Подписаться
Курс ЦБ на 22.11
100,67
106,07

Налоговая возьмет расчет налогов на себя. Сколько будут брать и как это контролировать?

Налоговая возьмет расчет налогов на себя. Сколько будут брать и как это контролировать?
Иллюстрация: АБК «Счетовод»

Уже в начале 2022 г. видна тенденция к автоматизации налоговых платежей и передаче функции расчета налога от бизнеса к ФНС. Пока речь идет об автоматизации для «малышей», но это только начало.

Подробнее о новом налоговом спецрежиме и едином налоговом платеже рассказала собственник и директор Аудиторской Бухгалтерской Компании «Счетовод» Юлия Мазеина.

Новый налоговый режим

ФНС разработала новый налоговый спецрежим — АУСН (автоматизированная упрощенная система налогообложения). Новую систему планируют запустить с первого июля 2022 г. в качестве эксперимента в Москве, Московской и Калужской областях, республике Татарстан, а с 2024 г. — по всей России.

Суть АУСН заключается в автоматическом расчете налога с помощью онлайн-касс, банковских платежей и личного кабинета налогоплательщика. Вести бухгалтерский и налоговый учет не нужно, достаточно хранить первичную документацию.

Страховыми взносами зарплата сотрудников облагаться не будет, а налоговым агентом по удержанию НДФЛ будут банки, утвержденные ФНС. Поэтому выплата заработной платы возможна только в безналичном варианте. Отсутствие страховых взносов налоговая компенсирует повышенными по сравнению с обычной упрощенкой ставками налога УСН: 8% при базе «Доходы» и 20% при «Доходы минус расходы», сумма минимального налога составит 3% вместо 1% обычной УСН.

Пока система доступна только для малого бизнеса экспериментальных регионов: АУСН смогут применить только предприниматели и организации со средней численностью работников до пяти человек и годовым доходом до 60 млн руб.

Существуют и ограничения по видам деятельности: запрет на комиссионные, агентские и иные посреднические договоры, работу с подакцизными товарами и т.д. Данный налоговый режим нельзя будет совмещать с другими спецрежимами, например, патентом. С обычной упрощенки на автоматизированную можно будет перейти и в середине года, а не раз в год, как при обычной УСН.

Благо это для бизнеса или зло? Правильного ответа нет. Если вы ИП с пятью сотрудниками, высокими зарплатами и готовы раскрыть все карты перед налоговой, то новый налоговый режим покажется вам удобным и достаточно выгодным. А для ИП в единственном числе, который занимается, например, сдачей имущества в аренду, или низкомаржинальных бизнесов АУСН покажется гораздо затратнее привычных УСН и патента.

Тем не менее, новый налоговый режим можно успешно использовать в налоговом планировании группы компаний, выводя небольшие, но затратные направления в отдельные юрлица на АУСН. Главное, чтоб разделение направлений было реальным и имело под собой деловую цель, не связанную с экономией на налогах, чтобы избежать риска обвинений в искусственном дроблении бизнеса.

Одним из плюсов нового режима называют отсутствие бухучета. Но эта привилегия сомнительная. Во-первых, бухгалтер вам все равно будет нужен: на выписку первичных документов, на начисление зарплаты, на составление управленческой отчетности. Во-вторых, если вы решите вернуться к обычной УСН, придется восстановить учет за весь период применения АУСН. Поэтому рискнувшим перейти на новый режим лучше не бросать ведение бухгалтерского учета.

Плати одним платежом все налоги

Еще одним шагом к автоматизации станет единый налоговый платеж (ЕНП), добавленный в НК РФ Федеральным законом от 29.11.2021 № 379-ФЗ.

Согласно ему юрлица и индивидуальные предприниматели смогут вносить один платеж, который ФНС самостоятельно распределит по разным направлениям: налогам и  авансовым платежам, страховым взносам и даже пеням и штрафам. Исключение составляет лишь НДФЛ. ЕНП вправе применять любые организации и ИП независимо от применяемой системы налогообложения.

Опробовать такую систему можно уже с первого июля 2022 г. Для этого до конца марта необходимо провести сверку расчетов с бюджетом и с 1 по 30 апреля в электронном виде подать заявление о переходе на особый порядок уплаты в ИФНС по месту регистрации юридического лица или места жительства ИП.

На первый взгляд, замечательная инициатива, которая должна упростить жизнь налогоплательщика. Не нужно печатать платежки по каждому налогу в отдельности, боясь ошибиться в реквизитах. Можно засчитывать суммы налогов в счет уплаты страховых взносов, а ранее такой возможности не было. ЕНП может помочь избежать таких неприятных ситуаций, когда имеется копеечная недоимка по налогу или пеням при переплате по другим налогам. И получить справку об отсутствии задолженности перед бюджетом, например, для участия в тендерах или при заявках на гранты и субсидии, станет гораздо легче.

Но на этом плюсы заканчиваются, а начинаются минусы и вопросы бухгалтеров. Вместо отдельных платежек по каждому налогу необходимо за пять дней до срока уплаты предоставить в ИФНС уведомление. По сути, это еще один дополнительный отчет к налоговой декларации, в котором нужно расписать, какой налог, на какой КБК, ОКТМО мы должны уплатить. В чем тогда экономия времени бухгалтера?

Стоит ли говорить, что на практике случается, что понимание по сумме налога появляется в 23.55 в день сдачи отчетности, а не за пять дней до дня Х. А при ЕНП деньги на уплату налогов необходимо вносить на единый счет заранее.

Также важно обратить внимание на то, что зачет ЕНП производится по определенному алгоритму: сначала наиболее старые задолженности, потом текущие. Т.е. погасить какое-то текущее обязательство по конкретному налогу не получится, если имеются другие задолженности, возникшие ранее.

Поэтому выводы об эффективности данного нововведения можно будет сделать только во втором полугодии 2022 г.

Усиление финансового мониторинга

Государство усиливает контроль за движением денежных средств. Госдума во втором чтении приняла законопроект с поправками в ФЗ «О Центральном банке» и «антиотмывочный» закон 115-ФЗ, который направлен на совершенствование оценки риска вовлеченности компаний и ИП в проведение подозрительных операций.

Законопроектом предлагается зафиксировать алгоритм работы с клиентом в информационной системе «Знай своего клиента» или «Светофор» в зависимости от уровня его риска: зеленый, желтый, красный.

Лицам с зеленым уровнем риска не смогут отказать в открытии банковского счета и в операциях по переводу денежных средств. Исключение составят подозрительные операции по списанию денежных средств в пользу физлиц, снятие наличных денежных средств в крупных размерах, перечисление денежных средств на заграничные счета, переводы денежных средств иным юрлицам и индивидуальным предпринимателям, которые отнесены к желтому уровню риска.

В желтый уровень риска можно попасть по множеству обстоятельств: низкая налоговая нагрузка, убыточность деятельности, участие в судебных разбирательствах в качестве ответчика на крупные суммы, недостоверность адреса, частная смена директора, недоимка перед бюджетом.

Желтый уровень риска владельца банковского счета сохраняет возможность проведения банковских операций, но простят лишь два отказа в операциях в течение года.

А вот вести бизнес с красным уровнем риска будет абсолютно невозможно, операции будут заблокированы. Если владелец даже закроет счет, то остаток денег ему не вернут. Оспорить красный уровень риска компания сможет только в суде. Если же суд отклонит жалобу, то организацию или ИП исключат из государственных реестров юридических лиц и предпринимателей.

Таким образом, у предпринимателей появляется еще одна точка контроля, требующая постоянного внимания: это внутрикорпоративный финансовый мониторинг. Необходимо постоянно отслеживать свой «светофорный» статус  и тщательно проверять всех своих контрагентов. Чтобы минимизировать затраты, этот функционал можно передать на аутсорсинг.

Будьте внимательны, бизнесам-субъектам 115-ФЗ необходимо пройти целевой инструктаж и повышение уровня знаний по ПОД/ФТ/ФРОМУ для руководства и ключевых сотрудников, ведь за отсутствие обучения компании грозит штраф от 50 тыс. до 1 млн руб. и приостановление деятельности на срок до 90 суток

Обучение по программе Росфинмониторинга является обязательным для субъектов № 115-ФЗ, к которым относятся:

  • Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы;
  • Адвокаты;
  • Нотариусы;
  • Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг;
  • Лизинговые компании;
  • Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • Организации федеральной почтовой связи;
  • Операторы по приёму платежей;
  • Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • Организаторы азартных игр;
  • Операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее;
  • Операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

Что делать и как дальше работать бизнесу?

Когда бизнес узнает о грядущих изменениях, кто-то хватается за голову, а кто-то начинает радоваться и считать, сколько составит экономия на бухгалтерии. Логика некоторых собственников проста: «за бухгалтера налоги посчитают, единым платежом все можно оплатить, чем тогда вообще займется главный бухгалтер?».

Таким предпринимателям следует задать себе следующие вопросы:

  • Как мне спланировать налоговую нагрузку, если ФНС не позвонит и не предупредит, какую сумму спишут с моего счета?
  • Что делать, если с меня взыщут налоги и денег на жизнеобеспечение бизнеса не останется? 
  • Все ли всегда будет начисляться правильно, или в системе возможны неточности и ошибки?

Даже первого вопроса хватит, чтобы понять, что бухгалтер останется ключевым сотрудником в компании, просто его функции постепенно видоизменятся и расширятся.

Думая о будущем, наша компания превратилась в ГК:

— АБК «Счетовод» отвечает за финансовый консалтинг: бухгалтерию и налоги, аудит,  управленческий учет, стратегическое планирование, кадровый и юридический аутсорсинг, финансовый мониторинг, инвестиции;

— Бюро маркетинга «Прямая Выгода» внедряет эффективные инструменты учета, маркетинга и продаж, помогая бизнесу создавать дополнительные источники дохода: Битрикс24, программные продукты 1С, регистрация и ведение продаж на маркетплейсах;

— Учебный центр «Счетовод» готовит грамотный финансовый персонал и проводит полезные обучения для собственников и руководителей бизнеса. Проводит целевой инструктаж по 115-ФЗ ПОД/ФТ/ФРОМУ с выдачей сертификата установленного образца.

Поэтому желаем предпринимателям в начале года изучить все бизнес-тенденции и прогнозы, поставить себе конкретные и измеримые цели на будущий год и сформулировать задачи перед собой и своими сотрудниками. А главное, уже сейчас найти грамотного финансового специалиста или команду, которая будет отвечать за финансовое планирование и маржинальность вашего бизнеса.

Самое читаемое
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.