трлн руб «черными»: рынок коррупции в России достиг трети бюджета
Объемы коррупционных выплат в закупках выше, чем расходы бюджета на образование или здравоохранение. С коррупцией столкнулись 71% поставщиков среди анонимно опрошенных российских компаний.
Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ провел исследование уровня коррупции при государственных закупках. Анонимно опросив более 1,2 тыс. российских компании, участвующие в системе госзакупок, авторы выяснили, что в среднем размер отката в коррупционной схеме составляет почти пятую часть от всей суммы госконтракта, а общий объем взяток в сфере госзакупок оценивается почти в 6,6 трлн руб. Для сравнения: 6,6 трлн — это 6,2% ВВП России (107 трлн руб. за 2020 год), или 35,3% от доходной части федерального бюджета (18,7 трлн руб.), отмечает РБК. Всего на госзакупки, осуществляемые в 2020 году в рамках 44-ФЗ (регулирует закупки госорганов) и 223-ФЗ (регулирует закупки госкомпаний), заказчики потратили 29,1 трлн руб.
Размеры взятки назывались разные: суммы варьировались от 3 до 65% стоимости госконтракта. Чаще других назывались варианты 3, 5, 10, 15 и 20%. Нулевую сумму взятки назвали 14% опрошенных. В среднем взятка обходится компании, претендующей на госконтракт, в 22,5% его суммы.
Для 37% респондентов главным фактором для получения госзаказа является сговор — вертикальный (между заказчиком и поставщиком) или горизонтальный. «В текущих условиях поставщику выгоднее вступать в сговор, чем работать над уникальностью или инновационностью товаров, работ или услуг», — утверждают авторы исследования.
Бороться за заказ неправомерными способами предприятия вынуждает слишком высокая конкуренция за госзаказ, следует из доклада, при этом 83% опрошенных сообщили, что осуждают коррупцию. В выборке опроса 53% респондентов — представители микропредприятий, 34% — из малого бизнеса, 6% — из среднего и около 7% — из крупного. Для достоверности результатов ученые задавали не только прямые, но и косвенные вопросы, что позволило, по их мнению, восстановить приближенную к реальности картину.
Самые очевидные последствия коррупции в системе госзаказа — низкое качество услуг и работ. «Рецепт возможного решения проблемы коррупции в госзаказе — в предоставлении большей свободы заказчику», — считает один из авторов исследования, замдиректора Института государственного и муниципального управления ВШЭ Константин Головщинский:
Сейчас не оправдываются ожидания участников госзакупок, что жесткое регулирование закупочного процесса позволит предотвратить коррупцию, а электронный аукцион будет работать как бесстрастный механизм честного отбора поставщика. Любое законодательное регулирование не нужно перегружать несвойственными ему антикоррупционными функциями. Задача такого регулирования одна — обеспечить поставку качественных товаров в срок, а не бороться с коррупцией. То есть нужно обеспечивать контроль результатов закупок, а не процедур.
Система закупок в России страдает от дефицита надежных метрик оценки эффективности, отмечают авторы работы. Анализ сферы госзакупок регулярно проводит Счетная палата: в последнем докладе аудиторы оценили долю неконкурентных закупок почти в 75%. В 2020 году прокуроры выявили 150 тыс. коррупционных нарушений в госзакупках, возбуждено более 700 уголовных дел, к ответственности привлечены более 40 тыс. виновных лиц. О намерениях усилить надзор за госзакупками сообщил генпрокурор Игорь Краснов.