Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

«Мы продвинулись туда, куда движется все высшее образование — к цифровым вершинам»

«Мы продвинулись туда, куда движется все высшее образование — к цифровым вершинам»
Иллюстрация: Пресс-служба УрФУ

УрФУ активно развивает новый сервис «Проектное обучение». Разработка вошла в число финалистов номинации «Лучшее IT-решение для высшего образования» национальной премии «Цифровые вершины».

Разработку презентовали в Москве на Гайдаровском форуме. Там же сервис «Проектное обучение» был выделен среди 800 заявок, представленных на премию «Цифровые вершины». Конкуренция за лидерские позиции была нешуточной. Тем не менее сервису, разработанному в УрФУ, удалось привлечь внимание вице-губернаторов, министров цифровизации регионов, руководителей департаментов органов власти и госкорпораций. Подробнее о том, что такое «Проектное обучение», как работает сервис и какие возможности предоставляет студентам и работодателям региона, рассказали представители вуза во время тематического круглого стола.

«Проектное обучение». Что это?

Разработка представляет собой мета-сервис, платформу, интегрированную в цифровую среду вуза. Потенциальный заказчик — представитель бизнеса — регистрируется в системе университета и описывает задачу, которую необходимо решить его компании. Это может быть, к примеру, написание ПО, или маркетинговый анализ, или разработка оборудования для нужд предприятия. На этой же платформе студенты собираются в проектные команды, берут задачу в разработку и под присмотром преподавателей вуза и представителей компании-заказчика реализуют проект. Другими словами, проектное обучение делится на несколько этапов:

— инициализацию;
— подготовку;
— реализацию;
— оценку результатов проекта.

Как правило, все проекты имеют семестровый цикл.

Студенты лучше всего формируют навыки на практике. Современной молодежи не очень интересны учебные кейсы, им хочется попробовать себя в реальных задачах. Бизнес в этом случае тоже имеет возможность посмотреть на будущие кадры в деле. Для того чтобы внедрить реальную задачу в образовательное пространство, нужно много времени и сил. Тут нам на помощь приходят цифровые технологии. И наш сервис дает уникальную возможность предприятию подобрать себе студента или студентов под конкретную задачу. Академическая команда видит, чем занимается студент, — вся информация находится в системе, — отметил первый проректор по экономике и стратегическому развитию Даниил Сандлер.

«Мы продвинулись туда, куда движется все высшее образование — к цифровым вершинам» 1

Тысяча проектов за семестр

На первых порах, когда сервис находился в стадии разработки, к нему подключились шесть компаний-партнеров. Однако через некоторое время стало понятно, что «Проектное обучение» необходимо превращать из локального начинания в нечто более глобальное. Теперь, к примеру, все участники работы над конкретным проектом могут одновременно работать в едином кабинете партнера. Компания может оставлять запрос сразу на несколько программ для реализации междисциплинарного проекта. Кроме того, внутри кабинета копится история взаимодействия со студентами, а контроль сроков выполнения задач по проекту контролируется при помощи уведомлений и напоминаний на электронную почту.

Постепенно мы начали наращивать количество образовательных программ. На текущий момент их 96. К сервису подключено 180 компаний-партнеров, а студенты выполняют более 1000 проектов в семестр. Все это свидетельствует о том, что мы переходим от пилотного проекта к масштабному. И интерес к нему сегодня проявляют не только ведущие предприятия региона, но и средние компании, НКО, органы власти и т.д., — рассказывает Валентина Овчинникова, заместитель проректора по развитию образовательной деятельности.

Среди компаний, сотрудничающих с УрФУ по линии проектного обучения, можно увидеть хорошо известные всем имена: ТМК, Сбер, УОМЗ, SAP, УЦСБ, СКБ Контур, УГМК, Naumen, ГК «Хост» и др.

Коворкинги — в помощь

При решении проектных задач студентам УрФУ доступна вся вузовская инфраструктура: проводить брейнстормы можно во внутренних коворкингах, опыты — в лабораториях. Да и сами партнеры, подключенные к системе «Проектное обучение», с удовольствием принимают студентов в своих стенах, где показывают, как работает предприятие, и предоставляют командам собственные мощности для работы над проектом.

«Мы продвинулись туда, куда движется все высшее образование — к цифровым вершинам» 2

На текущий момент под коворкинги в УрФУ переведено порядка 4 тыс. м2 площадей. К слову, обустроить некоторые из них тоже доверили студентам. Это был отдельный проект, загруженный в систему. Ребята сами раскрашивали стены и заказывали мебель.

До сих пор на столах (а они, кстати, белого цвета) нет ни одной надписи. Все они — в идеальном состоянии. А все потому, что студенты делали это пространство сами для себя, — добавляет Валентина Овчинникова.

Работу в реальных проектах студенты действительно ценят. У них есть возможность еще на стадии обучения понять внутреннее устройство отрасли, в которой они хотят работать.

Студенты, выполнившие успешную работу, могут трудоустроиться в компанию. Ведь одно дело — выполнять учебную задачу, другое — понимать, кому эта задача может принести конкретную пользу. Кроме того, успешный проект — ценная вещь для портфолио, — отмечает Анна Зорина, заместитель начальника управления стратегического развития и маркетинга.

Как «Проектное обучение» работает на практике. Кейсы

Участники круглого стола рассказали, над какими конкретно проектами работали ребята в последнее время.

Так, к примеру, Уральский государственный горный университет заказал студентам УрФУ исследования антиоксидантных свойств биологически активных полифенольных соединений (это биологически активные вещества, присутствующие в различных источниках пищи, включая фрукты, овощи, орехи, злаки и напитки). Надо отметить, что комплексное исследование этих органических соединений было проведено впервые.

«Мы продвинулись туда, куда движется все высшее образование — к цифровым вершинам» 3

Другая группа студентов работала над созданием веб-приложения для автоматического подсчета труб на фотографии с помощью технологий машинного обучения и компьютерного зрения (ML, CV). Заказчиком проекта выступала Трубная Металлургическая Компания. Дарье Гуськовой, Дмитрию Итяйкину и Владимиру Еншову удалось создать систему, работающую на нейросетях. Разработанное ими приложение подсчитывает количество труб на снимках, снятых на телефон, т.е. не самого лучшего качества.

Читайте также на DK.RU: Виктор Кокшаров, УрФУ: «Работу вуза нельзя представить в отрыве от реальной экономики»

Не менее масштабный проект студенты выполняли для «НПО Автоматики». Ребята разрабатывали настольный четырехосевой 3D-сканер, но не сам аппарат, а его модель и алгоритм работы.

Полученный прототип использует четыре оси движения и позволяет получать координаты точек поверхности с пяти сторон объекта, исключая только поверхность, контактирующую с поворотным столом. Отличительной особенностью разработки является совмещение двух наиболее часто применяемых конструкций 3D-принтеров: полярной и картезианской. Это позволяет уменьшить требования к габаритным размерам сканируемого объекта.

Работают со студентами УрФУ и крупные застройщики. Так, к примеру, Корпорация «Маяк» заказала ребятам разработку концепции использования Усадьбы Нурова и прилегающей территории. Участники проекта предложили организовать на месте усадьбы место для молодежи с несколькими ресторанами и киберклубом.

Важно, что итоговую оценку за проекты ставим не мы, преподаватели, а заказчики, бизнес. Это хорошо для будущего резюме. Таким оценкам предприятия верят больше. Да и сам процесс обучения становится совсем другим, более современным. В классической образовательной схеме сложно подобрать какие-то практические задачи, а тут они и практические, и разные, и полезные как для крупных работодателей, так и для самих студентов, — резюмировала Валентина Овчинникова.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.