«Автоматизация бизнес-процессов в компании не должна быть данью моде»
О трех этапах внедрения IT-решений, которые помогут бизнесу расти, DK.RU рассказал совладелец web-студии «Ананас» Андрей Тарасьев. Его компания занимается созданием интернет- и мобильных приложений.
На рынке IT-решений сегодня наблюдается несколько интересных трендов, отмечает Андрей Тарасьев, совладелец web-студии «Ананас». Прежде всего, он активно растет. По данным консалтинговой компании IDC, в 2019 г. объем российского рынка IT-услуг увеличился на 8% относительно 2018 г., до $5,57 млрд, а в 2020-м — на 4,9%, до $6,75 млрд. Исследования по 2021 г. еще не публиковались, но аналитики прогнозируют рост уже в пределах 10-30% (реальная ситуация может быть иной в связи с последними политическими событиями). Почему цифры именно такие и по какой причине в 2020 г. наблюдалось некоторое торможение?
В период 2010-2019 гг., по мере развития интернета и мобильных гаджетов, постоянно рос спрос на самые разные приложения для бизнеса — от лендингов разной степени сложности до сервисов по заказу услуг и интернет-магазинов. Решения для автоматизации бизнес-процессов развивались медленнее. Например, голосовой помощник TWIN создавали еще в 2014 г. (на тот момент это была одна из первых подобных технологий на рынке), но бизнес с такими решениями (если мог себе их позволить) только экспериментировал — примерял на себя, оценивал эффективность. Но пандемия поменяла приоритеты.
Пандемия как триггер для автоматизации бизнеса
Коронавирус для множества компаний обернулся целым букетом вызовов, на которые им нужно было реагировать, чтобы избежать сокращения доли рынка. Кому-то пришлось вдвое-втрое повысить скорость работы и ее качество, чтобы удержать клиентов. Кто-то столкнулся с необходимостью освоения удаленного режима работы и нехваткой персонала, кто-то — с задачей по сокращению издержек, переходом из офлайна в онлайн или со всем этим сразу.
Автоматизация, то есть разработка и внедрение решений разной сложности, от 1C до RPA и ERP и других, стала рассматриваться как инструмент, который не просто позволяет оптимизировать рутинные операции с высвобождением сотрудников для более сложных задач и сокращением издержек, но и повышает эффективность работы бизнеса, а также его гибкость и приспособляемость к быстро меняющейся конъюнктуре рынка. Такие решения стали драйвером дальнейшего развития IT-рынка.
В частности мы продолжаем наблюдать значительный рост подобных заказов. Другое дело, что в разгар первой волны пандемии не у всех компаний хватило средств (или решимости) для инвестиций в автоматизацию, поэтому объем рынка IT-услуг продолжил увеличиваться, но медленнее, чем в 2019 г. А в 2021-м, когда бизнес адаптировался к ситуации, процессы автоматизации внутри компаний стали резко нарастать.
Переавтоматизация
Итак, бизнес осознал: если не заниматься автоматизацией сегодня, завтра наступит отставание от конкурентов и потеря рынка. Отсюда рост спроса, с одной стороны, на услуги разработчиков таких решений, а с другой — на так называемые «коробочные», то есть типовые решения или lowcode-платформы, которые компания может использовать самостоятельно, не привлекая специализированных интеграторов. Простейший пример — конструктор Tilda для создания сайтов и лендингов без навыков программирования.
Из этих двух трендов вытекает третий — желание бизнеса в кратчайшие сроки автоматизировать как можно больше внутренних процессов и процедур. Давление оказывает пандемия, которая до сих пор не закончилась, конкуренция и успешные кейсы лидеров рынка. Однако подходить к автоматизации нужно с очень четкой расстановкой приоритетов. В противном случае внедрение того или иного решения может получиться не просто слишком затратным, но и банально долгим. А это значит, что в моменте компания будет проигрывать конкурентам, которые автоматизируют бизнес-процессы поэтапно, на каждом этапе сразу получая преимущества и формируя платформу для следующего технологического рывка.
Как правильно внедрять решения по автоматизации — три этапа
Внедрять решения для автоматизации бизнес-процессов лучше всего поэтапно, по мере развития компании. При создании бизнеса об этом не стоит задумываться вообще — важнее выстроить и отладить все процессы, к примеру, создать воронки продаж, систему постановки и распределения задач между сотрудниками, документооборота и т.п. Так постепенно возникает набор рутинных операций, например, занесение нового клиента в базу данных или сбор информации с сайтов (парсинг), которые уже можно автоматизировать. На этом этапе будет вполне достаточно готовых решений вроде 1C или CRM, которые внедряются легко и быстро. Если идти от обратного, приобретая сложные решения или заказывая индивидуальную разработку, можно просто слить бюджет.
Мне известен пример франчайзинговой компании, которая на старте внедрила сложнейшее и очень дорогое ПО для автоматизации работы менеджеров по продажам франшизы, после чего оказалось, что для 90% его функционала не нашлось применения. К тому же сотрудники тратили массу времени только на то, чтобы научиться использовать программу. В итоге компания не отказалась от решения, но отложила его на несколько лет, — рассказывает Андрей Тарасьев.
По мере роста бизнеса у него появляются уникальные процессы, которые тоже могут требовать автоматизации, но для этого уже необходимо создавать индивидуальные решения с нуля. Например, один из ключевых клиентов «Ананаса», известный развлекательный квиз «Мозгобойня», достигнув определенного уровня, внедрил систему автоматического ввода вопросов, их валидации, распределения по игрокам, сбора и анализа ответов.
Позже мы разработали движок для онлайн-версии «Мозгобойни» (к этому проект подтолкнула пандемия), портал с анонсами игр и других мероприятий, а также решение на базе TWIN, которое дает возможность пользователям начать игру с компьютера, а продолжать на смартфоне или планшете, — продолжает спикер.
Далее с течением времени у бизнеса появляются уже новые типовые потребности, которые снова можно закрывать коробочными решениями. Но, поскольку компания стала крупнее, а ее бизнес-процессы значительно шире и сложнее стартовых, возможно использование дорогих программных продуктов для автоматизации — и тогда они будут эффективны. К тому же у компании для этого появляются время и средства, полученные в том числе за счет бизнес-процессов, автоматизированных на одном из предыдущих этапов. А далее этот цикл может повторяться сколь угодно раз.
Совет
Автоматизировать бизнес-процессы в компании нужно постепенно и обдуманно — по мере появления соответствующих потребностей. Внедрение таких решений — не дань моде, а инструмент, который помогает развивать свое дело. Не стоит гнаться за опытом лидеров рынка: у каждого решения своя стоимость и эффект для каждой конкретной компании. Двигаясь по такому пути, бизнес сможет избежать ненужной переавтоматизации. При этом не всегда стоит начинать с создания сложных решений под себя, особенно на старте работы компании — вполне возможно, будет достаточно коробочного решения, которое можно внедрить и поддерживать своими силами или с помощью профессиональных программистов на аутсорсинге (что существенно дешевле индивидуальной разработки).
Но и к выбору такого решения следует подходить аккуратно, чтобы не потратить время и средства на приобретение продукта с излишним на текущий момент функционалом, — резюмирует Андрей Тарасьев.
Ранее на DK.RU: «Не обезвредишь вовремя ошибки в ТЗ — заказчик сольет бюджет»
Читайте также: Время ботов. Чему они учатся и как помогают бизнесу