«В 2000-e росло число потребителей нашей услуги, а сейчас — количество потребляемых услуг»
«У нас амбициозные планы по приросту пользователей цифровых сервисов. Мы погружаем классического абонента в мир сервисов МТС, чтобы он мог получить практически любую услугу с нашей помощью».
Можно ли в наши дни говорить о продолжающемся развитии сотовой связи или жители больших городов ею обеспечены в полной мере? Возможно ли устранить «цифровое неравенство» между городом и деревней и почему Конгресс-Холл стал внезапно МТС Live Холлом? На эти и другие вопросы DK.RU ответил Андрей Елизаров, директор филиала ПАО «МТС» в Свердловской области.
Компания МТС перестала ассоциироваться у пользователей только лишь с оператором сотовой связи. Теперь это полноценная экосистема, готовая решать потребности клиентов в самых разных сферах жизни. Означает ли это, что непосредственно мобильная связь отходит на второй план?
— Напротив, это наш конёк и главное конкурентное преимущество. Это как с общественным транспортом — можно заменить троллейбусы электробусами, можно организовать в них wi-fi и бесконтактную оплату проезда, но судить о работе транспорта будут не по доступности USB-розеток, а по числу перевезённых пассажиров и соблюдению расписания. Так же и с мобильной связью. Количество наших клиентов напрямую зависит от широты покрытия и качества предоставляемых услуг.
Так вот, в 2021 г. МТС впервые стала лидером по числу абонентов мобильной связи в Свердловской области. Имея такую большую аудиторию и регулярно вступая с нею в финансовое взаимодействие, мы знаем цифровые потребности наших абонентов и на базе родного для нас телекома создаем новые удобные сервисы и продукты. За счет наших знаний и их правильного использования мы уже очень успешны в нескольких направлениях: развлечения, онлайн-кинотеатр, финтех, облака, интернет вещей и так далее.
Как пандемия коронавируса сказалась на развитии вашего бизнеса? Две другие российские компании, как и МТС, называющие себя экосистемами — Сбер и Яндекс — не скрывают, что получили серьёзный толчок в развитии именно с приходом ковида.
— Приведу пример. До 2020 г. основным потребителем наших цифровых и в частности облачных сервисов в Свердловской области был крупный бизнес, но посыпавшиеся одно за другим ограничения буквально выплеснули технологии в малые и средние предпринимательские массы. Спрос на облачные технологии в пандемию вырос за год в два раза. С одной стороны, делегирование части функций МТС позволило им значительно сэкономить на аренде помещений, модернизации харда и софта, зарплатах системным администраторам. С другой — нами были предложены новые инструменты взаимодействия бизнесов с их клиентами. Конечно, это произошло бы в любом случае органически, со временем, но пандемия сработала как пружина.
Настоящим хитом в период пандемии стал наш сервис, который позволяет самостоятельно запускать рекламные кампании в digital среде. МТС-Маркетолог изначально задумывался нами как раз в помощь малым и средним компаниям, не имеющим своих отделов маркетинга и рекламы. Среди прочего этот сервис позволяет таргетировать клиентов среди абонентов мобильной связи и экономить на адресной рекламе.
А в итоге он пришёлся по душе и крупным торговым сетям, которые информируют посетителей о COVID-правилах, и государственным структурам, проводящим с его помощью социологические исследования. Медицинские организации с помощью этого сервиса указывают пациентам адреса пунктов вакцинации и часы их работы.
В сегменте В2С в период пандемии рост был связан с увеличением спроса на сервисы, связанные с индустрией развлечений. В прошлом году мы запустили собственный онлайн-кинотеатр KION с оригинальным контентом, а в офлайн взялись за продажу билетов на концерты и в театры, организацию собственных мероприятий. За год мы получили двукратный прирост пользователей указанных продуктов. Энтертейнмент — направление для МТС совершенно новое, не связанное с классическим телекомом, а потому и показатели роста в нём впечатляют.
На каком из всех этих направлений вы будете делать акцент? Ведь всегда есть главный продукт и второстепенный.
— В экосистеме действуют иные правила. Если бы мы делали акцент на том, что приносит основную прибыль в какой-то определённый момент, мы бы дальше мобильной связи никогда не ушли. А может быть, и до мобильной связи не дошли бы. Лидерство на рынке достигается опережением спроса. Когда несколько лет назад мы первыми построили в Свердловской области сеть NB-IoT, ею заинтересовалась всего пара В2В-клиентов. Сегодня же подключение к этой сети — стандартный запрос наших абонентов. Эта сеть не доступна обычным пользователям, а предназначена для обмена данными между устройствами.
Вы даже не представляете, сколько неодушевлённых абонентов мобильной связи сегодня нас окружает. Например, любой банкомат для надёжности является абонентом сразу нескольких операторов связи. Каждый автобус, мусоровоз, грузовой автомобиль самостоятельно, без участия водителя, сообщает диспетчеру, где он сейчас находится, сколько километров сегодня проехал и много ли горючего у него осталось в баке.
Видели контейнеры для сбора старых вещей на улицах Екатеринбурга? А динамическую подсветку на фонарных столбах вдоль проспекта Ленина? В каждом таком устройстве стоит sim-карта. А ещё счётчики электричества и воды, охранные датчики, камеры наблюдения, мобильные кассы и т.д.
Экосистему от простого набора услуг отличает взаимосвязанность всех её компонентов. Есть, конечно, некие критерии при выборе того или иного направления, все сервисы должны работать в цифровой среде. И второе — решать потребность клиента в этой среде, отвечать на его запрос.
Возвращаясь к мобильной связи. Не на всей территории области есть устойчивое покрытие 4G. Какие планы у компании по развитию сети?
— Не просто планы, основное, чем мы сейчас занимаемся — это развитие сети. Тут дело вот в чем: Свердловская область — не депрессивный регион, её население постоянно увеличивается, города идут ввысь и вширь, увеличивается поток туристов, телефоны становятся более мощными, потребление трафика растет на десятки процентов в месяц и существующие сети испытывают большую нагрузку. Наша задача сделать уже работающие базовые станции более мощными. Это отнимает много ресурсов. Поэтому устранение «белых пятен» — это долгий процесс.
Однако у МТС есть ежегодный план по подключению отдаленных районов к мобильному интернету. В прошлом году мы подключили к 4G 12 деревень и сел области, в частности «деревню кинематографистов» Каменку (Первоуральский городской округ, прим.ред.) и ещё одну Каменку под Сысертью, поселки Руш под Нижним Тагилом и Половинный, расположенный в Верхне-Пышминском городском округе и т.д. Мы сфокусированы на предоставлении услуг негородским жителям области, но конечно, пройдет определенное время, пока мы сможем дойти до всех сел и деревень региона.
Вы сказали, что потребление мобильного трафика растёт на десятки процентов в месяц. Значит, должны расти и мощности, привлекаемые к обработке и хранению этих данных? Недавно МТС объявляли о строительстве дата-центра в Екатеринбурге. Когда его ждать?
— Строительство ЦОД (центра обработки данных, прим.ред.) — наша первоочередная задача на ближайшие годы. Сейчас мы завершаем подготовительную работу к этому строительству. Это первый ЦОД нашей компании на Урале, и, помимо собственных серверов МТС, в нём будут размещены серверы наших клиентов. Для удобства и оперативности обслуживания ЦОД должен располагаться в Екатеринбурге и желательно в пределах ЕКАД.
Но здесь встаёт другой вопрос — доступности энергоподключения, ведь ЦОД потребляет электричество, как средних размеров завод. Подписанное с правительством области соглашение позволило нам ускорить решение вопроса с выделением земли и лимитом энергопотребления. А государственным заказчикам позволит использовать облачную инфраструктуру МТС для хранения и обработки больших массивов данных.
Если продолжать говорить про данные, большие данные или, как их называют, Big Data — это новая модная фишка? Или есть уже реальные примеры их использования в Екатеринбурге?
— Примеры есть. В прошлом году мы запустили геоаналитическую платформу «МТС.Регион», где на основе Big data можно объективно оценить пропускную способность дорог, нагрузку на общественный транспорт на разных участках и маршрутах, достаточность инфраструктуры, в том числе школ, поликлиник, продуктовых магазинов, парков или парковочных пространств.
Совместно с правительством региона и Уральским дорожным научно-исследовательским центром на основе данных о фактической плотности проживания, перемещении абонентов в рабочие и нерабочие дни, в утренние и вечерние часы, социальных демографических маркеров: работающие, учащиеся, пенсионеры, возраст, пол, создаётся математическая модель транспортной инфраструктуры городов и районов Свердловской области.
Центр развития туризма Свердловской области рассчитал поток туристов в регион с помощью Big data МТС и зафиксировал более чем двукратный рост людей, посетивших в 2020 г. Свердловскую область. При анализе данных о перемещении людей учитывались иногородние гости, находившиеся на территории Свердловской области более 24 часов в течение одной регистрации с мая по сентябрь. Полученные цифры были сопоставлены с аналогичными данными 2019 г. Поток внутренних туристов вырос на 140%.
В июле прошлого года МТС подписала соглашение с МВЦ Екатеринбург-Экспо. Теперь главная концертная площадка МВЦ называется МТС Live Холл. Как теперь изменится площадка МВЦ? И что вы ждёте от этого сотрудничества?
— На этой площадке МТС уже начинает организовывать концерты популярных артистов и гастроли актуальных шоу. Первым мероприятием, где мы выступаем в качестве промоутера, станет концерт Криса Нормана 22 января.
Сейчас жители города уже могут покупать билеты без сервисных сборов на портале МТС Live и пользоваться привилегиями экосистемы МТС, в частности получать дополнительные скидки и бонусы при посещении мероприятий. В дальнейшем билеты можно будет приобретать и в салонах МТС в Екатеринбурге. Мы ждем полного снятия ограничений, чтобы начать работать в полную мощность.
Билеты дешевле для абонентов МТС?
— Дешевле за счет кэшбека, абонентам МТС возвращается до 25%, а при первой покупке — 50%.
Какие планы у МТС на Свердловскую область в наступившем году? Что нового появится? На какие проекты будет сделана ставка?
— Планов на Свердловскую область — масса. Регион активно отстраивается, и наша задача обеспечить устойчивой связью и быстрым интернетом новосёлов всех вновь возводимых ЖК как в Екатеринбурге, так и в других городах.
При планировании собственного строительства мы начали использовать технологию на основе Big Data, которая называется Smart Rollout. По сравнению с обычным планированием она позволяет точнее определять территории растущего трафика, и, как следствие, при одинаковом бюджете строить на 10% больше инфраструктурных объектов.
Почти тем же сейчас занимается и свердловский минтранс, использующий наши большие данные при планировании новых дорог и прокладке транспортных маршрутов. Кстати, покрытие устойчивым сигналом основных автодорог также у нас в приоритете в наступившем году.
Напомню, к 2023 г. в Свердловскую область должна прийти скоростная автотрасса М-12. А значит, предстоит большая работа по созданию инфраструктуры этой дороги. В т.ч. инфраструктуры связи. И, конечно, продолжим подготовку к Всемирным студенческим играм 2023 г. Наша связь была на высоте во время проведения в Екатеринбурге игр Чемпионата Мира по футболу в 2018 г., так же достойно мы встретим гостей и участников Универсиады. Для воплощения этих планов необходимо подготовить ряд сотрудников, которые будут ответственны за развитие этих направлений. Силы на это есть, ресурсы — тоже.