Подписаться
Курс ЦБ на 22.11
100,67
106,07

Юлия Шадрина — об офисе, из которого не хотят уходить сотрудники, цене дизайна и трендах

Юлия Шадрина
Юлия Шадрина. Иллюстрация: личный архив

Десять раз подумайте, нужен ли вам дизайн офиса или достаточно покрасить стены. Каждый элемент «утяжелит» бюджет. Опыт показывает: если дизайн не нужен, заказчик начинает плакать, — говорит эксперт.

Юлия Шадрина занимается дизайном интерьеров 17 лет (с 2015 г. — в формате своей студии) и входит в ТОП-200 лучших дизайнеров России. В ее портфолио более 200 частных и общественных интерьеров, некоторые отмечены международными наградами.

В 2019 г. в студию Shadrina interiors обратился собственник екатеринбургской компании INFRATEST — лидера в области разработки и производства систем тепловизионного контроля. Он приобрел отдельно стоящее здание, в которое решил перевести предприятие с арендованных площадей. Бюджет проекта составил несколько десятков миллионов рублей (и заказчик о них не жалеет). Офис INFRATEST уже вошел в ТОП-100 лучших интерьеров России.

Юлия Шадрина рассказала DK.RU о «фишках» этого проекта и «формуле» правильного взаимодействия заказчика с дизайнером.

Расскажите о проекте: какова его специфика?

— INFRATEST — производственное предприятие полного цикла. Несколько лет назад собственник (наш постоянный клиент) приобрел трехэтажное здание площадью 3 тыс. кв. м и обратился к нам за помощью. Техзадание звучало примерно так: на первом и третьем этажах должны быть цеха, на втором (800 кв. м.) — офисные площади, где разместится и «мозг» компании — отдел разработки.

Многие полагают, что работа дизайнера состоит в подборе отделочных материалов и расстановке мебели. На самом деле все сложнее и интереснее: прежде чем заняться «красотой» и начать клеить обои, надо выстроить пространство в соответствии с потребностями компании и с учетом законов эргономики — чтобы люди чувствовали себя комфортно, чтобы им было понятно, как, куда, с какой целью перемещаться внутри здания.

Для грамотного решения этой задачи мы изучили производственные процессы изнутри: отправились на предприятие (в тот момент оно размещалось на арендуемых площадях), пообщались с сотрудниками, выяснили их потребности, график работы, схемы взаимодействия отделов друг с другом.

На основе этой информации и пожеланий заказчика разработали план здания и комплекс помещений — рабочих и дополнительных (гардеробы, лаунж-зоны, есть даже капсула для сна). Мы предусмотрели много переговорных — в них сотрудники могут не только собираться вместе для обсуждения рабочих задач, но и уединяться, если надо поговорить по телефону, ведь обсуждать частные вопросы в open-space, где находится еще 20 человек, не слишком комфортно.  

Юлия Шадрина — об офисе, из которого не хотят уходить сотрудники, цене дизайна и трендах 1

Юлия Шадрина — об офисе, из которого не хотят уходить сотрудники, цене дизайна и трендах 2

Дизайнеры отдали предпочтение нейтральным цветам в отделке, максимально комфортным для длительного пребывания на рабочем месте

Судя по фото, вы уделили самое пристальное внимание зонам приема пищи…

— Да, их несколько. Работодатели не любят, чтобы сотрудники перекусывали на рабочих местах, чтобы там стояли кружки, лежала упаковка, крошки. В бухгалтерии все это еще можно пережить, но на столе, где находятся микросхемы и микроприборы, подобное недопустимо.

Чтобы этого избежать, надо грамотно организовать зоны кофе-брейков. Мы предусмотрели их на каждом этаже — помимо удобства, это решение позволяет экономить время. Кроме того, на первом этаже есть столовая для персонала, есть кухня, где можно не только разогреть, но и приготовить еду. Для руководителей предприятия была организована собственная зона кофе-брейка, где они не только обедают, но и принимают гостей и партнеров.

Юлия Шадрина — об офисе, из которого не хотят уходить сотрудники, цене дизайна и трендах 3

Юлия Шадрина — об офисе, из которого не хотят уходить сотрудники, цене дизайна и трендах 4

Мы снимали этот объект около месяца — практически жили там. У меня была возможность протестировать все, что мы спроектировали, на себе. Я убедилась: все решения удобные и сотрудники ими пользуются.

В офисе INFRATEST много озеленения целые стены. Насколько подобные решения сложны и затратны в эксплуатации? Их функция — исключительно декоративная?

— Сотрудники компании заняты в высокоточном производстве. Оно требует полной концентрации внимания и связано с серьезной нагрузкой на глаза. Нам хотелось, чтобы за пределами рабочих зон перед ними возникала другая «картинка» — позволяющая расслабиться и отдохнуть.

Кроме того, окна в здании расположены с одной стороны. Рабочие кабинеты выстроены вдоль нее, коридоры и зоны кофе-брейков — вдоль противоположной, поэтому в них нет естественного освещения. В такой ситуации озеленение жизненно необходимо — благодаря ему люди не чувствуют себя оторванными от мира.   

Юлия Шадрина — об офисе, из которого не хотят уходить сотрудники, цене дизайна и трендах 5

Юлия Шадрина — об офисе, из которого не хотят уходить сотрудники, цене дизайна и трендах 6

Конечно, подобные решения затратны и в реализации, и в эксплуатации. Приходится устанавливать дополнительные светильники и регулярно приглашать флористов для ухода за растениями. Мы предполагали, что этот сервис будет требоваться компании раз в месяц, но из-за специфики микроклимата специалисты приезжают каждую неделю. Тем не менее заказчик доволен, не жалеет, что пошел на это. 

Вообще, дизайн офиса — это недешево. И прежде чем заказать проект, человек должен понять, действительно ли ему нужен дизайн или достаточно просто покрасить стены.

Давайте проведем границу между ремонтом и дизайном

— Дизайн — это всегда дополнительные детали. Мы не можем создать образ, сделать пространство индивидуальным, просто покрасив стены. Потребуются декоративные элементы — у них нет утилитарной функции, но они создают атмосферу. Как старые доски в отделке стен вип-зоны. Наверняка мы введем проект специальные покрытия и дизайнерские светильники. Конечно, в большинстве помещений достаточно обычных рабочих светильников-«линеек», но в некоторых нужны «акцентные» модели.

Юлия Шадрина — об офисе, из которого не хотят уходить сотрудники, цене дизайна и трендах 7

Юлия Шадрина — об офисе, из которого не хотят уходить сотрудники, цене дизайна и трендах 8

Каждый элемент дизайна «утяжелит» бюджет заказчика. И, если на самом деле дизайн ему не нужен, он начнет плакать. Буквально. Реализация подобного проекта стоит очень дорого — это не 15 и даже не 30 млн руб.

Заказчики часто задают мне вопрос: мы уложимся в такую-то сумму? Я честно отвечаю: не знаю. Поскольку не знаю, к чему мы придем в финале проектирования и какими к тому моменту будут цены на рынке, ведь они постоянно растут.  

В 2015–17 гг. у меня был объект с колоссальным бюджетом для нашего региона — офис компании Estimatica, получивший позднее массу премий. За ним последовал аналогичный по площади (800 кв. м) офис юридической фирмы. Его реализация стартовала в 2019 г. и в итоге обошлась вдвое дороже предыдущего — настолько выросли цены. Заказчикам это далось нелегко.

В общем, чтобы построить офис по дизайн-проекту, собственник бизнеса должен располагать большими средствами и главное — хотеть потратить на это деньги.

Сколько времени ушло на разработку дизайн-проекта и реализацию офиса INFRATEST?

— Мы полгода занимались проектированием, около года шло строительство. С учетом масштабов это недолго. Могу сказать, что, чем больше заказчик доверяет архитектору, тем оперативнее движется процесс, особенно если речь идет об общественном пространстве.  

При работе над таким объектом очень важно взаимодействие между заказчиком, генподрядчиком и архитектором. Бывает, что в обсуждении и согласовании участвует несколько человек от генподрядчика, несколько — от заказчика и несколько — от архитектурной студии. Все эти люди что-то решают. Принятие решений постоянно отодвигается, процесс бесконечно затягивается.

Если заказчик полностью доверяет архитектору, этого можно избежать: идеально, если в согласованиях участвуют три человека — автор проекта, представитель заказчика, который уполномочен принимать решения, и представитель генподрядчика. Такова моя «формула» правильного взаимодействия, которая приводит к оптимальному результату: объект в 3 тыс. кв. м завершается за полтора года, а не растягивается на несколько лет. 

Мы работали над офисом компании INFRATEST в шоколадных условиях: заказчик полностью на нас положился и ни в чем не ограничивал. Скажу честно, такая идеальная ситуация складывается редко — практически никогда.  

За 10–15 лет подход к дизайну офисных пространств радикально изменился: появилось больше свободы, креатива. Можно ли сказать, что этим мы обязаны технологическим компаниям-гигантам типа Google и «Яндекс»? Что сегодня в тренде?

— Отчасти да, большие корпорации могут вкладывать в дизайн значительные средства и сегодня они задают тренды. В их «повестке» уже нет вопросов, связанных с правильной организацией пространства, созданием зон кофе-брейков или интеграцией капсул для сна — это нечто само-собой разумеющееся. Когда со структурой все понятно, возникает запрос на создание эмоционального образа. Люди хотят удивлять и удивляться. Даже на рабочем месте.

На мой взгляд, в последние годы офисная среда в целом стала намного гуманистичнее. Это утверждение справедливо, если мы говорим о мировых тенденциях. В Екатеринбурге же непросто найти работодателей, которые были бы озабочены подобными вопросами. Тем не менее, они есть. Офис компании INFRATEST — тому подтверждение. Кстати, сотрудники чувствуют себя там настолько хорошо, что не хотят уходить.

Вообще, на то, как выглядит офис компании, очень сильно влияет назначение компании и то, куда она движется.

Юлия Шадрина — об офисе, из которого не хотят уходить сотрудники, цене дизайна и трендах 9

Юлия Шадрина — об офисе, из которого не хотят уходить сотрудники, цене дизайна и трендах 10

Юлия Шадрина привезла в офис INFRATEST картины Василия и Любови Анциферовых для съемки. Увидев их в интерьере, заказчик решил, что там они и должны остаться

Юлия Шадрина — об офисе, из которого не хотят уходить сотрудники, цене дизайна и трендах 11

Юлия Шадрина — об офисе, из которого не хотят уходить сотрудники, цене дизайна и трендах 12

Капсула для сна

Мы почти два года живем в условиях пандемии. Компании уходят на удаленку, у многих встает вопрос: нужен ли вообще офис. Сказалось ли это на вашей студии? 

— Пока сложно сказать, поскольку наш бизнес — долгоиграющий. Процесс разработки проекта, строительства может длиться и год, и два. Сейчас у нас в работе есть коммерческие объекты, что будет дальше, непонятно. Но в целом ситуация однозначно нерадостная: среди моих знакомых есть бизнесмены, закрывшие офисы.

Пока же мы интегрируем в текущие проекты диспенсеры и специальные лампы для дезинфекции пространства. Такие вот пандемийные тренды.

Вы уже известный и признанный дизайнер, тем не менее активно участвуете в конкурсах. Почему для вас это важно?  

— Порой я задаю себе вопрос: может, уже хватит? Участие в конкурсах требует времени и сил, в то же время это и большой стимул, и инструмент, позволяющий определить свое место в профессии: где ты, кто впереди, кто рядом с тобой. Наличие ориентира дает ощущение, что я иду в правильном направлении, что приемы, которые я использую, верные. Понимаю, что где-то надо было дожать — так появляется стимул. В нашей профессии необходим драйв. Без него становится неинтересно, ты потихоньку умираешь как профессионал. В общем, меня участие в конкурсах тонизирует и бодрит. 

Для заказчиков важно, что вы титулованный дизайнер? Они об этом знают?

— Заказчики, с которыми я давно работаю, знают и очень гордятся. Я даже дублирую для них свои дипломы.

Какими премиями уже отмечен офис INFRATEST?

— Он победил в I-DESIGN AWARDS в номинации «Офис». Вошел в ТОП-100 лучших интерьеров России, по версии жюри всероссийского конкурса BEST PUBLIC SPACE Professional Design Award 2021 в номинации «Производственные и офисные интерьеры». Вошел в шорт-лист премии INTERIOR+DESIGN. Вряд ли мы в ней победим, поскольку соревнуемся с коллегами из Москвы, а столичные интерьеры — из другой весовой категории. 

Фото в тексте: Михаил Поморцев

>>> Читайте также на DK.RU: Анна Гороховская — о цене дизайнерского интерьера и заблуждениях заказчиков

Самое читаемое
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.