Николай Смирнов: «Роста тарифов из-за новой программы догазификации не будет»
Кто оплатит подведение газа к домам по поручению Владимира Путина, сколько мусоросортировочных комплексов нужно региону и когда станет меньше коммунальных аварий – интервью главы МинЖКХ области.
За последние месяцы Свердловская область отметилась сразу в двух рейтингах, связанных с развитием сферы ЖКХ. В конце года Российский экологический оператор включил регион в топ-10 субъектов РФ по качеству реализации реформы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). А в начале февраля министерство энергетики РФ включило Средний Урал в десятку регионов-лидеров по реализации программы социальной газификации — подведению газопроводов к домам в тех населенных пунктах, куда уже пришел газ. О том, какой экономический эффект принесет развитие этих сфер и какие новые объекты появятся на Урале — в интервью DK.RU рассказал министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.
Уровень газификации доведут до 88%
Программа социальной газификации заработала в России в прошлом году — после того, как президент РФ Владимир Путин поручил обеспечить без привлечения дополнительных средств от населения подведение газа до границ домовладений, которые расположены рядом с существующими внутрипоселковыми газопроводами. В Свердловской области был разработан план-график первоочередных объектов, в него попало почти 39 тыс. домовладений. Большая часть из них — почти 31 тыс. объектов — должна быть газифицирована до начала 2023 г. Обновленную программу развития газовой инфраструктуры в последние дни прошлого года подписал губернатор Евгений Куйвашев.
Николай Борисович, жители частных домов начали подавать заявки на догазификацию еще в конце прошлого года. Насколько востребованной оказалась программа? В каких городах области желающих подключиться к газу больше всего?
— В настоящий момент подано более 23 тыс. заявок — то есть менее двух третей от тех домов, которые мы могли газифицировать в 2022-2023 г. С одной стороны, это очень много — практически целый город. С другой стороны, потребность в подведении газа есть у большего количества граждан. Возможно, жители недостаточно информированы о такой возможности. Или считают, что если дом попал в план-график — его в любом случае подключат.
Но подача заявок от жителей — это основной критерий начала строительства. В зависимости от этого будет корректироваться очередность реализации плана. Если по одной улице заявок много, а по другой мало, на первой улице работы начнутся быстрее. Может возникнуть и совсем неприятная ситуация. Допустим, человек заявку не подал, а его соседи подали. Газораспределительная организация, исходя из потребности жителей, спроектировала газопровод определенного диаметра и приступила к работам. А когда человек передумал и решил подключиться к проходящему мимо его дома газопроводу — выяснится, что такой возможности у него нет из-за недостаточной пропускной способности труб.
Если говорить о территориях-лидерах по количеству поданных заявок, я бы выделил Екатеринбург. Здесь в план-график попало более 2 тыс. домов, заявки поступили уже от 70% домовладений.
Активно заявочная компания идет в Серовском и Белоярском районах, в Ирбите. Это те территории, где хорошо сработали местные администрации и сарафанное радио. Думаю, что остальные муниципалитеты тоже подтянутся. Такая задача главам поставлена. И если раньше ежедневно в области поступало от 60 до 100 заявок, то сейчас их подается уже по 300-400.
К настоящему моменту уже заключено 5,5 тыс. договоров. Газораспределительные организации приступили к проектированию. Более чем к 2,3 тыс. домов подвели газопровод — из них более 1 тыс. домов уже получают голубое топливо.
Если проанализировать план-график, можно заменить, что в Екатеринбурге домов, которые должны быть газифицированы в ближайшие два года, совсем немного — не более полусотни. При этом всего в план включено более 2 тыс. домовладений. Почему большая часть из них попала только на последние годы реализации программы?
— План-график составлялся на основе предварительных заявок жителей. Мы собирали их в летний период. Многие горожане были на дачах или в отпусках, поэтому не до всех мы смогли дойти. Повторю: план-график — это живая вещь. Он будет корректироваться ежеквартально исходя из заявок жителей. Если будут поступать письменные отказы от газификации — срок подключения оставшихся домов будет переноситься на более ранний период.
За счет каких средств будет идти догазификация?
— Чтобы подвести газ к 39 тыс. домовладений, нужно около 5,5-6 млрд руб., это расчет в ценах прошлого года. Около 500-600 млн руб. выделят наши газораспределительные организации за счет инвестиционной надбавки, заложенной в тарифы. Все остальное, в соответствии с федеральным постановлением, будет предоставлено единым оператором газификации Газпромом нашему региональному оператору — компании Газэкс. Между ними уже заключено рамочное соглашение о предоставлении беспроцентного займа.
Дальше механизм взаимодействия такой: газораспределительная организация берет в работу заявку жителя, готовит проектно-сметную документацию, с готовым проектом обращается к единому оператору, и он открывает финансирование.
Читайте также: в Свердловской области готовят налоговые льготы для компаний, которые подводят газ к жилым домам
Наверняка чтобы вернуть такую большую сумму, газораспределительным организациям придется серьезно поднимать тарифы.
— Роста тарифов не будет. Газораспределительные организации не имеют права устанавливать тариф на транспортировку выше, чем 35% от стоимости газа. Если в положенный срок необходимую сумму вернуть Газпрому не удастся — срок будет увеличиваться. Но уже сейчас компании рассчитывают на достаточно длительное время возврата. Например, Газэкс подал заявку на 80 млн руб. — заем они рассчитывают вернуть в течение 50 лет. Второй способ возврата, который прописан в соглашении с Газпромом, — это передача ему построенных сетей.
Есть ли какая-то выгода от такого решения для Газпрома? Или все двигается исключительно из-за поручения президента России?
— Конечно, многое зависит от политического решения главы государства. Но Газпром тоже заинтересован в строительстве новых сетей — с прицелом на увеличение продаж газа. Тем более что после завершения программы догазификации нас ждет следующий этап — работа в населенных пунктах, куда газопроводы пока не подведены.
Справка DK.RU
Сейчас в Свердловской области работают пять газораспределительных организаций:
- Газэкс (занимает около 50% рынка — по количеству муниципалитетов, где ведутся работы, и по объему прокачиваемого газа);
- Екатеринбурггаз;
- Регионгазинвест;
- Газпром-газораспределение;
- ГАУПСО «Газовые сети».
Поставщиками газа для жилых, социальных и промышленных объектов являются четыре компании:
- Роснефть и аффилированный с ней Уралсевергаз поставляют около 80% топлива;
- Газпром — 17,5%;
- Новатек — 2,5%.
Какой экономический эффект программа принесет для нашего региона?
— Мы рассчитываем, что в газовых и подрядных организациях появится около 3,5-4 тыс. рабочих мест для инженеров, проектировщиков, сварщиков. Плюс это толчок и для бизнеса — производителей труб, котлов, радиаторов. Все эти производства есть на территории Свердловской области.
Если говорить о газификации в целом, ее уровень в Свердловской области ниже, чем во многих других регионах — около 77%...
— Это данные на 1 января 2021 г. К апрелю текущего года будут свежие цифры, и мы ожидаем, что уровень газификации превысит 80%. Наша задача за два года довести показатель до 88%. Задача непростая, но это — реально.
Одним из сдерживающих факторов сейчас является то, что значительная часть наших газораспределительных станций (ГРС), принадлежащих Газпрому (8 из 12), уже не может пропускать большой объем газа. Там нет возможности подключать новых потребителей. В течение ближайших двух лет в разряд дефицитных могут уйти еще три станции. Губернатор Евгений Куйвашев обратился к руководителям Газпрома, чтобы они включили эти станции в свой план модернизации или построили новые взамен этих. По двум ГРС — Сысертской и Сухоложской — регион уже получил положительный ответ.
Мусоросжигающих заводов в области не будет
Три года назад на Урале стартовала реформа по обращению с ТКО. В городах появились новые контейнерные площадки, в том числе — для дуального сбора мусора. За вывоз отходов отвечают три региональных оператора: «Спецавтобаза» (работает в Екатеринбурге и на востоке области), «ТБО Экосервис» (запад области) и «Рифей» (Горнозаводской и Северный округа), задача которых — не допускать вывоз мусора на нелицензированные свалки. А жители и предприниматели региона три года назад начали оплачивать новую коммунальную услугу.
Как вы оцениваете первые годы реализации экологической реформы? Теперь жители и предприниматели воспринимают ее менее болезненно?
— К новой строчке в квитанциях все привыкли. Но иногда возникают вопросы к суммам, например, когда человек съехал из квартиры, а платежки продолжают приходить. Тогда, как при любой другой коммунальной услуге, производится перерасчет.
У некоторых предпринимателей все еще возникают вопросы по методике определения нормативов, по которым они оплачивают вывоз ТКО. Но методика была утверждена на федеральном уровне, поэтому здесь мы можем только разъяснить предпринимателю, что и как рассчитывается.
Представители малого бизнеса часто говорят: «Мы столько мусора не образуем. Посмотрите, мы поставили контейнер, и заполнили его только за два месяца». Но при этом часто на контейнерной площадке соседнего многоквартирного дома лежат ящики для продуктов и контейнеры, забитые пищевыми отходами от непроданных товаров.
В целом люди увидели, что реформа — это не пустые слова. Во-первых, уже в течение первого полугодия реализации реформы перестали увеличиваться объемы мусора, который вывозится не на полигоны. За счет того, что оплата осуществляется по факту привоза на полигон, экономического стимула везти в другое место нет. За мусор, который вывозится на свалку, никто не заплатит.
Во-вторых, люди увидели новые контейнерные площадки. Сейчас они есть во всех городах. Раньше в Полевском и Верхнем Тагиле к определенному времени приезжала машина и люди подходили к ней прямо с мешками. Появились новые мусоровозы. Они стали приезжать в сельские территории, где мусор раньше совсем не вывозился. Конечно, хочется большего. Но мы понимаем, что создаем новую отрасль. Это как ребенок: он не может сразу после рождения пойти учиться в институт, минуя школу и другие этапы своего развития.
В интервью DK.RU в 2019 г. вы говорили, что в Свердловской области планируют построить 12 мусоросортировочных комплексов к 2025 году. Планы не поменялись?
— Мы рассчитываем построить от 12 до 14 комплексов. Будем смотреть, как будет меняться объем образования ТКО в ближайшие годы. Возможно, будем менять логистику. Например, строить более крупные комплексы, но в меньшем количестве. Или при расчетах выяснится, что плечо слишком большое, и лучше построить дополнительный завод в каком-то месте.
Четыре мусоросортировочных комплекса уже работают — в Екатеринбурге на Широкой речке, в Каменске-Уральском, Алапаевске и Лесном (здесь линия с ручно-механической выборкой). В прошлом году началось строительство большого мусоросортировочного комплекса в Краснотурьинске, в этом году — в Нижнем Тагиле. Прошел экспертизу и в ближайшее время начнет строиться мусоросортировочный комплекс на западе области в Красноуфимске. Получен проект на строительство завода в Камышлове, на очереди — аналогичный объект в Сухом Логу.
Нужно понимать, что такие объекты быстро не появляются. В среднем около двух лет необходимо на его проектирование и прохождение экспертизы. Еще около двух лет — на само строительство.
Жители Красноуфимска выступали против строительства мусоросортировочного комплекса, выходили на акции протеста. С ними удалось договориться?
— Почему был такой большой негатив? Жителей ввели в заблуждение. Им говорили, что там будет завод по переработке промышленных отходов, что к ним будут привозить ТКО из других регионов, чуть ли не радиоактивные отходы. Постоянные разъяснения, которые и сейчас ведутся силами экологов и региональным оператором, помогли снизить негатив. Хотя я не готов сказать, что все жители поддерживают проект.
Где бы ни строился завод, у населения всегда будет недоверие. Все за то, чтобы заводы были, но у соседей.
Мы продолжаем работать с населением. Объясняем, что ничего опасного для их здоровья не будет. Сжигать отходы мы не планируем — губернатор четко сказал, что на территории Свердловской области мусоросжигающих комплексов не будет. Кроме того, не стоит забывать, что мусоросортировочный комплекс даст территории более 100 рабочих мест. Для сельских территорий, которые находятся рядом с этой площадкой, это очень хорошо.
Какой объем отходов регион будет сортировать в 2025 г.?
— Наша задача — чтобы к 2025 г. до 80% образуемого в области мусора проходило через мусоросортировочные комплексы. Для этого должен быть один крупный завод или два небольших вблизи Екатеринбурга — города, где образуется самый большой объем ТКО. По поручению губернатора Евгения Куйвашева было заключено концессионное соглашение с ООО «Экологические системы» о строительстве крупного мусоросортировочного экотехнопарка. Объем вложений — 15 млрд руб. Срок строительства — до 2025 г. Фактически это будет большой завод с полигоном. Помимо сортировочных линий будет организовано производство RDF-фракций (топлива из отходов для ТЭЦ и отдельных производств) и почвогрунтов, которые можно будет использовать для рекультивации отвалов и других полигонов. А также в планах — организовать места для малого и среднего бизнеса по переработке отсортированных фракций.
Сейчас идет выбор земельного участка под экотехнопарк. Задача — полностью решить экологические вопросы — чтобы рядом не было никаких населенных пунктов, подземных источников водоснабжения. Но в то же время он должен быть построен в пределах 60-70 км от Екатеринбурга: чем дальше он будет расположен от города с самым большим объемом ТКО, тем выше будет тариф на вывоз и утилизацию отходов.
Читайте на DK.RU: Власти Свердловской области заявили об острой необходимости строительства мусороперерабатывающего завода под Екатеринбургом
И все-таки по мусоросжигающим заводам. Почему регион принял решение от них отказаться? Есть, например, опыт Швеции, где успешно работают и мусороперерабатывающие, и мусоросжигающие предприятия.
— Все мусоросжигающие заводы, которые были построены в европейских странах, Скандинавии и на Дальнем Востоке, появились в 1960-80-е гг. Когда был бурный рост экономики, им не хватало энергоресурсов, электричества и тепла. В этих странах нет своего угля и газа, сжигание мусора было для них источником получения электрической энергии. Для них это было экономически выгодно, тем более что эта отрасль дотируется государством. Для нас стоимость электроэнергии, вырабатываемая за счет сжигания мусора — в 7-14 раз дороже, чем выработка электроэнергии на угольных, а тем более — газовых и атомных электростанциях. Поэтому для нас это нецелесообразно.
Кроме того, как бы странно это не звучало, в России экологические требования более жесткие, чем на Западе. Если там можно строить мусоросжигающий завод на расстоянии 100-200 метров от жилого сектора, то у нас по СанПиНу такие объекты могут появиться не ближе, чем в 1 км. Поэтому с точки зрения транспортировки тепловой энергии экономики для нас тоже нет.
И третье — то, о чем никто не говорит. Да, стоимость строительства мусоросжигательного завода относительно небольшая. Но раз в три года нужно менять фильтры, стоимость которых сопоставима с третью стоимости завода. Раз в пять лет нужно проводить другие работы по обслуживанию предприятия. Поэтому суммарные затраты на завод существенно выше. И есть еще одна проблема — что делать с золой с мусоросжигательных заводов? Япония помещает ее в контейнер и опускает в море. В Свердловской области моря нет.
Мы понимаем ситуацию в Москве и Московской области. Даже если тот объем ТКО, который там образуется из-за большого количества населения и больших объемов потребления, будет отсортирован на 80%, оставшийся объем будет выше, чем тот, что образуется в Свердловской области. Поэтому для них единственный выход — сжигание.
У нас в регионе другая ситуация. Мы можем достичь сортировки в 60-80% путем извлечения из объемов отходов стекла, пластика, металла, картона. Органику можно переводить в компост и почвогрунты. Из горючих фракций можно делать RDF-фракции, в которых заинтересованы наши цементные заводы. Таким образом, у нас появится экономика замкнутого цикла и на полигоны пойдет минимальная доля отходов. Ну и, кроме этого, я надеюсь, что к жителям области придет тренд на разумное потребление.
Для того чтобы воплотить эти планы в жизнь, нужны предприятия, которые занимаются переработкой ТКО. Могу ошибаться, но сейчас в регионе заметных предприятий-переработчиков нет.
— Уже сейчас Свердловская область входит в пятерку субъектов по доле перерабатываемых отходов. Небольшие заводы и цеха, которые занимаются переработкой пластика и макулатуры, у нас достаточно успешно работают. Они производят скамейки, детские площадки, мелкие ограждения для дорог, пластиковую ленту. Кстати, светоотражающие «ребра» по Тюменскому тракту тоже сделаны из переработанного пластика. Из бумаги и картона изготавливают сетки для яиц. Так что у нас эта отрасль активно развивается и готова развивать легальный бизнес — когда заработают новые мусоросортировочные комплексы и появятся большие объемы
Для этого жителям уже сейчас нужно привыкать к дуальному сбору отходов. Если мы будем выбрасывать пищевые отходы вместе с бумагой, картоном — их нельзя будет взять в переработку. Поэтому уже идет работа по установке контейнерных площадок для дуального сбора мусора: это Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Арамиль, Сысерть и другие территории.
Читайте также: Как Сергей Лосин начал производить стройматериалы из пластикового мусора
Екатеринбург перестал быть «долиной гейзеров»
Одной из главных проблем отрасли традиционно остается высокий износ коммунальных сетей. Сейчас в замене нуждается около 16 тыс. км сетей из почти 35 тыс. км существующих. Ежегодно ветхими признаются около 1,5 тыс. км сетей, большая часть из них приходится на теплоснабжение.
В конце прошлого года, после двух крупных коммунальных аварий в Екатеринбурге, представители вашего министерства говорили, что износ коммунальных сетей в Свердловской области превышает 50%. Как решается эта проблема?
— За последние 5-7 лет нам удалось остановить прирост изношенных сетей. Но для того, чтобы кардинально переломить тенденцию, нужны серьезные затраты. Здесь может быть два источника финансирования: либо инвестиции частных эксплуатируемых компаний, то есть тариф; либо бюджетные средства. В обоих случаях есть ограничение по объему финансирования. Поэтому мы используем механизм концессий: привлекаем частные компании, которые вкладывают средства в восстановление сетей, а потом возвращают за счет тарифа.
С прошлого года заработал еще один механизм — так называемое инфраструктурное меню. Это бюджетные кредиты, которые регион может получить на реализацию мероприятий по модернизации инфраструктуры. А в этом году было принято постановление федерального правительства о возможности выделения льготных кредитов из средств Фонда национального благосостояния на мероприятия в сфере ЖКХ. Мы планируем воспользоваться и этими ресурсами. Также обсуждается возможность использования в Екатеринбурге и ряде других муниципалитетов механизма «альтернативной котельной» — это способ привлечения внебюджетных средств за счет сглаженного тарифного регулирования, установления долгосрочных предсказуемых тарифов для коммунальных компаний.
Как зарекомендовал себя механизм концессионных соглашений?
— У нас заключено 46 концессионных соглашений на общую сумму в 57 млрд руб. — это не считая сфер электроснабжения и ТКО. За время реализации этих соглашений в сферу ЖКХ уже выложено 35 млрд руб. К сожалению, несколько концессий были неудачными. Ряд соглашений мы расторгли. Причины разные: где-то был недобросовестный концессионер, где-то неправильно выбрана финансовая модель или недостаточно хорошо изучен износ сетей. Например, при заключении соглашения посчитали, что потери составляют 30%, а фактически оказалось, что 50%. Но в целом могу сказать, что механизм зарекомендовал себя положительно. Это единственный источник привлечения внебюджетных средств в сферу.
Сколько времени может потребоваться, чтобы переломить тенденцию с износом сетей?
— Я думаю, что это вопрос 10 лет, не менее. Например, в Екатеринбурге мы уже видим заметное улучшение ситуации по сравнению с тем, что было 10 лет назад. Тогда город во всех СМИ называли «долиной гейзеров». Сейчас мы фиксируем только отдельные порывы.