«Кандидаты уже не бесконечны, даже в массовых профессиях. Доверие к компании всё важнее»
Рынок труда разбалансирован, кандидатов не хватает всем, популярность подработок растет. Эксперт «Авито Работы» — о ключевых трендах и о том, как соискателю и работодателю найти друг друга.
2021 год отмечен кадровым дефицитом практически во всех сферах — не хватает как специалистов среднего и топового уровней в ИТ, так и строителей, работников в сфере торговли, курьеров, рабочих. Что вообще происходит в разных отраслях, как на рынок труда повлияли удаленка и тренд на совместительство, в каких сферах число вакансий растет сильнее всего? Об основных тенденциях DK.RU рассказала Елизавета Чурина, региональный представитель «Авито Работы» в УрФО.
В каком состоянии сейчас находится рынок труда? Можно ли говорить о восстановлении после спада в 2020 г.? А как он выглядит по сравнению с 2019-м в части основных показателей?
— По сравнению с 2019 г. сейчас другая реальность. После шока в апреле-мае 2020 г., когда компании остановили найм сотрудников, потому что не понимали, что делать, рынок начал постепенно восстанавливаться. Сначала плавно, затем, осенью 2020 г., набрал обороты. В 2021 г. рынок труда восстанавливался и активно рос.
С января по ноябрь 2021 г. число вакансий на платформе «Авито Работы» в Екатеринбурге выросло более чем в два раза — на 140% год к году. Соискательская активность тоже выросла — на 70%: люди осмелели и начали активнее искать новую работу, менять сферу деятельности. Средняя зарплата по всем сферам тоже подросла — на 7%, с 35 до 37,5 тыс. руб.
Данные: «Авито Работа»
В топ-5 сфер по динамике числа вакансий нужно отметить транспорт и логистику, банковскую сферу, консультирование, туризм и ресторанный рынок. Транспорт и логистика пережили взрывной рост — на 180%. Это понятно: все сидели по домам и старались лишний раз не выходить на улицу, заказывая даже базовые продукты, сфера доставки выросла в геометрической прогрессии. Рост вакансий в ресторанной отрасли составил 165% за счет «воскрешения» сферы после затяжных локдаунов. Примерно в три раза вырос спрос на сотрудников в банковской и консультационной сферах.
Но наибольший рост, почти в пять раз, показала группа вакансий, которую мы выделяем как «Без опыта, студенты»: работодатели теперь чаще готовы брать и обучать под себя персонал без опыта, растить сотрудников с нуля.
Сферы массовых профессий, где работа оплачивается лучше всего, остались неизменными — это транспортно-логистический и автомобильный бизнес.
Какие ключевые тренды сейчас фиксирует «Авито Работа» и как они могут повлиять на рынок в дальнейшем?
— Можно выделить несколько ярких общих трендов:
1. Разбалансировка предложения и спроса. Как мы помним, традиционная парадигма поведения на рынке труда во время кризиса такова: количество вакансий падает, а количество желающих найти работу растет. Но в 2021 г. мы имеем диаметрально противоположную картину. Это сильно отличает этот кризис от всех прошлых. Это подтверждается не только данными «Авито», но и показателями Росстата.
2. Раньше считалось, что в массовых профессиях кандидаты бесконечны. Теперь работодатели видят, что это не так. Население в стране не увеличивается — правительство ожидает, что количество трудоспособных россиян в ближайшие 10 лет сократится на 1 млн человек. Вдобавок трудовые мигранты из стран СНГ уехали из России и не смогли вернуться. К маю нынешнего года их число сократилось на треть по сравнению с 2020-м.
3. Удаленка перестала быть страшным словом даже для серьезных производственных компаний и сильно изменила рынок труда. До пандемии работодатели, особенно в производстве, говорили, что никогда не уйдут на удаленку. Например, если искали технолога, то он обязательно должен был сидеть на фабрике. И когда объявили локдаун, таким компаниям пришлось пройти через шок и оперативно перевести всех, кого можно, на дистанционный режим работы. Как итог, большую часть персонала, которая не стоит у станка, спокойно перевели на удаленку. И сейчас многие компании готовы нанимать персонал из другого города. Теперь неважно, живет соискатель в крупном городе или в деревне, достаточно иметь хорошее качество связи. Еще год назад такое невозможно было представить.
Мы вступили в эпоху новой конкуренции за кадры. Если раньше работодатели УрФО конкурировали за сотрудников на локальном рынке, то сейчас они конкурируют на всероссийском рынке труда, а за самых высококвалифицированных специалистов (уникальных инженеров, маркетологов и и айтишников) — и на мировом рынке.
4. Подработка и рост количества самозанятых. С одной стороны, развитию этого сегмента большое внимание уделяет правительство РФ. С другой, мы видим рост интереса соискателей к частичной занятости. Кто-то хочет получить дополнительный заработок, так как у него не хватает средств. У кого-то есть свободное время, и он не прочь себя попробовать в другой сфере.
Спрос на подработку по сравнению с прошлым годом увеличился на четверть, и этот показатель продолжает расти. Частично это связано с общеэкономической ситуацией, когда людям на основной работе попросту не хватает денег. Есть и второй момент: работодатели просто не могут закрыть свои потребности в сотрудниках, поэтому рассматривают альтернативные формы занятости.
«Авито» — передовик в этой истории, у нас более 50 млн пользователей, аудитория сама начала предлагать услуги, искать подработку. Мы это подхватили и помогли масштабироваться. Сейчас у нас это огромные направления, которые, судя по мировым тенденциям, будут только набирать оборот.
Читайте также: «Открываем 150 магазинов в год». Как розничному бизнесу расти и нанимать сотрудников в пандемию
С учетом этих тенденций в прошлом году «Авито Работа» приобрела долю в стартапе GigAnt и сейчас мы совместно развиваем новое для российского рынка направление — поиск временных исполнителей на короткие смены. Сервис анализирует нагрузку компании и рекомендует, когда именно нужен исполнитель и на какое время. Рынок будет постепенно разворачиваться в эту сторону и привыкать к подработчикам в магазинах, складах и других местах. Мы видим большой потенциал в этом направлении.
На каких специалистов наибольший спрос у работодателей Урала? Какие сферы выросли сильнее всего за год? Где, наоборот, наблюдается падение?
— Есть общемировые тренды: мода на экономистов, айтишников, инженеров. Но на рынке труда важнее парадигма не популярности, а сложности закрытия вакансии — и в производстве, и в ЖКХ, и в медицине, и в ИТ. Однако людей в сервисных профессиях все-таки нужно больше, чем в ИТ.
Сейчас на Урале, как и в целом по России, высокий спрос на квалифицированных работников в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве. Проблема дефицита квалифицированных кадров характерна для всего мирового рынка труда. Мы постоянно слышим от клиентов, что найти сварщика, фрезеровщика или крановщика сложнее, чем разработчика. Есть также сложности с линейным медицинским персоналом: медсестрами, санитарами, фельдшерами. За последний год потребность в медперсонале в Екатеринбурге выросла в два раза, а потребность в медсестрах и медбратьях — почти в три раза.
Пандемия сильно перестроила структуру спроса: крайне нужны курьеры, упаковщики, грузчики — весь складской персонал. E-commerce активно развивается в Екатеринбурге и других крупных городах Урала: в Тюмени спрос на сборщиков заказов вырос в 7,5 раза за год!
Выросло число вакансий и в массовых офисных профессиях: работодатели на «Авито» в 2,5 раза чаще стали искать менеджеров по продажам, и повысили им зарплату с 35 тыс. до 48 тыс. руб. Число вакансий операторов колл-центра и менеджеров по работе с клиентами в 3,5-4 раза выше, чем число резюме.
Вообще, в целом в Екатеринбурге повторяются все тренды и тенденции Москвы и Петербурга, но у екатеринбуржцев нет такого стремления в столицы, как у жителей других российских миллионников России. Что касается менее крупных городов региона, то жители скорее уезжают оттуда, прежде всего в Екатеринбург.
Как вообще сейчас изменились методы подбора персонала среди работодателей, какие есть новые тенденции?
— Для работодателей актуален тренд на автоматизацию HR-процессов: подбор, собеседование, адаптация и так далее. Ежемесячно на «Авито» в поисках работы приходят более 17 млн человек — откликов от соискателей стало больше, соответственно, работодателям нужно обрабатывать больше резюме. Поэтому мы предлагаем максимально автоматизировать ручной труд, например, используя возможности чат-ботов. Через встроенные мессенджеры можно задать соискателям дополнительные вопросы и моментально прогнать их по определенным скриптам. Мы присылаем анкеты тех людей, которые прошли первичный отбор по портрету, и работодатель работает уже с той аудиторией, которая ему интересна. Это значительно экономит время и делает подбор дешевле — машины могут выполнять миллионы операций в секунду, в отличие от человека.
В приоритете у крупных работодателей скорость. В массовом подборе, когда нам нужно быстро найти большое количество сотрудников на однотипные вакансии, нужно быстро отвечать кандидатам. С точки зрения HR-специалиста, это огромное число ручных рутинных операций. Сервисы поиска работы стремятся их упростить и автоматизировать с помощью технологий машинного обучения. Основная их задача — предоставить компаниям подборку максимально подходящих кандидатов на ту или иную вакансию.
Уникальность нашей площадки в том, что пользователям не нужно регистрироваться для поиска подходящей вакансии. Человек может просто зайти на сайт или в приложение, ввести в поиске название вакансии: менеджер, сварщик, грузчик — и он найдет все, что ему нужно.
Алгоритмы «Авито» также помогают людям самим находить работодателя. Например, если пользователь ищет квартиру в аренду в Кировском районе, система автоматически предложит ему подборку вакансий в этом же месте. За счет кроссвертикальности платформы работодатель даже может не тратить свои ресурсы на поиск человека — наши алгоритмы сами его к нему приведут.
Что можете посоветовать компаниям, чтобы справиться с дефицитом кадров?
— Нужно в первую очередь работать над своим НR-брендом. Кандидаты достаточно выборочно подходят к месту работы: для них важными являются возможность удаленки, комфортные условия труда, социальные надбавки, соблюдение всех оговоренных условий при приеме на работу. Работодателям стоит понимать, за счет каких параметров они готовы конкурировать за соискателя, и при найме обращать на них внимание. Тогда, возможно, отдача по размещенным вакансиям будет больше.
Также мы видим такой тренд, что соискателям при выборе места для трудоустройства все важнее становится вопрос доверия к работодателю. Уверенность в его надежности так же важна, как и финансовые условия.
Очень важно, чтобы кандидат был уверен в компании, куда он устраивается. Как повысить эту уверенность, если вы не бренд, который у всех на слуху? Это комплексный и сложный вопрос, мы со своей стороны ввели инструмент — проверку работодателя по ИНН. Те, кто ее пройдет, получат отметку «Компания проверена». Это означает, что компания работает больше полугода, исправно платит налоги, не находится в стадии ликвидации и не имеет жалоб от пользователей. Это помогает соискателям легче находить добросовестных работодателей.
Нужно также использовать максимальное количество источников и продвигать вакансию, чтобы ее увидела вся целевая аудитория. И нужно просчитать воронку, стоимость найма: сколько людей посмотрели вакансию, сколько откликнулись, сколько пришли на собеседование. Это необходимо, чтобы вычислить «узкие» места. В среднем, чтобы нанять сотрудника, нужно провести пять собеседований — то есть людей, которые посмотрят вакансию и откликнутся на нее, будет в разы больше. Когда работодатель знает, сколько проведено собеседований и сколько соискателей трудоустроено, понимает источники, по которым они привлечены, то можно просчитать стоимость и понять, куда стоит вкладывать больше денег.
Кроме того, у соискателей сейчас большой выбор, и такой параметр, как скорость ответа, сильно влияет на подбор. Мы проводили анализ и выяснили, что кандидату нужно отвечать в течение часа — если за это время ему не ответили, то отклик сгорел и вернуть его практически невозможно.
В условиях дефицита кадров депремирование сотрудников, недомолвки, ссоры не будут играть работодателю на руку. Поэтому сейчас компании пересматривают систему мотивации и увеличивают зарплаты. Можно спрогнозировать, что в 2022 г. ситуация резко не изменится — людей все так же будет не хватать. Поэтому работодатели тщательнее будут работать с лояльностью, удержанием и обучением.
Что бы вы пожелали бизнесу в новом году?
— Хочу сказать, что каким бы ни был 2021 г. и какие бы задачи ни поставил перед нами грядущий 2022-й, я уверена, что компании справятся с ними, как уже неоднократно справлялись с трудностями и кризисами. Во всяком случае, желаю этого от всей души всем коллегам и представителям делового сообщества Урала. Пусть к вам приходят достойные кандидаты и поиск сотрудников всегда будет успешным.
А еще в самый волшебный праздник, который вот-вот наступит, загадайте желание лично для себя, ведь мы живем не только работой и бизнесом, но и любовью близких, дружбой, увлечениями и путешествиями. Будьте здоровы, счастья и благополучия вам и вашим семьям. С Новым годом!