Как будут расширять Татищева и сносить дома — мнения экспертов
Проект по расширению улицы Татищева связан со сносом нескольких домов, демонтажем части жилой пятиэтажки и сужением парковой зоны. Как он будет реализовываться? Подробности в нашем материале
В январе 2022 г. мэрия запланировала расширение ул. Татищева. Для этого будут выкуплены частные дома, а от одного пятиэтажного здания «отрежут» несколько подъездов. Соответствующее постановление опубликовано на официальном портале Екатеринбурга.
Вопрос о расширении улицы Татищева значится в городской повестке уже полвека. Теперь он особо актуален, потому что ВИЗ активно застраивается, а Татищева — основная магистраль, связывающая его с центром города.
Отношение к проекту неоднозначное, жители, которых коснется реконструкция этого участка, недовольны. Особенно много вопросов вызывает снос части пятиэтажного дома, который состоит из двух соединенных секций, по адресу Заводская, 30. Почему именно часть дома идет под снос — не выгоднее ли снести весь? Не пострадают ли жильцы, которые останутся в этом доме, в процессе демонтажа? Как вообще будет проходить процесс?
Чтобы пролить свет на ситуацию, DK.RU поговорил с чиновниками и специалистами. Вот что у нас получилось.
Насколько актуально на сегодняшний момент расширение улицы Татищева, надолго ли затормозит снос домов реализацию проекта?
Владимир Злоказов, урбанист:
— Расширение улицы Татищева планируется с 70-х годов прошлого века, и вот наконец-то оно, видимо, произойдет. Район ВИЗа будет застраиваться еще долго, новая застройка продолжится вплоть до линии Большого Конного полуострова, где появится новый большой район. Естественно, будет нужен выезд — доступ к центру города.
По ул. Татищева проложат трамвайные пути. Они и сейчас там есть, но участок до Зеленого Острова сейчас однопутный. Его уберут, а по расширенной Татищева пройдет полноценная трамвайная линия. И конечная остановка будет дальше, в конце района. То есть эта улица объективно нужна. А то, что несколько домов мешают — это не проблема, если есть финансирование. Снос можно осуществить за месяц.
Виктория Мкртчян, начальник отдела информационного сопровождения администрации Екатеринбурга:
— Пока конкурс на демонтаж и снос зданий не проводился и конкурсная документация не подготовлена, так как пока не определен источник финансирования. Скорее всего, это будет софинансирование бюджетов всех трех уровней. Как только будет понятен источник, так и будут запущены дальнейшие механизмы.
Почему сносится только половина здания, не выгоднее ли было бы снести полностью?
Владимир Городенкер, глава ГК «Атлас Девелопмент»:
— Как будет происходить снос дома на Заводской 30, сказать сложно. Сегодняшние технологии позволяют вообще все. Но нужно знать конструктивные особенности объекта. Это можно выяснить только после подготовки проектной документации. Вопрос не только в качестве процесса, но и в его целесообразности. Может быть, снести дом полностью будет дешевле. Это определяется только после проектных решений, как и то, каким образом все это будет происходить.
То есть проектные решения покажут, насколько это все экономически обосновано и технически реализуемо. Нужно понимать, о какой конструкции идет речь: какая-то позволит снести половину постройки, какая-то нет. Относительно идеи снести полдома — хорошо это или плохо, возможно или не возможно — можно сказать только по факту конкретного проекта.
Виктория Мкртчян:
— Вопрос, не было бы выгоднее снести весь дом, оставим без комментария, так как он очень специальный. Есть проект, который уже согласован во всех инстанциях, согласно ему будет сноситься только часть здания.
Дом по адресу Заводская, 30, который планируется частично снести
Сергей Козлов, директор оценочной компании «Априори», юрист:
— Очень странно часть объекта сносить, а часть оставлять. Я не думаю, что на сегодняшний день кто-то будет поступать с жителями подобным варварским способом. Этот вопрос, безусловно, будет на повестке дня, и я думаю, что, как и все социально-значимые проекты, он будет предельно детально рассмотрен, рассчитан и поставлен на жесточайший контроль.
В целом, наша транспортная инфраструктура очень тяжелая. Она явно не соответствует реалиям сегодняшнего дня. Город растет, трафик скачет, развязки и транспортные узлы меняются. По-другому раздвигать улицы, мне кажется, не получится.
Как будет проходить демонтаж? Насколько опасен для оставшихся жильцов?
Инженер одной из управляющих компаний Екатеринбурга:
— Если демонтаж будет производиться в летний период, то это, скорее всего, пройдет безболезненно, жильцы даже не почувствуют. Зимой переносы систем теплоснабжения более проблематичны. При температуре ниже 10 градусов по Цельсию отключение трубопровода теплоснабжения не приветствуется. С этим связаны риски, которые могут повлечь за собой порчу и общедомового имущества, и затопление квартир жильцов. А это чревато судебными исками.
Перенос инженерных систем делает подрядная организация на конкурсной основе. Производится перенос систем холодного и горячего водоснабжения, прокладываются магистрали, монтируется оборудование, в том числе то, которое подлежит переносу. Например, коммерческое оборудование узлов учета, систем погодного регулирования. Потом производятся пусконаладочные работы и сдача в дальнейшую эксплуатацию. Отключения производятся согласно плану-графику работ подрядной организации. Все идет через Фонд капремонта или через Фонд ЖКХ.
Виктория Мкртчян:
— За тем, чтобы процесс демонтажа работ не угрожал жизни, здоровью, безопасности жителей, которые остаются жить в доме, будет следить Ростехнадзор. Все документы по сносу зданий будут согласовываться с ним.
Как будет происходить выкуп квартир и земли у жителей, чьи дома идут под снос? Им предоставят новое жилье, заплатят деньги или они попадут под одну из программ переселения?
Сергей Козлов:
— Еще не сталкивался с тем, что в рамках расширения дороги сносят пятиэтажки, но прецедент интересный. Скорее всего, практика пойдет по пути определения рыночной стоимости выкупаемого объекта. Я точно знаю, что происходит выкуп частного сектора для расширения дорожной инфраструктуры. Земли выкупаются в рамках муниципальных контрактов и по рыночной стоимости.
К тому же любой собственник имеет право отстаивать свой интерес в суде, если считает, что рыночная стоимость была определена некорректно. В основном за объекты дают достаточно приличные компенсации — собственники старых и аварийных домов точно остаются довольными.
Виктория Мкртчян:
— Чаще всего в таких случаях выплачивается денежная компенсация, сумма определяется в соответствии с рыночной стоимостью имущества. Ее определит лицензированный оценщик. Если гражданин не согласен с оценкой, он может обратиться в суд и предоставить альтернативную оценку. Решение о сумме компенсации в этом случае примет суд.
Дома, подлежащие выкупу, расселению и сносу по проекту расширения улицы Татищева
Что будет с прогулочной парковой зоной вдоль Татищева?
Владимир Злоказов:
— Интересно, как в деталях сделают улицу Татищева. Это, конечно, большой вопрос, потому что соединение улиц Ленина и Татищева получилось довольно ужасным: шоссе без деревьев, парадное, но при этом совсем нефункциональное, некомфортное для того, чтобы там находиться. Хотелось бы, чтобы на новом участке Татищева все эти ошибки были учтены и жить с окнами, выходящими на эту улицу, было бы приятно.
Там сейчас есть небольшая парковая прогулочная зона. Она станет меньше примерно на треть за счет расширения дороги, но все-таки сохранится.
Виктория Мкртчян:
— Комитет по строительству ответил, что проекта планировки пока нет. Поэтому ответить на вопрос — будет ли убрана парковая зона в ходе строительства, невозможно.
Парковая зона вдоль улицы Татищева, дальнейшее существование которой пока под впоросом
Были ли в истории Екатеринбурга подобные масштабные расширения улиц?
Владимир Злоказов:
— Если копнуть подальше в историю, то снос домов ради расширения улиц ранее происходил довольно часто. Вот, например, у нас есть улица Свердлова, которая идет от вокзала, она раньше называлась Арсеньевский проспект (до 1919 г. — прим. авт.). Она была гораздо уже, там была еще одна линия домов. Дома, которые мы сейчас видим — сталинки — строились на второй линии. Первую линию, которую составляли старые купеческие особняки, снесли.
Когда сносили эти дома, не было идеи сохранения наследия, поэтому их уничтожали без большого сожаления. По нынешним временам такой проект было бы не осуществить, скорее всего. Потому что там, кроме рядовой застройки, наверняка были выдающиеся строения, которые надо было бы сохранить.