Подписаться
Курс ЦБ на 18.01
102,41
104,86

«Локальный продукт становится менее рентабельным. Надо ориентироваться на глобальные цены»

«Локальный продукт становится менее рентабельным. Надо ориентироваться на глобальные цены»
Иллюстрация: DK.RU

«Cтартапы даже из Долины объявляют, что у них теперь глобальные зарплаты, не привязанные к локации. Можно жить в Южной Европе и получать лондонскую зарплату». Как пандемия сказалась на рынке труда?

Как создать команду, члены которой работают по всему миру в разных часовых поясах, почему некоторые компании вводят глобальные зарплаты, не зависящие от места проживания, и какой стартап нужно запускать сейчас — рассказывает Ирина Назарова, гендиректор международной компании Evil Martians, которая занимается разработкой интернет-продуктов. 

— Вопрос удаленки всегда упирается в то, как работать с теми людьми, с которыми ты хочешь работать, но которые не живут рядом с тобой. Мы не просто как remote-first компания, а как компания, которая работает асинхронно. Стараемся сделать так, чтобы у каждого человека было максимум времени на сфокусированную работу, когда его никто не отвлекает, в явном виде выделить необходимую синхронную работу: совместные принятия решений, обсуждение сложных вопросов и так далее. Вся остальная работа делается асинхронно. Люди работают сфокусированно, никто не ждет, что они будут мгновенно отвечать на сообщения, у них отключены уведомления— они могут погрузиться в свою работу и эффективно ее делать. И есть запланированные в календаре встречи, когда они знают, что будут общаться. В итоге много коммуникаций переносится в текстовый вид: кто-то написал вечером, кто-то утром. И мы не так сильно зависим от часовых зон, в которых находимся, а у нас есть сотрудники в Японии, Штатах, Европе. Клиенты находятся в основном в США, Европе и так далее. Это позволяет нам иметь продуктивную асинхронную работу — всем нужно знать, что у них есть время спокойно поделать свои дела и никто не будет отвлекать тебя каждую секунду.

Мечта любого человека — сделать так, чтобы его не дергали каждую секунду. Чем более менеджерская у него роль, тем больше дергания становится.

Книга «Deep Work» (рус. издание «В работу с головой. Паттерны успеха от IT-специалиста» Ньюпорт Кэл) на научных примерах объясняет, почему постоянные триггеры и отвлечение разрушают эффективность. Интеллектуальную работу нужно делать в сфокусированном режиме, когда ты не отвлекаешься на другие задачи. Любое отвлечение разрушает то, что ты уже создал у себя в голове. Асинхронная работа — это технология, ей нужно учиться. Дело не только в удаленке как в таковой, но и в том, как она устроена.

Есть стартапы, которые не умеют в удаленку, в итоге у ребят постоянные незапланированные созвоны. Как будто бы ты в офисе и можешь постоянно подходить к человеку и отвлекать его.

Разумеется, это дикий стресс: ты не можешь отлучиться и распоряжаться своим временем. Сейчас, когда на всех рынках огромная конкуренция за сотрудников, очень важно, чтобы компания умела работать асинхронно.

Из-за того, что все перешли на удаленку, произошел гигантский шок на рынке труда. Зарплаты становятся более глобальными.

Раньше они всегда выглядели так: в Москве больше, чем в регионах, в Европе (смотря какой) больше, чем в Москве, в Штатах больше, чем в Европе. В Сан-Франциско и Нью-Йорке зарплаты намного выше, чем во всех остальных штатах и городах.

В 2021 г. в Сан-Франциско и Нью-Йорке зарплаты немного упали, несмотря на глобальную нехватку инженеров, а во всех остальных штатах — выросли, и достаточно сильно. Несколько моих знакомых стартапов объявили, что теперь у них глобальные зарплаты, без привязки к локации, потому что очень сложно понять, где человек на самом деле находится. Более того, это уже не имеет значения. Если все равно все работают через Zoom, Slack и другие инструменты, не так важно, где человек живет. Тратит ли он в Сан-Франциско на квартиру $4 тыс. или снимает огромный дом в Северной Каролине за $1 тыс.

Пока сложно сказать, насколько этот сдвиг глобальный и тектонический, но движение в эту сторону точно есть. С одной стороны, это здорово для людей, которые теперь могут найти работу в очень хороших компаниях, сильно повысить свою зарплату, живя в не самом дорогом месте.

Одновременно люди могут выбирать, где им жить. Можно жить в Южной Европе, где хороший климат, и получать лондонскую зарплату. С другой стороны, как раз в этих технологических хабах зарплаты не растут или даже немного падают, и как это на них скажется — хороший вопрос.

Вообще очень много разных сил действует на то, чтобы такая сильная концентрация талантов размазывалась по всему земному шару.

Не знаю, сохранится ли это после пандемии, когда люди массово начнут возвращаться в офисы, это сложный процесс. Он связан не только с тем, что сейчас зарплаты в среднем выросли, потому что везде не хватает людей и одновременно бум в теке. Но кажется, что удовлетворенность людей работой на удаленке падает. Видимо, из-за того, что сложнее решать конфликты, разговаривать на сложные темы и получать удовольствие от работы и общения. Когда мы видим друг друга вживую, кажется, что этого удовольствия больше, чем когда в Zoom.

Пока я вижу, что зарплаты стремятся к уровню посередине. В Нью-Йорке зарплата синьор-разработчика была в районе $200 тыс. в год, в Силиконовой долине — под $300 тыс. плюс акции и опционы. Сейчас, когда мы видим, что стартапы даже из Долины объявляют, что у них теперь глобальные зарплаты в районе $130-140 тыс. не привязанные к локации: живи хоть в Нью-Йорке, хоть в Польше — получаешь одну и ту же сумму. В Северной Каролине, скорее всего, будет ниже $100 тыс. Скорее, баланс ближе к текущим уровням дорогих регионов. Но мы не знаем, где он остановится.

Часть людей еще не вернулись в рабочую силу, и, когда они полноценно заработают, может, мы увидим корректировку. Многие компании вернутся к модели локальных офисов и зарплат, но многие — нет, они останутся в модели распределенных команд, и им что-то придется решать.

Возможно, перейти на зарплаты без привязки к месту, потому что люди перемещаются. Сейчас ты воспринимаешь это не как выбор между качеством и ценой. Ты говоришь: «Я буду искать лучшее качество, но без привязки к локации». 

Типичные ошибки начинающих бизнесменов

При сравнении основателей успешных и менее успешных продуктов, сильнее всего бросается то, как опытные успешные предприниматели сфокусированы на одной идее. Опытный предприниматель понимает, что невозможно сделать все сразу, что, если гнаться за несколькими целями, ни одной не получится достичь. Особенно в условиях рынка, где все бегут и у всех есть деньги.

Очень важно быть сфокусированным и верить в простую идею, если занимаешься этим. Верить, что достаточно простая идея имеет достаточно глубокий потенциал. Нужно для начала нужно строить простой продукт и далее работать с реальными пользователями, с рынком.

Не надо сразу пытаться построить космолет, который лучше всего, что есть на рынке — это невозможно. Чем менее опытный человек в теке, тем более сложный продукт он пытается запустить. Делайте максимально простую версию и запускайтесь как можно скорее.

Когда только начался локдаун, был бум определенных индустрий: доставки, e-commerce, логистики. Потом — онлайн-образования, на подъеме сектор коммуникаций, тот же Zoom. В итоге развивается весь техсектор, потому что очень много работы перекочевало в онлайн, и все это происходит через разные инструменты. В итоге мы видим просто невероятный подъем. В 2021 г. в Штатах было в три раза больше IPO, чем в любой из последних пяти лет. Главным образом на IPO получают деньги фонды, которые вошли в капитал этих компаний на более ранних стадиях.

Но, помимо этого, изменились и оценки в бизнес-моделях самих венчурных фондов — все надо рассматривать как экосистему, потому что стартапы неотделимы от венчурных фондов. В 2021 г. оказалось, что прибыльность венчурного бизнеса намного выше из-за трехкратного роста IPO. В итоге венчурных денег на рынке стало невероятно много, все переходит к инвестициям на самой ранней стадии. Соответственно, в следующем году их тоже станет больше.

Все это происходит небезосновательно: массовая аудитория действительно стала больше пользоваться ИТ-продуктами из-за пандемии. Скорее всего, наши родители уже используют относительно много приложений, и им это относительно привычно и понятно.

Активизировались продукты, которые повышают эффективность в отраслях, изначально не технологических. Они были всегда, но считались менее хайповыми. Это SAAS-продукты, которые делают более эффективной работу слесаря, дизайнера, архитектора, человека, который стрижет газон… Поскольку технологии, мобильные устройства и приложения стали более привычны людям, уже можно помочь автоматизировать работу, уменьшить количество рутины, освободить ресурс для более творческой работы, работы с людьми. Все, что люди делают хорошо, должны делать люди. А все, что делают плохо: копируют и переносят данные, заполняют какие-то формы — все должно быть автоматизировано. Все эти системы позволяют использовать данные для того чтобы правильнее принимать решения: куда ехать на заказ, куда не нужно ехать, кому отдать заказ.

Миллион простых решений для нетехнологических индустрий могут создать большую ценность для экономики и мира.

Привлекательные ниши стартапов, риски высоких зарплат и регуляции

Мы много смотрим на образование и инструменты для разработчиков. Разработчиков становится с каждым годом все больше, и, скорее всего, это продолжится. Пока сектор приносит пользу, а неэффективностям не видно конца, спрос на разработчиков будет. Здесь можно делать очень много всего, начиная с образования и заканчивая инструментами. Есть идея, что раньше инструменты для работы выглядели так, будто усложняют жизнь, считалось, что их использовали от безысходности. Сейчас из-за большой конкуренции и прогресса можно очень быстро улучшать продукт. Инструменты для работы выглядят почти как инструменты для развлечений, хорошо и просто.  

Индустрия независимых создателей контента на невероятном подъеме, скорее всего, она будет развиваться и дальше, потому что мы поменяли модель потребления контентной информации, и нам нужно много всего разного. 

Рост зарплат в ИТ-секторе представляет определенную угрозу для локальных продуктов.

Если у вас стартап в России, на российский рынок, на рынке труда он будет конкурировать за разработчиков со стартапом из Израиля или США, работающем на глобальном рынке. И конкурировать по зарплате крайне сложно. Лучше делать глобальный продукт для глобального рынка, потому что локальный продукт на локальном рынке становится все менее рентабельным — зарплаты разработчиков растут. Нужно ориентироваться на глобальные цены и глобального покупателя.

Другой риск, связан с тем, есть ли пузырь на ИТ-рынке. Действительно ли мы создаем настолько больше ценности или нам так кажется? Это похоже на то, что происходило в финансах перед 2008 г. Рынок растет, на нем больше денег, растут оценки и мультипликаторы. Растут зарплаты, причем не на 3% в год, а на 10%. Это означает, что на рынок начинают переходить люди из других индустрий, которые могут иметь гораздо более краткосрочную мотивацию, чем те, кто был в этом секторе, когда там не было таких зарплат.

В 2008-2009 г. было странное отношение к финансам: понимание, что там работают акулы, не очень хорошо с этикой, во многих компаниях происходят не очень честные вещи. Но все равно было ощущение, что там можно много заработать и что там собрались классные, умные и амбициозные люди. В теке пока нет вопросов по этике, но есть вопросы по тому, какие приходят люди и какая у них мотивация сейчас, когда зарплаты очень высокие. Все это может негативно сказываться на том, насколько симметрично распределяется зарплата на рынке. С этой точки зрения никогда нельзя понять, есть ли пузырь — на этот вопрос можно ответить только постфактум. 

Кстати, после 2008 г. в сферу финансов пришли регуляторы и взяли сектор за жабры достаточно сильно. Что-то подобное может происходить с техсектором и отчасти уже происходит: например, баннеры о политике конфиденциальности данных на сайтах. Баннер, который никто не читает, создает хоть какую-то ценность? Самое худшее, что может произойти с индустрией — это полная регуляция.

Индустрия зарегулирована, деятельность лицензирована, образование становится супердорогим, и доступ на рынок становится очень ограниченным – вот каким образом можно все убить. 

Как это может выглядеть для тека? Facebook, теперь Meta, уже давно интересуются регуляторы. Как Facebook влияет на людей, тинейджеров, как он управляет фильтрацией контента и прочее. В худшем случае представьте, что любой человек, разрабатывающий продукт с пользовательскими данными, должен быть лицензированным специалистом, который должен будет проходить миллионы тренингов по этике, обращению с данными и еще что-то. Сейчас от этого далеко, но мы видим, что у технологических продуктов есть тенденция становиться монополиями, но в каком-то новом смысле. Там может прийти регулятор и сказать, что нужно сделать конкуренцию. Но предсказать последствия очень сложно.

Мне нравится идея умной регуляции, конкуренции среди конечных приложений, например, без алгоритмически сложного подбора контента или платного приложения без рекламы. Можно много чего придумать, и в случае открытой конкуренции можно многое сделать. Но я боюсь, что можно представить себе хорошую регуляцию, но на практике будет плохая. Любая регуляция — это огромный риск, что индустрия будет заторможена и остановлена.

Текст написан на основе подкаста «Экономика на слух». Ведущий Филипп Стеркин

Самое читаемое
  • Дмитрий Румянцев: «Опять у нас одна ведущая соцсеть, и опять ее создал Павел Дуров»Дмитрий Румянцев: «Опять у нас одна ведущая соцсеть, и опять ее создал Павел Дуров»
  • На месте БЦ «Карнеол» в Екатеринбурге возведут здание из двух башенНа месте БЦ «Карнеол» в Екатеринбурге возведут здание из двух башен
  • РСПП: экс-владельцам изъятых активов нужно дать «право первой ночи» при их продажеРСПП: экс-владельцам изъятых активов нужно дать «право первой ночи» при их продаже
  • Очередное хищение на гособоронзаказе: экс-директор подшипникового завода пошел под судОчередное хищение на гособоронзаказе: экс-директор подшипникового завода пошел под суд
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.