Строители рассказали о главных вызовах в госконтрактах
Согласно данным системы «Маркер», в России в 2021 г. объем закупок в строительстве резко вырос: если в 2020 объем рынка составлял 4 трлн. руб., то в 2021 — свыше 10 трлн руб.
Однако общее число лотов снижается с 370 тыс. в 2019 до 313 тыс. в 2020 и 308 тыс. в 2021. На этом фоне в 2021 году Свердловской области зафиксировано 15 764 участий в торгах по сравнению с 23 036 в 2020 году. Эти цифры были озвучены в Екатеринбурге на международном некоммерческом форуме по закупкам в строительстве и проектировании World Build/State Contract.
Свердловская область подтверждает общероссийскую тенденцию: заметное снижение конкуренции в сфере закупок в строительстве (возведение муниципальных и государственных объектов). Но есть отличие: сумма строительных закупок в 2020 году в нашей области составила 177 млрд. рублей против 156 млрд.р в 2021 году. У нас не только подрядчиков, но и денег в закупках становится меньше. Одна из основных причин снижения числа участников, увеличения (в России) и снижения (в Свердловской области) денежных объёмов — рост цен на строительные материалы: исполнители останавливали работы, расторгали или не заключали контракты, опасаясь нестабильности в финансовом положении, повышали или не смогли повысить стоимость контракта. На нашем форуме мы говорили о том, как решить эту и другие проблемы, как улучшить законодательство о закупках», — говорит представитель организаторов форума, Денис Снетков, заместитель генерального директора по связям с общественностью СРО «Уральское объединение строителей и «Лига проектных организаций».
5000 строителей и проектировщиков из разных регионов России озвучили ключевые вызовы и решения, в том числе в связи с санкциями. Публикуем наиболее острые из них:
1.Оказать поддержку строительной отрасли, в том числе в связи с санкциями и ростом стоимости материалов:
1.1. Строители вынуждены нести двойное финансовое бремя, оплачивая взносы в компенсационные фонды СРО и банковские гарантии. И то, и другое обеспечивает финансовую ответственность компаний.
Убрать излишнюю нагрузку на малый и средний бизнес (МСБ), отменив банковские гарантии, а взносы в компенсационные фонды вносить не при вступлении в СРО, а только после победы в тендере.
1.2. Молодым сложно пробиться на рынок. По данным Сбербанка, только 60% строительных компаний выживают спустя три года работы.
Выбирать победителя конкурса из числа новых компаний МСБ не по опыту, а по квалификации. Последнее даст возможность новым малым компаниям наработать опыт.
1.3. Сегодня, вне зависимости от формата участия в закупках (аукцион или конкурс), цена по-прежнему является единственный критерием выбора подрядчика. Однако строительство — отрасль, где важно, прежде всего, качество работ.
Отменить аукционы в строительстве, которые позволяют демпинговать, установить минимальное значение нестоимостных критериев (60%) и максимальное значение критерия цена — 40%.
1.4. В 2022 году Минстроем РФ предусмотрен переход строительства на ресурсно-индексный метод (строительство не по устаревшим расценкам, а по реальным рыночным ценам). Для этого в России заработала система ФГИС ЦС, куда поставщики должны заносить действительные цены на стройматериалы. Но только около 10% производителей подают свои данные.
По мнению поставщиков, ФГИС ЦС — неудобная система, работа с которой требует финансовых издержек. Поэтому сметы контрактов по-прежнему устаревшие. Необходима доработка системы.
1.5. В связи с санкциями начался очередной скачок роста цен на стройматериалы.
Внести в постановления Правительства РФ и ФЗ о закупках дополнительный критерий «заказчик обязан изменить существенные условия контракта и повысить стоимость контракта в связи с увеличением цен на материалы и оборудование вследствие санкций в отношении РФ».
1.6. Повышение стоимости контракта после повышения цен на стройматериалы может составлять более 30 процентов.
Разрешить увеличить стоимость контракта до 50 процентов (сегодня возможно до 30%) в связи с ростом стоимости строительных материалов, в том числе по причине санкций.
2. Регулировать действия подрядчиков, которые предоставляют для конкурсов в качестве подтверждения опыта работы недостоверную информацию (подложные документы, справки о несуществующих объектах). Для этого планируется создать рейтинг деловой репутации подрядных компаний (учитывать материально-техническое состояние подрядчика, его финансовое положение, опыт работы, перечень конкретных объектов).
3. Подрядчик выигрывает тендер, приводит для стройконтроля (контроль качества строительно-монтажных работа аффилированного исполнителя, который специально падает в цене, и не дает дорогу профессиональным участникам. В результате, участились случаи, когда в муниципальных, вновь построенных объектах происходит обрушение той или иной конструкции.
Устранить демпинг со стороны участников закупок, аффилированных с исполнением работ в части строительного контроля. Реализовать новую норму закона, в которой заказчик получал бы право отклонять заявки на строительный контроль участников, аффилированных с исполнением работ, а также предусмотреть в ФЗ цивилизованную стоимость строительного контроля (сейчас заказчик идут на намеренное снижение стоимости работ по стройконтролю).
4. Проектировщик подготовил проект объекта, например, стоимостью 800 млн.р. и со сроками строительства 8 месяцев, финансирование предусмотрено на три месяца: 100 млн.р. первый год, столько же во второй год и 600 млн.р. – третий год. Приходится охранять объект три года.
Синхронизировать сроки строительства и финансирования.
5. После заключения контракта подрядчики приезжают на стройплощадку — объект не соответствует тендерной документации от заказчика. Заказчик выкладывает тендер по капитальному ремонту, а исполнитель сталкивается с тем, что нужно производить реконструкцию.
Ввести систему профессиональной оценки заказчиков и персональную ответственность заказчика за несоответствие техническому заданию.
Остальные инициативы можно посмотреть на сайте форума.
Все предложения, порядка 50 инициатив по совершенствованию законодательства, направлены нами в Минстрой РФ, в Минфин РФ, в ФАС РФ для выработки дальнейших законодательных инициатив, — добавляет Денис Снетков.